Как хорошо было в доисторическую эру. Планета представляла собой единый и неделимый кусок суши под названием Пангея. Это был и материк, и континент, и даже часть света, вернее целый свет. А теперь...
Сколько на планете материков? Шесть. А континентов? То ли четыре, то ли шесть, то ли семь. В чем тут различие и каким образом сугубо географические термины соотносятся с таким вольным словосочетанием как «часть света»?
Материковое единство
В большинстве стран мира вы не встретите понятие «материк». Данный термин используют лишь в России, некоторых странах СНГ, отчасти в Болгарии и Хорватии. Это потому, что слово имеет славянские корни и произошло от прилагательного «матёрый», что в старинном значении означало «плотный», «твёрдый», «неподвижный». Таким образом, «материк» — это «матёрая земля», то есть твёрдая, неподвижная суша, в отличие от моря.
Получается, с точки зрения славян любая земля, окруженная водой, была «матёрой», сиречь материком. Современная отечественная наука с этим в целом согласна, но лишь вносит уточнение. Материки (согласно БСЭ) — «крупные массивы земной коры, большая часть поверхности которых выступает над уровнем Мирового океана в виде суши».
Очевидным образом материков шесть: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида, Австралия. Всё, какие могут быть разночтения, откуда тут возьмутся четыре или семь материков?
Да очень просто — стоит нам только перейти к понятию «континент». Это синоним нашего славянского «материка» в остальных языках. Слово «континент» имеет латинское происхождение и означает «объемлющий», «непрерывный». И сколько в мире существует цивилизаций (кроме славянской), столько в них и мнений по поводу количества континентов на Земле.
Континентальный бардак
Но откуда берутся разночтения? В качестве «линии раздора» выступают два самых известных канала с мировым именем: Суэцкий и Панамский. Первый отделяет Африку от Евразии, второй делит пополам две Америки. Сторонники «альтернативных моделей» взывают к прошлому: 200 лет назад этих каналов не было и в помине, значит никаких тебе Южной и Северной Америк или отдельной Африки. По их мнению, континентов четыре: Афроевразия, Америка, Австралия и Антарктида.
Понять мотивацию таких людей вполне можно. Если исходить из того, что континент — это обширный массив земной коры, омываемый со всех сторон водой, то тогда искусственные каналы могут неузнаваемо изменить облик планеты и внести такую сумятицу, что потом и не разгребешь.
Вот в качестве примера проследите за следующей водной «цепочкой». Атлантический океан — Средиземное море — Черное море — Азовское море — Дон — Волго-Донской канал — Волга — Волго-Балтийский канал — Онежское озеро — река Свирь — Ладожское озеро — Нева — Балтийское море — Северное море — Атлантический океан. Ну и чем массив суши, омываемый такой «цепочкой», будет отличаться от прочих континентов? От той же самой Северной Америки, которую отделил от Южной прокопанный в 1914 году Панамский канал?
И такая позиция (4 континента) — только одна из многих. В прикладной науке не существует единой точки зрения на количество континентов. Нет такого конгресса географов, который собрался бы и определил: давайте, чтобы не путать людей, договоримся считать континентами шесть участков суши, а остальные точки зрения признаем околонаучной ересью. Вот поэтому в разных странах количество континентов на Земле считают по-своему:
- В Китае, Индии, англоговорящих странах Европы и США принято считать, что континентов семь. Европа и Азия отдельно, Южная и Северная Америки отдельно, Африка, Австралия, Антарктида;
- Испаноговорящие страны Европы и государства Южной Америки считают, что континентов шесть. Европа и Азия отдельно, Америка едина и неделима, остальное без изменений;
- Страны Восточной Европы, Греция, Италия и арабский мир считают, что континентов пять. Евразия, общая Америка, Африка, Австралия и Антарктида;
И это еще далеко не всё. Помимо тех, кто ратует за четырехконтинентальную модель, существует точка зрения, которая отвергает Антарктиду как континент. Сколько у нас олимпийских колец? Пять. А что они обозначают? Пять континентов: Европу, Африку, Америку, Азию, Австралию. Никакого шестого «белого антарктического» кольца там нет.
Чтобы окончательно всё запутать, поговорим о частях света. Это словосочетание к науке не имеет строгого отношения, а ввел его в обиход Америго Веспуччи — тот самый мореплаватель, чьим именем назвали Америку. Выражение «часть света» тяготеет к культурно-исторической плоскости и им люди объединяли схожие между собой регионы суши. Поэтому Европа и Азия — это отдельные части света, равно как Африка, Австралия и Антарктида. Что касается Америки, то Колумб и его последователи не видели разницы между южной и северной частями, поэтому Америка — это одна большая часть света.
И где же истина?
Неужели нельзя привести весь этот континентальный бардак к общему знаменателю? Можно, и фундаментальная наука уже давно определилась. Вот только кто будет слушать этих ученых с их литосферными плитами, о которых люди имеют смутное представление.
А между тем плиты и есть настоящее мерило континентов. Это крупные малоподвижные участки литосферы и настоящий «фундамент» континентов. Их много, но ученые выделяют шесть основных: Африканская, Антарктическая, Евразийская, Австралийская (вот поэтому, кстати, Австралия — это не остров, а материк), Северо-Американская и Южно-Американская. Есть еще большая Тихоокеанская плита, но она не сподобилась «родить» континент.
Вот и все подсчеты. Поэтому грамотный человек на вопрос о континентах и материках всегда знает, что ответить. И тех и других на Земле шесть, и не дурите мне голову всякими там каналами.
А вот американцев задурить проще простого. Их пробелы в географических знаниях уже стали притчей во языцех. Они с легкостью «засовывают» Испанию в Австралию, не могут показать на карте собственную страну и считают, что американцев в мире два миллиарда человек: 👇