Найти в Дзене
Ерофей и его заметки

Линкор «Санта-Ана». Возвращение домой

Совершенно случайно увидел в интернете эту прекрасную картину. «Возвращение домой». Что, кто, куда, зачем? Стал выяснять, и нарисовалась прелюбопытнейшая история. Не просто так на огромном корпусе, с тремя орудийными палубами, стоят какие-то непропорционально мелкие и неказистые мачты и паруса. Не зря проброшен трос на корабль с французским республиканским триколором. Не зря в углу отступает гроза. Это не просто «возвращение домой», это «Возвращение домой» с большой буквы. Это испанский линейный корабль 1 ранга «Санта Ана» возвращается в Кадис на буксире французского фрегата «Фемида» после Трафальгарского сражения. Для начала – в Испании имя «Анна» принято писать в форме «Ана». Потому «Санта Ана» это, конечно, «Святая Анна». Но с «испанским проносом». Трёхдечный стадвенадцатипушечный линейный корабль первого ранга «Санта Ана». Построен в 1784 году на верфи города Ферроль области Ла-Корунья провинции Галисия (это самый северо-западный угол Испании). Корабль оказался удачным и по его обр

Совершенно случайно увидел в интернете эту прекрасную картину. «Возвращение домой». Что, кто, куда, зачем? Стал выяснять, и нарисовалась прелюбопытнейшая история.

«Возвращение домой», современный испанский художник-маринист Карлос Паррилья Пенагос.
«Возвращение домой», современный испанский художник-маринист Карлос Паррилья Пенагос.

Не просто так на огромном корпусе, с тремя орудийными палубами, стоят какие-то непропорционально мелкие и неказистые мачты и паруса. Не зря проброшен трос на корабль с французским республиканским триколором. Не зря в углу отступает гроза.

Это не просто «возвращение домой», это «Возвращение домой» с большой буквы.

Это испанский линейный корабль 1 ранга «Санта Ана» возвращается в Кадис на буксире французского фрегата «Фемида» после Трафальгарского сражения.

«Фрегат «Фемида», буксирующий линкор «Санта Ана» в бухте Кадиса», французский художник-маринист Антуан-Жозеф-Фредерик Ру, современник событий.
«Фрегат «Фемида», буксирующий линкор «Санта Ана» в бухте Кадиса», французский художник-маринист Антуан-Жозеф-Фредерик Ру, современник событий.

Для начала – в Испании имя «Анна» принято писать в форме «Ана». Потому «Санта Ана» это, конечно, «Святая Анна». Но с «испанским проносом».

Трёхдечный стадвенадцатипушечный линейный корабль первого ранга «Санта Ана». Построен в 1784 году на верфи города Ферроль области Ла-Корунья провинции Галисия (это самый северо-западный угол Испании). Корабль оказался удачным и по его образцу были построено ещё несколько линкоров.

Su Católica Majestad del Barco Santa Ana.
Su Católica Majestad del Barco Santa Ana.

Не буду рассуждать о конструктивных особенностях тогдашних плюс-минус одинаковых боевых кораблей. Просто отмечу, что, как и во всех иных современных ему флотах, «Санта Ана» служил долго и нисколько не устарел к моменту Трафальгарского сражения.

Мыс Трафальгар…

Если смотреть на карту, это где-то там, где Гибралтар, только западнее, в сторону Атлантического океана.

21 октября 1805 года. Как уж так случилось, что английский флот столкнулся с франко-испанским флотом, я вам напоминать не буду, вы это и так знаете. Наполеоновские войны, все дела.

Да, в общем и целом, англичан было чуть меньше, чем французов с испанцами. А если смотреть на «циферки ТТХ» отдельных кораблей, самые топовые испанские корабли были весьма круты. Они превосходили и союзников-французов, и противников-англичан. У испанцев вообще была с собой перевозная «Звезда смерти» - старый, многократно переделанный, а потому тяжёлый и тихоходный, но четырёх(!)палубный корабль, знаменитый «Сантисима Тринидад». Целиком сделанный из кубинского красного дерева. Но он такой был один.

Первоклассных трёхпалубных линейных кораблей у англичан было семь, у испанцев - три, а у французов - ни одного. Так что, флот у Нельсона был явно сильнее.

«Сантисима Тринидад». Открытка из набора, который я храню с детства.
«Сантисима Тринидад». Открытка из набора, который я храню с детства.

Циферки-циферками, а боевой дух – боевым духом. Французскому адмиралу Вильнёву не хотелось ничего, испанский адмирал Гравина хотел как лучше. И только Нельсон и его «band of brothers» рвались в бой. Итог немного предсказуем.

Трафальгарское сражение.
Трафальгарское сражение.

«Санта Ана» был вторым по мощности испанским кораблём и в сражении схлестнулся со вторым по мощности английским – стопушечным «Ройал Соверен», на котором находился адмирал Коллингвуд. (Потом, после гибели Нельсона, он примет на себя командование всей английской эскадрой). Собственно, «Санта Ана» и открыл сражение, дав первый залп по «Ройал Соверен».

Чуть не три часа они вели перестрелку один на один, оба корабля раздолбали в хлам, и ещё неизвестно, чья бы взяла, но тут к англичанину подошла подмога. Несколько английских кораблей окружили избитую «Санта Ану», и испанцы сдались.

На следующий день после сражения разыгрался шторм, потопивший несколько затрофеенных англичанами кораблей. В том числе, утонул «красный гигант» «Сантисима Тринидад».

Картина «El gigante Trinidad», Карлос Паррилья Пенагос. Слева флагман Нельсона «Виктори» заходит в корму флагмана Вильнёва «Бюсантор», и разделывает его продольным огнём. В центре «Сантисима Тринидад» стреляет по «Тимиреру» и «Нептуну».
Картина «El gigante Trinidad», Карлос Паррилья Пенагос. Слева флагман Нельсона «Виктори» заходит в корму флагмана Вильнёва «Бюсантор», и разделывает его продольным огнём. В центре «Сантисима Тринидад» стреляет по «Тимиреру» и «Нептуну».

Кое-как залатанная «Санта Ана» шторм пережила, несмотря на снесённые подчистую мачты и избитые борта. А вот на следующий день, 23 октября, случилось интересное.

Толи английская призовая команда расслабилась после шторма, толи на горизонте нарисовались недобитые испанские корабли, которые вёл адмирал Гравина, толи всё сразу. Пленная испанская команда взбунтовалась, повыкидывала англичан за борт и вновь завладела кораблём.

Французский сорокапушечный фрегат «Фемида» взял побитый испанский линкор на буксир и потащил в Кадис. В помощь «Фемиде» испанцы из подручных материалов соорудили маленькие мачты с парусами, которые так бросаются в глаза своей самодельностью и непропорциональностью на первой картине.

Линейный корабль «Санта Ана» в свои лучшие времена.
Линейный корабль «Санта Ана» в свои лучшие времена.

«Санта Ана» на верфи Арсенал де Ла Каррака встала на ремонт, который преизрядно затянулся. За это время военно-политическая ситуации в Испании перевернулась и, после мадридского восстания 1808 года Испания из союзника Франции, превратилась в её противника.

Спустя три года после Трафальгарского сражения в Кадисе всё ещё стояли уцелевшие французские корабли - пять линкоров и один фрегат. Уйти они не могли из-за англичан, блокировавших порт. И вот, 9 июня 1808 года их начали обстреливать испанские береговые батареи. Английская эскадра Коллингвуда не вмешивалась, но путь в открытое море по-прежнему перегораживала. Французы промаялись несколько дней и 14 июня наконец сдались.

Линкор «Санта Ана», всё ещё ремонтировавшийся в Кадисе, был в таком плохом состоянии, что в захвате французской эскадры не поучаствовал. Бесконечный ремонт продолжился до 1810 года.

В 1810 году французская армия маршала Сульта осадила Кадис. Осада потом длилась два с половиной года и французы город так и не взяли, но в 1810 году это, конечно, было ещё неизвестно.

Флагман адмирала Гравины в Трафальгарском сражении, линейный корабль «Принсипе де Астуриас».
Флагман адмирала Гравины в Трафальгарском сражении, линейный корабль «Принсипе де Астуриас».

На всякий пожарный, чтобы не быть захваченными французами, линейные корабли «Санта Ана» и «Принсипе де Астуриас» (тоже участник Трафальгарского сражения, его тоже буксировал в Кадис тот же французский фрегат «Фемида») были отправлены на Кубу. Их сопровождал английский корабль «Имплакейбл» - бывший французский «Дюге-Трюен», захваченный англичанами при Трафальгаре.

«Имплакейбл», бывший «Дюге-Трюен», дотянул аж до 1949 (!) года, когда англичане его взяли и затопили. Ну а фигли, у них же остался ещё один участник Трафальгарского сражения – нельсоновский «Виктори».
«Имплакейбл», бывший «Дюге-Трюен», дотянул аж до 1949 (!) года, когда англичане его взяли и затопили. Ну а фигли, у них же остался ещё один участник Трафальгарского сражения – нельсоновский «Виктори».

Там, на Кубе, эти испанские ветераны Трафальгара и сгинули. Простояв в Гаване без надлежащего обслуживания несколько лет, линейный корабль первого ранга «Санта Ана» просто затонул в порту в 1816 году.

Линейный корабль 1 ранга «Санта Ана».
Линейный корабль 1 ранга «Санта Ана».