Александр Пушкин и Наталья Гончарова провели здесь первые месяцы после свадьбы, а теперь в этом месте хранятся ценные свидетельства о его жизни и деятельности и информация о потомках.
Расположение
В здании, включенном в список памятников культуры государственного значения, находится мемориальная квартира А.С. Пушкина. Она расположена в начале ул. Арбат, рядом — Министерство иностранных дел, театр Вахтангова, культурные центры, музеи, многочисленные рестораны и сувенирные лавки.
Одновременно с музеем-квартирой А.С. Пушкина легко посетить мемориальную квартиру Андрея Белого и музей истории Арбата, к которым ведет один вход.
Адрес: ул. Арбат, 53, стр. 1. Ближайшая станция метро: Смоленская (3 мин. пешком).
График работы и стоимость билетов
Билет для взрослых и иностранных граждан стоит 300 рублей, для пенсионеров, детей в возрасте от 7 до 17 лети включительно — 150 рублей. Студенты очной формы обучения, многодетные семьи и др. категории (указаны на сайте) могут пройти бесплатно.
О музее
Мемориальная квартира А.С. Пушкина на Арбате — музейный комплекс, филиал Государственного музея Пушкина. Именно здесь великий поэт с молодой супругой Натальей Гончаровой прожили первые месяцы после свадьбы в 1831 году.
Музей располагается в историческом здании, построенном в конце XVIII века. После масштабной реставрации открыт для посетителей в 1986 году. Открытие после повторной реставрации было приурочено к 225-летию со дня рождения писателя, тогда музей снова заработал 6 июня 2024 года (в день рождения писателя).
Экспозиция занимает два этажа: на первом, где жили хозяева квартиры, размещена выставка «Пушкин и Москва», а на втором — воссозданные мемориальные комнаты семьи Пушкиных. В залах передана атмосфера пушкинской эпохи, представлены портреты друзей и близких поэта.
В каждой комнате стоит хотя бы раз взглянуть на потолок: люстры очень красивые и непохожие друг на друга, с интересными деталями.
В каждой комнате есть текстовые гиды в электронном и бумажном форматах, а также в виде прозрачных наклеек на стеллажах и т.п.
Посещение музея
Из одного здания можно попасть в две мемориальные квартиры. Одна из них — русского поэта, драматурга и прозаика Александра Сергеевича Пушкина, в которую можно пройти через ведущую вниз лестницу. Вторая — русского писателя, поэта, критика, мемуариста, стиховеда, одного из ведущих деятелей русского символизма и модернизма в целом Андрея Белого, проход в которую лежит через сувенирную лавку. Посетила обе квартиры, все отзывы выйдут в течение этой недели.
1 зал
Экспозиция начинается рассказа о найме Александром Пушкиным этой квартиры. Яркое свидетельство — запись в маклерской книге (фото 2). Конечно, размеры этого экспоната впечатляют.
Здесь же можно увидеть рапорты того времени, заглянуть в письма Александра Сергеевича и в книги. На одной из полок можно заметить маленькую фигурку собачки, стоящей на задних лапках.
Интересно было почитать и наставление для народа, как себя предотвратить от холеры, и посмотреть информацию о заболеваемости холерой в 1830 году.
Прекрасна люстра с кентаврами и ангелами.
2 зал
Эта комната пестрит портретами, на которых изображены друзья и знакомые Александра Сергеевича. В углу стоит рояль, на котором будто приготовились играть: открыта песня из поэмы "«Бахчисарийский фонтан» А.С. Пушкина, положенная на музыку князем Василием Сергеевичем Голицыным.
В стеллаже собраны предметы интерьера, книги, портреты, театральная атрибутика. На веере с росписью золотом примерно 1820 развернулся сюжет «Юная пряха» (фото 5). В те время веер был сложным и дорогим предметом, в изготовлении которого участвовали художники, позолотчики, резчики, кружевницы и другие специалисты. Это была не только модная вещица, но и средство общения.
В этой комнате мы видим еще два веера, каждый из которых по-своему прекрасен и рассказывает какую-то историю. На веере из шелка, черепахи, латуни и перламутра (примерно 1800 г.) раскрывается сюжет «Жертвоприношение юпитеру». Чуть ниже видим дамскую сумочку из бисера.
Смотрим на люстру с венками, вазами с цветами, ангелами и барашками и проходим дальше.
Зал 3
Это пространство посвящено взаимодействию Александра Пушкина с другими литераторами. Здесь мы видим портреты, собрания сочинений, книги, выпуски Московского вестника и вестника Европы, письма и многое другое.
Привлекают внимание фарфоровые подсвечники и чернильный прибор первой половины 19 века (фото 5).
Люстра с растительными мотивами прячется на последнем фото. Кстати, один подсвечник будто не из этого комплекта. Декор у основания оставил на потолке узор.
Зал 4
Здесь открываются важные моменты из личной жизни Александра Сергеевича Пушкина. Например, на столе лежат письмо к Наталье Гончаровой, фрагмент о намерении жениться (на французском языке). Помолвка была объявлена в мае 1830 г.
УЧАСТЬ МОЯ РЕШЕНА. Я ЖЕНЮСЬ...
(С французского)
Участь моя решена. Я женюсь...
Та, которую любил я целые два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством — боже мой — она... почти моя.
Ожидание решительного ответа было самым болезненным чувством жизни моей. Ожидание последней заметавшейся карты, угрызение совести, сон перед поединком, — всё это в сравнении с ним ничего не значит.
Дело в том, что я боялся не одного отказа. Один из моих приятелей говаривал: «Не понимаю, каким образом можно свататься, если знаешь наверно, что не будет отказа».
Жениться! Легко сказать — большая часть людей видят в женитьбе шали, взятые в долг, новую карету и розовый шлафорк.
Другие — приданое и степенную жизнь...
Третьи женятся так, потому что все женятся — потому что им 30 лет. Спросите их, что такое брак, в ответ они скажут вам пошлую эпиграмму.
Я женюсь, то есть я жертвую независимостию, моею беспечной, прихотливой независимостию, моими роскошными привычками, странствиями без цели, уединением, непостоянством.
В другой стороне комнаты обратила внимание на книжный шкаф, где хранятся собрание Вольтера, «Письма» мадам де Севинье, «Плутарх для юношей» и др. книги.
Люстра в цвет стен.
Зал 5
У писателя был очень выраженный интерес к азартным играм, который даже привел к тому, что он проиграл рукопись своего первого сборника стихов. Такая же участь была и у 5-й главы «Евгения Онегина». Ему удалось отыграться, когда поставил на кон свои дуэльные пистолеты.
В этой комнате меня сразу потянуло к игральному столу, где под стеклом лежат дуэльный пистолет, курительная трубка в футляре, бисерный чехол для мелка и щеточка для стирания мела при карточной игре. В центре — сатира на игроков.
На полках стеллажа находятся письма, заглавные листы рукописей, черновые рукописи, каминные часы «Орфей» (всегда нравилась история этого героя древнегреческих мифов), ножницы для разрезания бумаги и еще одни для снятия нагара со свечей, колокольчик, четки из дерева и металла, шаль из кашемира и шерсти и другие предметы.
На столе, украшенном узором с растительными мотивами, хранятся письма, курительная трубка в футляре с табачницей, печатка, чернильный прибор. Рядом — столик-бобик и напольные часы. Пространство между предметами мебели заполнено портретами и картинами.
Люстра с античными мотивами, и подсвечники снова будто не из одного комплекта.
Зал 6
Свидетельства о намерении Пушкина жениться мы увидели еще в 4 зале, но все еще ничего не говорит о том, что свадьба готовится или уже состоялась. Это событие откладывалось по разным причинам. В том числе писатель провел сентябрь-декабрь 1930 г. в Болдино на карантине во время эпидемии холеры. В этот период он писал письма своей невесте.
Зал 7
Картина во всю стену свидетельствует, что спустя 10 месяцев после помолвки состоялось венчание. Подтверждает этот факт и белая кружевная накидка, актовая запись о бракосочетании А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой (24 февраля 1831), а также брачный обыск — акт, устанавливающий сведения о брачующихся и отсутствие препятствий к вступлению в брак.
Зал 8
В последнем зале мы видим люстры на 6 свечей с интересным декором: мальчики держат вазы с цветами, из которых вырастают свечи (в нашем случае — лампочки). Потолочная люстра с девушками, играющими на арфах, птицами и растительными мотивами не менее красива. Понравились часы, циферблат которых будто завис в воздухе.
На стене висит фотография с потомками Пушкина, сделанная во время посещения ими мемориального музея.
В стеллажах хранятся более ранние фотографии потомков писателя и предметы 18-20 вв.
Осмотр выставочного зала «Пушкин и Москва» занял более 40 минут.
Затем поднялась на второй этаж, где находится мемориальная квартира А.С. Пушкина.
Статья о доме-музее В.Л. Пушкина: