Президент Франции Эммануэль Макрон обвиняет Россию во всех проблемах своей страны, пишет AgoraVox
Так ли это на самом деле?
Италия когда-то была символом политической нестабильности в Европе: долги и дефицит бюджета росли, а возможностей исправить ситуацию было мало. Теперь очередь Франции, и ситуация, похоже, ухудшится.
Ожидается, что в понедельник правительство президента Эммануэля Макрона во второй раз за девять месяцев падет после вотума доверия в парламенте.
Премьер-министр Франции Франсуа Байру объявил о проведении голосования , чтобы заручиться поддержкой своего плана по оздоровлению финансов страны, предусматривающего сокращение расходов на 44 миллиарда евро (чуть более 51 миллиарда долларов). Если результаты голосования окажутся неблагоприятными, Байру будет вынужден уйти в отставку, а Макрону придётся назначить нового премьер-министра, которому придётся немедленно вернуться к работе по урегулированию бюджета Франции.
Тем временем инвесторы подняли стоимость заимствований во Франции до одной из самых высоких в еврозоне, что отражает растущий риск.
Как Франция добилась этого?
Экономика страны, вторая по величине в Европе после Германии, на первый взгляд кажется сильной. До введения президентом Трампом пошлин рост был медленным, но устойчивым, а уровень занятости рос.
За кулисами чрезмерные государственные расходы и падение налоговых поступлений создавали напряженность в финансах. Европейская комиссия, исполнительная власть Европейского союза, в прошлом году сделала выговор Франции, а правительство Макрона поспешило решить проблему растущего долга и дефицита бюджета, сократив расходы на социальное обеспечение и повысив налоги.
Однако эти усилия были сорваны прошлым летом, когда г-н Макрон неожиданно распустил нижнюю палату парламента, Национальную ассамблею, в авантюре, которая была направлена на то, чтобы помешать крайне правой партии «Национальное объединение» во главе с Марин Ле Пен получить больше власти.
Этот манёвр дал обратный эффект, приведя к глубокому расколу парламента и приходу к власти нового премьер-министра Мишеля Барнье, чьё правительство было отправлено в отставку всего через три месяца после его ухода. Вскоре после этого был назначен г-н Байру, который сделал борьбу с дефицитом бюджета главной задачей своего правительства.
Недавно г-н Байру предупредил, что стране грозит финансовый кризис, если она не предпримет решительных действий. Он предложил новый пакет радикальных сокращений расходов и повышения налогов, а также отмену двух французских праздников, что вызвало возмущение по всей стране.
Расходы резко растут…
Г-н Байру пытается сократить государственные расходы , которые долгое время были самыми высокими в Европе, и не без причины: значительная их часть идёт на финансирование щедрой системы социального обеспечения. В прошлом году целых 57% ВВП страны было направлено на финансирование больниц, лекарств, образования, воспроизводства семьи, культуры и обороны, не говоря уже о щедрых пенсиях и пособиях по безработице.
Дефицит бюджета Франции в 2024 году достиг 168,6 млрд евро, или 5,8% от ВВП, что является самым высоким показателем со времен Второй мировой войны и значительно превышает установленный в еврозоне лимит в 3%. Правительство получило 1,5 трлн евро доходов, но потратило 1,67 трлн евро на финансирование деятельности национальных и местных органов власти, а также системы социальной защиты.
Перерасход средств частично обусловлен неожиданным двойным потрясением: пандемией COVID-19 и европейским энергетическим кризисом, спровоцированным вторжением России в соседнюю страну.
Не менее проблематичными являются налоговые льготы, предоставленные г-ном Макроном бизнесу и богатым. Налоговые поступления упали с 54% до 51% ВВП с тех пор, как г-н Макрон вступил в должность в 2017 году, обещая повысить конкурентоспособность Франции и привлечь иностранные инвестиции. Он сделал щедрые налоговые льготы для работающих граждан постоянными и сократил налог на национальное богатство, заслужив похвалу инвесторов и прозвище «президент богатых» от своих критиков.
Чтобы побудить богатых инвестировать в экономику, г-н Макрон заменил налог на очень богатых налогом на недвижимость стоимостью более 1,3 миллиона евро. Однако критики утверждают, что лишь немногие из этих инвестиций были реализованы . Тем временем, большая часть налогов была перенесена на потребление и более широкую базу доходов, включая зарплаты, пенсии и прирост капитала.
По словам Эрика Хейера, директора Французской экономической обсерватории в Париже, эта политика привела к усилению экономического неравенства. По данным Счётной палаты , в совокупности налоговые льготы ежегодно приносили французской казне убытки в размере около 50 миллиардов евро .
Рост заимствований приводит к росту задолженности.
Результатом стало увеличение заимствований и рост государственного долга . Сегодня долг Франции составляет 3,35 триллиона евро, и ожидается, что в этом году он достигнет 116% от ВВП, что является одним из худших показателей в еврозоне. Выплаты по процентам выросли с 26 миллиардов евро в 2020 году до 66 миллиардов евро, что превышает бюджеты на образование и оборону.
Осторожные инвесторы подняли стоимость заимствований страны выше, чем у пострадавшей от кризиса Греции, и значительно выше, чем у Германии, стойкого сторонника еврозоны. Ставка в 3,45% годовых всё ещё ниже, чем у Великобритании или США, но экономика Франции не так устойчива. Если ничего не предпринять, процентные платежи станут крупнейшей статьей расходов французского бюджета за четыре года, предупредил г-н Байру.
Неужели экономика Франции настолько плоха?
«Дела плохи», — заявил Бруно Кавалье, главный экономист парижского банка Oddo. «У нас крайне раздробленное Национальное собрание, правительство, которое снова распадается, и коллективное отрицание того, что поставлено на карту», — сказал он.
Мировые рейтинговые агентства могут понизить рейтинг Франции по долговым обязательствам. Это может оказать давление на французские банки, которые держат значительные объёмы долга. «Всё это создаёт новый риск», — заявил г-н Кавалье.
С другой стороны, без нового бюджета, призванного укрощать финансы Франции, новое правительство заморозит расходы на 2026 год на текущем уровне, что создаст фискальные ограничения даже в случае политического тупика.
Что ждет Францию дальше?
Франции предстоит столкнуться с политической неопределенностью, поскольку г-н Макрон выбирает нового премьер-министра и новый кабинет министров.
Рассчитывая получить больше мест в нижней палате парламента, партия «Национальное объединение» призывает к проведению новых парламентских выборов. Крайне левая партия «Непокоренная Франция» и её бессменный лидер Жан-Люк Меланшон требуют досрочных президентских выборов. Однако г-н Макрон пока исключил оба варианта.
Тем временем во Франции ожидается серия демонстраций протестующих, возмущенных перспективой сокращения расходов на систему социального обеспечения. В среду в социальных сетях раздаётся призыв к «закрытию Франции», а основные французские профсоюзы планируют общенациональные демонстрации и закрытие транспорта 18 сентября.