Что такое симулированная реальность? (Простыми словами)
Это идея о том, что наша Вселенная — не «настоящая» в привычном нам смысле, а огромная, невероятно сложная компьютерная симуляция. Представьте себе ultra-realistic видеоигру, типа «Матрицы», но где мы — не люди, подключенные к машине, а просто часть самой программы. Все законы физики, которые мы изучаем (например, гравитация или скорость света) — это просто код, написанный кем-то (или чем-то) извне.
Как это объясняет странности квантовой физики?
Сторонники этой теории считают, что симуляция — это элегантный способ объяснить многие парадоксальные явления в квантовой механике, которые с обычной точки зрения выглядят как магия.
1. Эксперимент с двумя щелями (и «отложенным выбором»)
Что происходит: Ученые стреляют частицами света (фотонами) через барьер с двумя щелями.
- Если НЕ наблюдать, через какую щель пролетает фотон, он ведет себя как волна (как рябь на воде) и создает на экране позади интерференционную картину (полосы).
- Если НАБЛЮДАТЬ за тем, через какую щель он проходит, фотон вдруг ведет себя как частица (маленький шарик) и создает на экране две полосы.
- Объяснение с точки зрения симуляции: Это похоже на оптимизацию в игре. Чтобы сэкономить вычислительную мощность, симуляция не просчитывает всё до мельчайших деталей, пока на это никто не смотрит.
- Волновые свойства — это «упрощённый режим» рендеринга. Система просто вычисляет вероятности, где частица может находиться, не определяя точное положение. Это требует меньше ресурсов.
- Частичные свойства — это «режим детализации». Как только «игрок» (наблюдатель) направляет «камеру» (прибор) на объект, система вынуждена загрузить полную модель и точно определить все свойства частицы (ее положение, траекторию), что требует больше ресурсов.
2. Квантовая запутанность
- Что это? Две частицы могут быть «запутаны» — то есть их свойства связаны мгновенно, независимо от расстояния между ними. Если изменить состояние одной, вторая мгновенно меняется, даже если их разделяют световые годы.
- Объяснение с точки зрения симуляции: Это не «сверхсветовая связь», а просто программная ссылка. В коде эти две частицы изначально запрограммированы как связанный объект. Системе не нужно отправлять сигнал от одной к другой; она просто одновременно обновляет свойства обеих в своей базе данных, как если бы вы изменили одно значение в таблице Excel, и связанное с ним значение изменилось автоматически.
Причем тут Стивен Хокинг и параллельные вселенные?
Хокинг и другие ученые предполагали, что может существовать множество вселенных с разными законами физики (мультивселенная). В некоторых из них жизнь могла бы возникнуть, в других — нет.
С точки зрения гипотезы симуляции, это можно представить как перебор разных параметров при создании программы. «Создатели» могли запустить бесчисленное количество симуляций со случайными начальными условиями (законами физики) и наблюдать, в каких из них возникнет разумная жизнь. Наша Вселенная — просто одна из тех, где параметры оказались «правильными».
Эффект замедления времени и «процессор» Вселенной
- Что такое замедление времени? Согласно теории относительности Эйнштейна, время для объекта, движущегося с околосветовой скоростью, замедляется.
- Объяснение с точки зрения симуляции: Это можно сравнить с нагрузкой на процессор.
- Представьте, что симуляция работает на гигантском квантовом компьютере с определенной тактовой частотой (мощностью).
- Чтобы просчитать точное положение и взаимодействие всех частиц в объекте, летящем почти со скоростью света, требуется огромное количество вычислительных ресурсов.
- Системе становится «тяжело», и она может упрощать расчеты или даже «тормозить» — что для нас внутри симуляции выглядит как замедление времени.
А фотон — это «софт» реальности? Фотон (частица света) — это как бы ключевой элемент программы. Он всегда движется на световой скорости, и для него время останавливается. Можно представить, что фотон — это не «объект», а часть программного обеспечения, которое переносит информацию и силы между другими частицами (например, позволяет нам видеть, то есть «визуализировать» мир). Он всегда просчитывается идеально, так как является основным «инструментом» взаимодействия в симуляции.
Попробуем подвести итог:
Гипотеза симулированной реальности — это не доказанная научная теория, а философская идея и мысленный эксперимент. Она предлагает интересный угол зрения, который может:
1. Объяснять странности квантового мира через принципы оптимизации вычислений.
2. Стимулировать дискуссии о природе сознания, реальности и нашего места во Вселенной.
Как сказал Нил Деграсс Тайсон: «Вероятность того, что мы живем в «матрице», не равна нулю». Это заставляет нас задуматься: если бы наши далекие потомки могли создавать неотличимые от реальности симуляции, то статистически
шансов, что мы находимся в одной из них, может быть больше, чем в единственной «настоящей» реальности.