Найти в Дзене
окно в икону

Восьмой псалом: иллюстрации. Часть первая

С праздником, уважаемые читатели! Восьмой псалом – восторженная песнь о том, что Бог сделал для человека. Прекрасный образ тварного мира появляется в иллюстрациях к нему. Но сначала автор изображений покажет Господа, Который не только всё это сотворил, но ещё и выкупил человека от греха Своими страданиями. Образ Господа в сюжете Вход Господень в Иерусалим является изобразительным пояснением к стиху: «Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника» (Устами младенцев и грудных детей совершается хвала Тебе пред лицом врагов Твоих, дабы сокрушить врага и мстителя). Святитель Иоанн Златоуст обращает внимание, что Бог «показал силу Свою особенно тем, что привел в деятельность способность недействующую и сделал лепечущий язык ясным для славословия». Он имеет в виду здесь Евангелие от Матфея, главу 21, в которой описывается Вход в Господень в Иерусалим и говорится в том числе: «Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и дете

С праздником, уважаемые читатели! Восьмой псалом – восторженная песнь о том, что Бог сделал для человека. Прекрасный образ тварного мира появляется в иллюстрациях к нему. Но сначала автор изображений покажет Господа, Который не только всё это сотворил, но ещё и выкупил человека от греха Своими страданиями.

Образ Господа в сюжете Вход Господень в Иерусалим является изобразительным пояснением к стиху: «Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника» (Устами младенцев и грудных детей совершается хвала Тебе пред лицом врагов Твоих, дабы сокрушить врага и мстителя).

Святитель Иоанн Златоуст обращает внимание, что Бог «показал силу Свою особенно тем, что привел в деятельность способность недействующую и сделал лепечущий язык ясным для славословия». Он имеет в виду здесь Евангелие от Матфея, главу 21, в которой описывается Вход в Господень в Иерусалим и говорится в том числе: «Видев же первосвященники и книжники чудеса, которые Он сотворил, и детей, восклицающих в храме и говорящих: «осанна Сыну Давидову!» — вознегодовали и сказали Ему: слышишь ли, что они говорят? Иисус же говорит им: да! разве вы никогда не читали: «из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу»?» То есть Евангелие прямо цитирует восьмой псалом, потому что его цитирует Сам Господь.

Несмотря на одинаковый сюжет, степень подробности изображения события и также детали образа отличаются в разных псалтирях. Например, в псалтири Барберини и Сам Христос, и встречающие держат пальмовые ветви.

Единственным отличительным примером первой иллюстрации к этому псалму может быть изображение из Псалтири Томича, в котором изображается два события: одно, предшествующее Входу Господню в Иерусалим, а второе на следующей странице – сам вход в Иерусалим.

Первое событие заключается в том, что Господь поручил двум из апостолов привести Ему молодого осла, на которого никто никогда не садился. Как указывается в Евангелии от Матфея: "И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдёте ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу; и тотчас пошлёт их. Всё же сие было, да сбудется речённое через пророка, который говорит: «Скажите дщери Сионовой: се, Царь твой грядёт к тебе кроткий, сидя на ослице и молодом осле, сыне подъяремной». Ученики пошли и поступили так, как повелел им Иисус." (Матф. 21: 1-6).

Обстоятельства нахождения осла являются исполнением пророчества (Быт 49. 11): "Он привязывает к виноградной лозе ослёнка своего и к лозе лучшего винограда сына ослицы своей". Это было сказано праотцем Иаковом о его сыне, но считается пророчеством о Мессии. А также с этим текстом связаны пророчества Захарии: "Ликуй от радости, дщерь Сиона, торжествуй, дщерь Иерусалима: се Царь твой грядёт к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной". (Зах. 9:9).

Считается, что наличие ослицы и ослика имело практическое значение и символическое. В практическом смысле ещё не умеющий возить людей ослик был более спокоен при своей матери. В символическом смысле они указывают на два народа Божиих: иудеи, принявшие Господа Иисуса Христа, и бывшие язычники, которые ещё ничего не знают о Боге, и о законе Божием. Поэтому сцена обретения двух животных не является лишней, а концентрирует внимание на входе Господнем в Иерусалим как событии, исполняющем пророчества.

Пожалуйста, ставьте лайки, если вам понравился материал, так я
буду знать, что мои статьи нужны моим читателям. Возможно, у вас есть
вопросы, ответы на которые вы хотели бы видеть в блоге? Жду обратной
связи!