Участники регионального рынка ритейла и независимые эксперты поделились с «Континентом Сибирь» своим мнением о последствиях стартовавшего процесса ареста имущества KDV Group. Они оценили, насколько вероятен сценарий закрытия продуктовых магазинов "Ярче" (входит в KDV Group) или их продажи крупным федеральным ритейлерам, а также в какой мере действующая команда способна управлять бизнесом в новых условиях без участия Дениса Штенгелова.
Напомним, что в конце августа 2025 года Генпрокуратура РФ потребовала признать Дениса и Николая Штенгеловых экстремистским объединением и обратить в доход государства акции принадлежащей им KDV Group (АО «Кондитерус Ком»). По данным обвинения, с 2022 года Штенгеловы вывели за пределы России свыше 21 млрд рублей. В перечне привлеченных к процессу заинтересованных лиц значились 58 компаний. На основании исполнительного листа, выданного Тверским районным судом Москвы, судебными приставами 28 августа было инициировано исполнительное производство. Его целью был арест активов, принадлежащих KDV Group. Тверской районный суд Москвы выпустил сразу 271 исполнительный лист, все они были переданы взыскателю.
Денис Штенгелов родился в 1972 году в деревне Губино Томского района Томской области. В 1994 году окончил экономический факультет Томского государственного университета.Бизнес начинал в 1994 году с мелкооптовой торговли сырыми семечками. В 1997 году вместе с партнёрами Штенгелов купил кондитерскую фабрику в Кемеровской области. В 2002 году был создан холдинг KDV Group. В его активе ─ «Кириешки», «Бабкины семечки», «Яшкино», «ОZеra», «Ореховичи» и «Фруктовичи», «Smart Formula», «Бонди», «3 корочки», «Beerka», «Хрустящий картофель», «Mini Free», «Чипсоны», «Зеленый попугай» и другие. В портфеле производителя более 40 действующих торговых марок. В структуре холдинга работают более десяти фабрик, расположенных в разных городах России. В 2009 году в состав KDV Group вошел «Сибирский берег», основанный в Новосибирске. В KDV Group также входит сеть магазинов «Ярче». Среди других активов Штенгелова ранее был ТРК «Зимняя вишня» в Кемерове.Головной офис KDV Group находится в Томске. Сам Денис Штенгелов с конца 2008 года живет в Австралии. Его состояние Forbes в 2025 году оценил в в 1,4 млрд долларов.Сеть магазинов «Ярче», по данным сайта, включает в себя более 1300 магазинов. Каждый день в них совершают покупки не менее 1500 человек. Непосредственно в Новосибирске, по данным 2ГИС, работает 243 магазина «Ярче». Сеть в том числе представлена в Москве, где у нее 198 магазинов.
Участники сибирского рынка продуктового ритейла в разговоре с «Континентом Сибирь» выразили мнение, что ситуация с арестом активов KDV Group в краткосрочной перспективе, скорее всего, не отразится на операционной деятельности сети «Ярче».
«На мой взгляд, оценивать ситуацию целесообразно спустя 1-2 года после сделки. Во-первых, потому что пока вопросов больше, чем ответов. Будет ли государство само заниматься KDV Group, или стоит ожидать его продажи/передачи в управление стороннему владельцу? Останутся ли топ-менеджеры работать с новым собственником? Все это пока непонятно. Во-вторых, всегда есть инерция. Как бы новый собственник не управлял бизнесом, и какие изменения бы не вводил, эффект можно увидеть лишь спустя время», ─ рассуждает совладелец продуктовых сетей «Низкоцен», «Победа», «EuroSPAR Омск», «Дарим вкус» Виктор Шкуренко.
Собеседник издания высоко оценивает уровень корпоративной культуры внутри компании. С такой позицией солидарен и руководитель компании «Фермер-Центр франчайзинг» (сеть магазинов «Фермер-Центр»), основатель кооператива «Коопторгъ Семейный» Илья Сухарев. «Я достаточно давно знаю менеджмент «Ярче». По моим оценкам там всегда была одна из самых сильных команд в ритейле. Магазины системные, правильно выстроенные, с понятной аудиторией, технологически все организовано неплохо. Я думаю, это заслуга команды, которая многие годы профессионально управляет сетью, используя предпринимательский подход», ─ считает Илья Сухарев. По его мнению, ожидать ослабления позиций "Ярче" не стоит ─ во всяком случае при условии сохранения топ-менеджмента сети.
В свою очередь независимый консультант поставщиков торговых сетей Михаил Лачугин абсолютно уверен, что кто бы ни был собственником KDV Group, он, прежде всего, заинтересован в развитии компании и ее прибыльности. Комментируя «Континенту Сибирь» ситуацию, он приводит пример компании Danone, активы которой в России перешли Росимуществу, а потом были проданы. «По факту компания работает, развивается. И даже, наверное, более динамично, чем во времена, когда собственником был сам Danone. То же самое и с «Главпродуктом», который продолжает работу. Поэтому я думаю, что предприятия KDV Group никуда не денутся и будут дальше функционировать», ─ считает Михаил Лачугин.
Он допускает, что торговую сеть «Ярче» может в дальнейшем купить кто-то из игроков «большой тройки» на рынке ритейла («Магнит», «Лента», Х5), поскольку процесс консолидации рынка продолжается. «В нынешней ситуации сеть «Ярче» могла бы быть потенциально интересна кому-то из федеральных ритейлеров. Тем более, что все они активно развиваются в Сибири и Дальнем Востоке. Для них ее покупка была бы серьезным подспорьем для усиления позиций в регионе. В то же время, возможно, новый собственник все-таки захочет сохранить сеть «Ярче» для обеспечения сбыта продукции KDV Group, чтобы бизнес был еще более сильным, ─ рассуждает Михаил Лачугин. ─ Но в любом случае сеть «Ярче» продолжит работу. Я не думаю, что стоит ожидать закрытия ее магазинов. Думаю, это исключено».
Вместе с тем, по мнению Виктора Шкуренко, на текущем этапе можно утверждать, что «Ярче» вероятно заморозит свое дальнейшее развитие на период неопределенности, связанной с переходом к новому собственнику.
«Континент Сибирь» будет следить за дальнейшим развитием ситуации.