В прошлой статье я разобрала подробно как личный миф, он же миф о собственной исключительности проявляется у наших детей и какие реакции вызывает у нас, родителей.
Теперь давайте разберем подробнее изнутри этот феномен - «миф о собственной исключительности» (далее МСИ), чтобы лучше понимать своих подростков.
Что же такое «миф о собственной исключительности» (далее МСИ)?
Вот, как определяет это понятие один из всем известных сайтов: «Убежденность подростка в уникальности своих внутренних переживаний и в собственной неуязвимости». Не убавить, не прибавить, поэтому не буду даже пытаться «формулировать своими словами».
Откуда же он берется? Из сепарации. Когда взрослеющий человек наконец-то перестает ощущать себя частью значимого взрослого, семейной общины или другого коллектива, начинают формироваться различные структуры, связанные с самоощущением и самовосприятем. Тут же происходит знакомство с окружающем миром заново. Уже не через фильтр взрослых, которые рядом, а самостоятельно, без чужих искажений.
В контексте темы необходимо вспомнить про эгоцентризм (неспособность встать на позицию другого человека). И впервые мы отчетливо видим его в ребенке в районе 3 лет. Потом, он постепенно перекрывается другими интересными новообразованиями у ребенка и нам кажется, что «прошло». И в разгар пубертата – опа-на, вылез! И это реально шок для нас, родителей, потому что подросток ведет себя местами, как капризная трехлетка.
Выдыхаем. Эгоцентризм никуда не девался, и он, собственно, является дровишками для МСИ. Бороться с этим не стоит, обесценивать происходящее в лицо подростку – там более. Это, повторяю, важный этап развития, этап перехода ко взрослой личности.
Итак, что сопутствует МСИ и оказывает позитивное влияние на развитие в целом:
1. Подросток считает свои переживания и себя уникальными.
А значит, он взаправду чувствует себя другим, не похожим ни на кого из вас. И вот тут в его жизни разворачивается драма непонятости всеми. Важно, родители, ваш ребенок в это верит всем сердцем, и переубедить сейчас словами у вас не получится. Прямо в этот момент ему очень плохо – его никто не понимает. И тут нужна поддержка, простая поддержка и принятие таким, какой есть.
Это пройдет. С опытом. С опытом столкновения с другими людьми и их переживаниями.
«Вау, похоже он чувствует то же, что и я»
«Ого! Она тоже так может?»
«Это невероятно, но она переживает тоже самое в своей жизни!»
Вот пока не наберется этих «вау» в жизни вашего ребенка, миф будет крепко держать его. Не случайно ведущая деятельность подросткового возраста – общение, правда? Чтобы развиваться, получать опыт и взрослеть. Одной учебой, как говорится, сыт не будешь.
2. Частенько подростки, под влиянием мифа фантазируют о своих скрытых талантах.
Вот только не надо их и в этом переубеждать. Жизнь без вас отлично справится. Создайте лучше поддерживающее пространство, где отпрыск сможет их реализовывать, сталкиваться с фрустрации и радоваться даже незначительным победам. Миф, мифом, а вдруг и правда талант какой-то раскроется?!
3. Подростки очень много уделяют времени своим мыслям, себе в целом.
Ну, во-первых, опция новая (раньше-то все через взрослого рефлексировалось), а все новое требует повышенного внимания.
А во-вторых… «Замкнулся в себе», – переживают родители. При отсутствии прочих тревожных моментов – да и на здоровье! А как еще ответить на вопрос «Кто я?» без саморефлексии?
Размышлять о себе – необходимый этап развития Я-концепции и формирования идентичности. Вспомните, сколько вы сами проводите часов в мыслях о себе и умножьте это на 2. Вот столько необходимо нашим подросткам, чтобы перейти из детства во взрослость.
4. Им кажется, что они других волнуют так же сильно, как они сами себя.
Положительный момент этого в том, что это с одной стороны, толкает их на взаимодействие с другими людьми, а это однозначно необходимо для успешной реализации задач подросткового возраста.
Но с другой, есть и не совсем приятные моменты:
– Подросток чувствует себя как на сцене. И для кого-то это повод показать себя во всей красе, тогда мы можем наблюдать весьма экспрессивное, даже местами дерзкое поведение (не забываем, ребенок чувствует себя уникальным и верит, что то, что он сейчас делает, поразит окружающих). А вот для других подростков это может стать тяжким бременем и возникает желание спрятаться, исчезнуть. Попробуйте поддержать ребенка и мягко объяснить, что на самом деле бОльшую часть времени других людей занимают они сами, а не другие.
– Как уже говорили, подростки приписывают невероятную силу своим мыслям. Они уже считают себя звездами, которым обеспечено успешное будущее, а значит, доводы родителей, что надо учиться, работать, стараться, прикладывать усилия – не работают. Какая может быть рекомендация? Позволить столкнуться с реальностью незримо страхуя и поддерживая в моменты разочарования. Это как раз та ситуация, когда свой опыт хоть и болезненный, но самый доходчивый.
– Ну и самое неприятное, даже опасное. МСИ питает так называемое «опасное поведение подростков». Они убеждены в своей неуязвимости и даже в бессмертии. Поэтому «от одного раза ничего не будет», «это бывает с другими, со мной не случится», «от меня все отскакивает» и т.п. Берите любую сферу жизни и это будет на нее влиять.
Что же делать?! Не переставая, рассказывать про последствия действий подростка. Хоть и кажется, что вас не слушают, но любая информация откладывается, поэтому снабжайте ребенка информацией и стратегиями поведения по максимуму. Отсутствие информации ведет к гораздо более серьезным последствиям, так же как и информация, полученная из ненадежных источников.
Главное «лекарство», смягчающее влияние МСИ:
- Общение, расширение контакта с людьми, знакомство с опытом других людей.
- Не поддерживать миф, но и не обесценивать переживания ребенка. Разделять, принимать, разбирать в диалоге.
- Знакомить подростка с разными чувствами, объяснять их, рассказывать про переживания, расширяя их спектр.
Какие еще проявления пубертата вашего ребенка вас беспокоят? Давайте разберем в новых статьях.