Уточнение исковых требований в порядке ст. 46 КАС РФ Административного Истца по Административному исковому заявлению о признании недействующим нормативного правового акта органа государственной власти субъекта РФ
Административный Истец ИП Креков Сергей Сергеевич обратился с Административным исковым заявлением в адрес Правительства города Москвы о признании недействующим постановления Правительства города Москвы от 06.12.2024 № 2797-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения» как нарушающее его права и законные интересы и не соответствующее законодательству Российской Федерации.
В дополнении к ранее высказанной позиции Административный истец дополняет следующее.
06 декабря 2024 года Правительством Москвы принято постановление № 2797-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения» (далее по тексту – Постановление № 2797-ПП), которым утверждены цены за содержание жилых помещений в городе Москве.
Административный истец считает, что данное Постановление Правительства Москвы нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности тем, что установленные в нем цены не позволяют ему оказывать услуги по управлению многоквартирными домами в городе Москве по экономически обоснованным ценам.
ИП Креков Сергей Сергеевич имеет лицензию № 077002756 от 17.06.2024 на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами в городе Москве и делал коммерческие предложения по оказанию услуг управления, содержания и ремонта мест общего пользования в жилых многоквартирных домах, расположенных в городе Москва. Однако в ответ получил отказы от председателей советов домов вынести свое коммерческое предложение на рассмотрение и утверждение общим собранием собственников, т.к. цена, указанная в нём выше утверждённой постановлением Правительства города Москвы от 06.12.2024 № 2797-ПП (Приложение 2).
Административный истец полагает, что Постановление № 2797-ПП, должно быть признано недействующим в части установления цен за содержание мест общего пользования по следующим причинам:
1. Отсутствие у Правительства Москвы правовых оснований для установления цен за содержание мест общего пользования в многоквартирном доме.
2. Установленные в Постановлении № 2797-ПП цены за содержание жилых помещений в многоквартирном доме являются экономически необоснованными.
У Правительства Москвы отсутствуют правовые основания для установления цен за содержание жилых помещений в многоквартирном доме по следующим причинам:
- В преамбуле Постановления №2797-ПП указано, что оно принято в соответствии с Жилищным Кодексом РФ (далее – ЖК РФ). Однако ни в одной из статей ЖК РФ нет указания на то, что Правительство Москвы имеет право устанавливать цены за содержание жилых помещений.
- Правительство Москвы действует на основании закона города Москвы от 20 декабря 2006 года № 65 «О Правительстве Москвы». В п. 1 ст. 14 указаны полномочия Правительства Москвы, среди которых отсутствует право устанавливать цены за содержание жилых помещений.
- В преамбуле Постановления №2797-ПП указано, что оно принято в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 29 сентября 2009 г. № 1030-ПП «О регулировании цен (тарифов) в городе Москве». По смыслу названия Постановления № 1030 Правительство Москвы своим Постановлением № 2797 устанавливает государственные регулируемые цены за содержание жилых помещений. Однако, как следует из Постановления Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. от 16.04.2025 г.), в настоящее время Правительство РФ, Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ осуществляют государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ на продукцию и услуги, в перечне которых нет услуги по содержанию жилого помещения.
Соответственно Правительство Москвы не имеет права устанавливать государственные цены на услугу по содержанию жилого помещения. Постановлением Правительства Москвы от 29 сентября 2009 г. № 1030-ПП «О регулировании цен (тарифов) в городе Москве» должно быть признано недействующим в части установления цен для населения за содержание и ремонт жилого помещения.
- В соответствии со ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации конкуренция является основой конституционного строя, гарантируется поддержка конкуренции. Установление цен на конкурентном рынке управления многоквартирными домами противоречит принципам конкуренции.
- В соответствии с п. 3-з Указа Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» недопустимо государственное регулирование цен, осуществляемое посредством установления цен на конкурентных рынка.
В соответствии с Уставом города Москвы, Правительство города Москвы является органом государственной и соответственно публичной власти, который действует в соответствии с аксиомой права – «можно только то, что разрешено». Ни в одном из нормативно-правовых актов не указано, что Правительство города Москвы может устанавливать цены за содержание жилых помещений. Соответственно у Правительства города Москвы отсутствуют правовые основания устанавливать цены за содержание жилых помещений.
Обоснование экономической необоснованности цен за содержание жилых помещений, установленных Постановлением № 2797-ПП
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ч. 1 ст. 156 Жилищного кодекса РФ).
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.06.2017 № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» разъяснено, что под содержанием общего имущества в многоквартирном доме следует понимать комплекс работ и услуг, направленных на поддержание этого имущества в состоянии, обеспечивающем соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность их имущества, доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг.
Таким образом, исходя из вышесказанного, установленная плата за содержание жилого помещения должна быть экономически обоснованной и не нарушать интересы других участников рынка.
Административный истец утверждает, что цены за содержание жилых помещений, установленные Постановлением Правительства города Москвы от 06.12.2024 № 2797-ПП являются экономически необоснованными. Подтверждением этого является предоставление субсидии ГБУ «Жилищник района Покровское-Стрешнево» из бюджета города Москвы в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых ценпри оказании услуг и (или) выполнении работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме (Распоряжение Префектуры Северо-Западного административного округа города Москвы от 10.04.2025 г. № 121-рп – Приложение 1). Факт предоставления субсидии свидетельствует о том, что установленные в соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 06.12.2024 № 2797-ПП цены за содержание жилых помещений не позволяют покрыть все расходы, возникающие в процессе оказания соответствующей услуги, то есть являются экономически необоснованными.
Административный истец требует также признать недействующим постановление Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП (ред. от 05.03.2025) "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" (вместе с "Порядком предоставления субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен при оказании услуг и (или) выполнении работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту») в части предоставления субсидий как меры поддержки из-за недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен при оказании услуг по управлению многоквартирным домом. Указанное Постановление ставит административного истца ИП Креков Сергей Сергеевич в дискриминационное положение, поскольку не предоставляет ему возможности получения субсидий в связи с неприменением им цен, указанных в Постановлении № 2797-ПП.
Постановление Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП предоставляет государственные преференции (п. 20 ст. 4 ФЗ-135 «О защите конкуренции») в виде субсидий хозяйствующим субъектам, оказывающим услуги по управлению, содержанию и текущему ремонту многоквартирных домов, которые применяют государственные цены, а именно установленные Постановлением Правительства Москвы от 06.12.2024 № 2797-ПП.
При этом хозяйствующие субъекты, применяющие при оказании вышеуказанных услуг другие цены (даже более низкие!), оказываются в дискриминационном положении.
В соответствии со ст. 15 ФЗ-135 «О защите конкуренции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции и создание дискриминационных условий.
Кроме того, постановление Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП должно быть признано недействующим в связи с отсутствием правовых оснований у Правительства Москвы устанавливать государственные регулируемые цены на конкурентном рынке содержания жилых помещений и необходимостью признать недействующим Постановление Правительства Москвы от 06.12.2024 N 2797-ПП, устанавливающего государственные цены за содержание жилых помещений в городе Москве.
Статья 30 Жилищного кодекса Российской Федерации (ЖК РФ) устанавливает, что собственник жилого помещения несёт бремя его содержания. Аналогичная норма закреплена в ст.210 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ). В соответствии со ст. 156 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства. Таким образом, только собственник помещения обязан оплачивать расходы по его содержанию в полном объеме.
Используя механизм субсидирования, закреплённый в Постановлении Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП, Административный ответчик, предоставляя юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, субсидии на возмещение недополученного дохода, фактически берёт на себя бремя расходов по содержанию жилых помещений, которые он не должен нести.
В данном случае Административный истец полагает, что Административный ответчик производит неправомерное расходование бюджетных средств, предоставляя субсидии в целях возмещения недополученных доходов при оказании услуг и (или) выполнении работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту.
В соответствии с Письмом Минфина России от 25 апреля 2017 г. N 02-09-08/24851 «О неправомерном расходовании бюджетных средств», при отнесении действий (бездействия) участников бюджетного процесса к неправомерному расходованию бюджетных средств следует исходить из общепринятого в юридической практике признания неправомерными действий (бездействия), в случае если они противоречат требованиям правовых норм.
В обязанности Административного ответчика не входит несение бремени расходов по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, в которых Правительство Москвы не владеет помещениями на праве собственности. Таким образом, предоставляя субсидии юридическим лицам, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, в целях возмещения недополученных доходов, Правительство Москвы берёт на себя бремя расходов по содержанию общего имущества в многоквартирных домах, чем нарушает соответствующую правовую норму (ст. 30 ЖК РФ, ст. 210 ГК РФ), то есть осуществляется неправомерное расходование бюджетных средств, а именно использование бюджетных средств на оплату расходов, которые должны осуществляться за счет иных источников - непосредственно собственниками помещений в многоквартирных домах.
Кроме того, административный истец считает, что таким образом осуществляется также неэффективное расходование бюджетных средств, что нарушает ст. 34 Бюджетного кодекса РФ.
Таким образом, Постановление Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП в части выдачи субсидий участникам рынка управления многоквартирными жилыми домами ставит административного ответчика в дискриминационное положение, нарушает ст. 15 ФЗ-135 «О Защите конкуренции», ст. 30 «Жилищного Кодекса РФ», ст. 210 Гражданского Кодекса РФ, ст. 34 Бюджетного Кодекса РФ и должно быть признано недействующим.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 24 апреля 2007 г. № 299-ПП Префектура Северо-Западного Административного округа города Москвы издала Распоряжение № 121-рп от 10 апреля 2025 года, по которому ГБУ «Жилищник района Покровское-Стрешнево» была предоставлена субсидия в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен при оказании услуг и (или) выполнении работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, что нарушает права Административного истца, выраженное в предоставлении государственной преференции другому участнику рынка обслуживания многоквартирных домов города Москвы и создании дискриминационных условий для ИП Креков С. С.
Факт предоставления ГБУ «Жилищник района Покровское-Стрешнево» субсидии из бюджета Москвы в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен при оказании услуг и (или) выполнении работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с Распоряжением Префектуры Северо-Западного Административного округа города Москвы от 10 апреля 2025 г. № 121-рп является незаконным в связи с нарушением ст. 78 Бюджетного Кодекса РФ и п. 1.1.ст. 9 Закона города Москвы «О бюджете города Москвы на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов», запрещающие предоставление таких субсидий государственным учреждениям, а также п.п. 7,8 ст.15 ФЗ-135 «О защите конкуренции», которая запрещает органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, предоставлять государственные преференции и создавать дискриминационные условия.
Предоставив субсидии ГБУ «Жилищник района Покровское-Стрешнево», которое является государственным учреждением, Правительство Москвы в лице Префектуры Северо-Западного Административного округа города Москвы, являющейся подведомственной структурой Правительства Москвы, осуществило нецелевое расходование бюджетных средств, а именно - направление средств бюджета в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом о бюджете (ст. 306.4 Бюджетного кодекса РФ).
На основании вышеизложенного административный истец требует отменить Распоряжение Префектуры Северо-Западного Административного округа города Москвы от 10 апреля 2025 г. № 121-рп, как незаконное и нарушающее его права.
Подводя итог вышесказанному, позиция Административного истца:
устанавливая своим Постановлением № 2797-ПП цены за содержание жилых помещений, и предоставляя субсидии хозяйствующим субъектам осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен при оказании услуг и (или) выполнении работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту) в части предоставления субсидий из-за недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен при оказании услуг по управлению многоквартирным домом в соответствии с Постановлением № 299-ПП, Административный ответчик нарушил целый ряд нормативно-правовых актов Российской Федерации:
· Конституцию Российской Федерации в части п. 1 ст. 8 и п. 2 ст. 34;
· Ст. 15 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ;
· принципы, заложенные в Указе Президента РФ от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции»;
· Жилищный кодекс Российской Федерации;
· Гражданский кодекс Российской Федерации;
· Бюджетный кодекс Российской Федерации
· Постановление Правительства РФ от 07.03.1995 № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» (в ред. от 16.04.2025 г.)
· Закон города Москвы от 20 декабря 2006 года № 65 «О Правительстве Москвы»
· Закон города Москвы «О бюджете города Москвы на 2025 год и плановый период 2026 и 2027 годов»
Административный истец считает, что оспариваемые Постановление № 2797-ПП, Постановление № 299-ПП, Постановление № 1030-ПП, Распоряжение Префектуры Северо-Западного Административного округа города Москвы от 10 апреля 2025 г. № 121-рп нарушают его права, свободы и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности тем, что установленные в них цены, механизм субсидирования и факт предоставления субсидии не позволяют ему на конкурентной основе осуществлять деятельность по управлению многоквартирными домами в городе Москве, предоставляют государственные преференции другим участникам рынка, создают для административного истца дискриминационные условия.
Административный Истец обращает внимание суда на следующие факты:
1. Правительство Москвы не имеет правовых оснований устанавливать цены за содержание жилых помещений, превысило свои полномочия, приняв Постановление № 2797-ПП от 06.12.2024 г., устанавливающее цены за содержание жилых помещений.
2. Правительство Москвы Постановлением № 2797-ПП от 06.12.2024 г. установило экономически необоснованные цены за содержание жилых помещений
3. Правительство Москвы предоставляет преференции для хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги в сфере управления многоквартирными жилыми домами по ценам, утвержденным Постановлением Правительством Москвы № 2797 от 06.12.2024 г. в соответствии с Постановлением № 299-ПП от 24.04.2007 г.
4. Правительство Москвы создает дискриминационные условия для хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги в сфере управления многоквартирными жилыми домами по ценам, отличным от утвержденных Постановлением Правительством Москвы № 2797 от 06.12.2024 г. в соответствии с Постановлением № 299-ПП от 24.04.2007 г.
5. Правительство Москвы неправомерно, неэффективно и нецелевым образом расходует бюджетные средства.
В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. Согласно ч. 1 ст. 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. ст. 46, 208, 209 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ПРОШУ:
1. признать недействующим Постановление Правительства Москвы от 06.12.2024 № 2797-ПП «Об утверждении цен, ставок и тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения» в части установления цены за содержание жилых помещений.
2. Признать недействующим Постановление Правительства Москвы от 24.04.2007 N 299-ПП "О мерах по приведению системы управления многоквартирными домами в городе Москве в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации" в части предоставления субсидий из бюджета города Москвы юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по управлению многоквартирными домами, в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен при оказании услуг и (или) выполнении работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту).
3. Признать недействующим Постановление Правительства Москвы от 29.09.2009 г. № 1030-ПП «О регулировании цен (тарифов) в городе Москве» в части установления цен для населения за содержание и ремонт жилых помещений.
4. Отменить Распоряжение Префектуры Северо-Западного Административного округа города Москвы от 10 апреля 2025 г. № 121-рп «О предоставлении ГБУ «Жилищник района Покровское-Стрешнево» субсидии из бюджета Москвы в целях возмещения недополученных доходов в связи с применением государственных регулируемых цен при оказании услуг и (или) выполнении работ по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме
Приложение:
1. Копия распоряжения Префектуры Северо-Западного административного округа города Москвы от 10.04.2025 г. № 121-рп
2. Копия ответа на коммерческое предложение ИП Креков С. С.
3. Копия квитанции об отправке уточненного административного искового заявления Административному ответчику
ИП Креков Сергей Сергеевич