Найти в Дзене

Ирада Аюпова: Раньше мы переживали, что людей не будет, сейчас — что мест всем не хватит

Оглавление

«Кинофестиваль — это не тусовка»

Традиционная встреча министра культуры Татарстана Ирады Аюповой с журналистами прошла в стенах нового театра Камала. Именно он становился центральной темой обсуждений последних пресс-конференций главы Минкульта РТ. На этот раз большая часть вопросов касалась фестиваля мусульманского кино «Алтын Минбар», который в этом году расширил географию участников. Однако часть представителей СМИ с критикой отнеслась к мероприятию. У Аюповой поинтересовались, почему у фестиваля скудная светская часть.

— Кинофестиваль — это не тусовка. Это всё-таки профессиональное сообщество, — отметила глава Минкульта. — Я не считаю правильным приглашать людей, которые за деньги пройдут на красной дорожке, и весь бюджет кинофестиваля на это кидать.

Она добавила, что к «Алтын Минбар» применима фраза: «Сначала ты работаешь на своё имя, а потом твоё имя работает на тебя». За 20 лет своего существования кинофестиваль зарекомендовал себя как системное событие, имеющее статус и рейтинг. 60 стран, участники которых подали свои работы, — это «показательный результат», уверена министр.

-2

Сергей Журавлёв/KazanFirst

Что касается республики, то среди татарстанских премьер самая громкая — вторая большая работа Салавата Юзеева «Гашыйклар тавы» / «Гора влюбленных» — о паре, разлучённой войной. Попав в список поощряемых проектов Министерства культуры России, она получила субсидию в 50 млн рублей — деньги упали на счёт московской продюсерской компании «Новый взгляд». Юзеев снял фильм по текстам своего отца, драматурга и поэта Ильдара Юзеева.

— Если вы видели конкурс национального кино, у нас достаточно большое количество участников из республики. Кино создаётся, кино развивается. Почему нет феномена якутского кино? — поинтересовалась Аюпова у журналистов. — У нас, в Татарстане, очень популярно ходить в кино и смотреть наши же фильмы. Поэтому феномен национального кино базируется прежде всего на интересе самого населения. Я считаю, что модным должно быть не только посещение заезжих гастролёров, которое, конечно, тоже нужно для расширения кругозора, но и проявление искреннего интереса к своей культуре — будь то кино, театр или национальные праздники. «Градусником патриотизма» является неугасаемый интерес к своей культуре.

Продолжая рассуждения о татарском кинематографе, глава Минкульта вспомнила, как показывала татарское кино сербскому режиссёру Эмиру Кустурице. По словам Ирады Аюповой, он оценил его по достоинству.

— Когда я был молодым, у меня не было запросов, что я снимаю за деньги и будущую славу. Я никогда не думал, что буду известен как режиссёр, но мне так многое хотелось сказать миру, что я не мог не снимать, — процитировала она режиссёра.

Вдогонку один из журналистов поинтересовался её мнением о фильме «Чёрный лес» Радика Кудоярова. Год назад фильм презентовали раису Татарстана Рустаму Минниханову. Однако картина получила неоднозначные отзывы, а сам режиссёр не раз говорил о том, что ему вставляют палки в колёса.

-3

Сергей Журавлёв/KazanFirst

— Получение прокатного удостоверения — это экспертная процедура, которую обойти невозможно, если вы выходите в прокат. Раз он получил прокатное удостоверение, значит, все ограничения сняты. Будущий год у нас — 120-летие со дня рождения Мусы Джалиля, и мы будем поддерживать этот фильм и дальше, — ответила Аюпова.

«У меня заполняемость залов — 81%»

От кино разговор перешёл к театрам. Ирада Аюпова похвасталась, что сегодня в учреждениях культуры заполняемость высокая, а посещаемость театров за пять лет выросла на 52%. В 2024 году спектакли посетили 1,5 миллиона зрителей, что на 15% больше, чем годом ранее.

— У меня заполняемость залов — 81%. Это с учётом больших социальных групп. Раньше мы переживали, что людей не будет, сейчас мы переживаем, что мест всем не хватит. А по большому счёту, с точки зрения управления у меня получается, что билеты в театры продаются за 10 минут, — подчеркнула глава Минкульта РТ.

Тогда журналисты посетовали на то, что билеты купить на спектакли онлайн тяжело. Особенно это невозможно сделать в театре оперы и балета им. Джалиля. Зрители также жалуются и на театр кукол «Экият», который выставляет билеты, а буквально за 15-20 минут зал уже продаётся полностью.

— Если бы были при этом пустые залы, можно было бы предъявлять какие-то претензии, — ответила Ирада Аюпова.

У министра культуры республики также спросили про национальные праздники, которые в последнее время стали очень популярны в Татарстане. Глава Минкульта РТ заявила, что её устраивает не всё. По её словам, проведение национальных праздников требует научного изучения. Она также добавила, что стоит на национальных праздниках отказаться от громкого звука.

«Поверьте, он ушёл не просто так»

Не обошлась пресс-конференция без цифр. За пять лет, с 2019 по 2024 год, отремонтировано 330 культурно-досуговых учреждений, построено 314 новых клубов, расширяя культурное пространство, проведён ремонт трёх муниципальных музеев, продолжается ремонт Казанского ТЮЗа.

— На будущий год мы получим более миллиарда рублей федеральных средств на капитальный ремонт и строительство новых учреждений культуры. В частности, мы планируем создать четыре новые музыкальные школы, новые школы искусств в районах республики, — поделилась Аюпова.

-4

Сергей Журавлёв/KazanFirst

Одной из ключевых задач в сфере культуры, по словам Ирады Аюповой, остаётся сохранение кадров. Сейчас в учреждениях отрасли трудятся более 23,6 тысячи человек, средняя зарплата которых составляет 63,8 тысячи рублей. В республике реализуется программа «Земский работник культуры».

Однако кадры уходят. Аюпова призналась, что театр оперы и балета покинул главный дирижёр Ренат Салаватов. Подробности министр культуры республики не рассказала.

— Поверьте, он ушёл не просто так. Это не связано с тем, что у него были неудовлетворительные условия труда. Просто в жизни каждого человека есть личные обстоятельства, — отметила она.

-5

Сергей Журавлёв/KazanFirst

Также Аюпова объяснила недавний уход с поста директора Нижнекамского драматического театра Рустяма Галиева, который до назначения в 2024 году совмещал две должности — главного режиссёра и директора театра. Она отметила, что длительное время в театре существовало совмещение этих постов, однако по закону это теперь невозможно: один человек не может одновременно быть и директором, и главным режиссёром. В частности, Галиев не имел права, занимая обе должности, даже выписать себе премию.

По словам Ирады Аюповой, после того как он оставил пост главного режиссёра, он стал директором театра, а на место главрежа был назначен новый человек. Позже контракт Галиева был продлён, но по истечении срока он решил остаться в труппе лишь как актёр. Причиной, по её словам, стало то, что у театра были не лучшие показатели и с точки зрения выполнения планов у Галиева на посту директора так же наблюдались не самые высокие результаты.