Найти в Дзене

Устройство органа или путешествие внутрь инструмента

Оглавление

Александр Цветков
(Санкт-Петербургский государственный университет)

Аннотация

Орган – самый сложный музыкальный инструмент, вобравший в себя технические достижения нескольких эпох, огромная музыкальная машина. Мы надеемся, что данная работа восполнит существующий пробел в русскоязычной литературе, касающийся технического описания инструмента, который необходим начинающему исполнителю, студенту. Кроме этого, эта статья может показаться интересной и более широкому кругу читателей, любителям органной музыки и просто интересующимся людям.

Автор нисколько не претендует не только на полноту изложения, но и на истинность в последней инстанции. Данное скорее справочное пособие основано на личном слуховом и исполнительском опыте и поясняет лишь самые базовые принципы работы инструмента и звучания регистров, не вдаваясь в особенности национальных и временных стилей, а также в подробные технические детали. Любые приведенные здесь советы могут быть оспорены и, возможно, кто-то предложит лучшие решения и более правильные объяснения.

Введение

Поскольку всякий орган достаточно уникален (даже электронный) и имеет свой собственный набор регистров, установлен в помещении большого или малого объема, которое имеет разную реверберацию, то никаких универсальных решений в области регистровки нет, и быть не может. Число регистров в органе может меняться от всего лишь нескольких (например, в Приморске – всего 5), до сотни и выше (Кафедральный собор в Калининграде, например. Два органа предоставляют в совместное использование 130 регистров). Число мануалов и их характер также меняются от одного до 4-5 (не будем рассматривать американских «монстров» с 6-7 мануалами). Органы с двумя педалями (двумя педальными клавиатурами) не прижились, хотя такой изначально был установлен фирмой Валькер в Петеркирхе на Невском проспекте.

Органы различаются по историческому стилю: барочный, романтический, симфонический. Довольно забавно, что в электронных органах (например, фирмы Johannus) есть переключение между стилями, но оно лишь модифицирует звучание регистров, делая его более мягким или жестким, при этом не изменяя их набор, который остается близким к барочному (за исключением одной модели, где с помощью ЖК-индикаторов высвечиваются другие названия регистров на рукоятках при переключении стилей). Надо сказать, раз уж речь зашла об электронных инструментах, что сейчас их качество достигло определенных высот, имитация звучания духового органа (чтобы не говорили апологеты духовых инструментов) довольно естественна. Поэтому, всё, о чем будет говориться далее, во многом применимо и к духовым, и к электронным инструментам.

Сама тема устройства и работы органа – необъятна. Действительно, есть зарубежные издания – энциклопедии по устройству органа, содержащие названия и краткие описания сотен видов органных регистров! Список лишь самых употребительных включает не менее 150 наименований. Конечно, есть и электронные ресурсы, например http://www.organstops.org/.

Фасад органа

Самая красивая часть органа, привлекающая внимания слушателя – фасад или проспект органа. Любопытно, что часть труб, которая установлена в фасаде (иногда и все) могут быть незвучащими, чисто декоративными. Часто бывает, что фасад органа значительно старше самого инструмента, и является наследием предыдущих эпох. Например, фасад органа знаменитого Рижского Домского собора относится к концу XVI века, в то время как сам нынешний инструмент (на фотографии видны его деревянные трубы за фасадом) построен в конце XIXвека.

Фасад органа Рижского Домского собора
Фасад органа Рижского Домского собора

Органная кафедра

Поскольку органист находится во время исполнения за органной кафедрой, начнем с краткого знакомство с ней.

Пульт органа («шпильтиш» от нем. Spieltisch или органная кафедра) – рабочее место органиста со всеми необходимыми средствами, набор которых в каждом органе индивидуален, но есть общие обязательные компоненты: игровые – мануалы и педальная клавиатура (или просто «педаль») и тембровые – включатели регистров. Кроме этого, может быть (иногда довольно большое) число различных вспомогательных элементов управления: копулы, педали швеллера, валик «крещендо», кнопки памяти. Иногда орган (не обязательно электронный) имеет компьютерное управление.

Элементы управления на пульте органа соединяются с воздухозапорными устройствами инструмента посредством передаточной системы– трактуры. Рассматривают трактуру игровую, открывающую клапаны отдельных труб, и регистровую, ответственную за включение регистров. Типы этих трактур могут быть разными даже в одном инструменте. В общем случае их существует три:

Механическая– не даёт феномена «запаздывания» звука и позволяет досконально ощущать положение и поведение воздушного клапана, что даёт возможность наилучшего контроля инструмента. Клавиша мануала или педали соединена с воздушным клапаном системой лёгких деревянных или полимерных тяг (абстрактов), валиков и рычагов.

Пневматическая– наиболее распространённая в романтических органах – с конца XIX века до 20-х годов XX века; нажатие клавиши открывает клапан в управляющем воздуховоде (кондукте), подача воздуха в который открывает пневматический клапан конкретной трубы. Для нее характерны задержки в появлении звука после нажатия на клавишу, иногда она весьма значительны.

Электрическая– широко используемая в XX веке трактура, с прямой передачей сигнала от клавиши к электромеханическому реле открытия-закрытия клапана посредством импульса тока в электрической цепи. Довольно распространенный вариант в современных инструментах – это механическая игровая трактура и электрическая регистровая.

Механическая трактура органа
Механическая трактура органа

Перейдем теперь к ручным клавиатурам или мануалам (от лат. manus – рука).

Главный мануал (имеющий самые громкие регистры) – в немецкой традиции называется Hauptwerk (фр. Grand orgue, Grand clavier, голл. Hoofdwerk, англ. Great Organ) и располагается ближе всего к исполнителю, либо во втором ряду, то есть I или II мануал.

В средних и больших инструментах мануалов несколько. В немецкой традиции названия побочных мануалов могут быть такими:

  • Oberwerk (его звучание тише главного мануала) (нем. ober – над, сверху) либо Positiv (облегченный вариант) (фр. Positif) – второй по значимости и громкости мануал, трубы этого мануала расположены над трубами Hauptwerk.
  • Rückpositiv – трубы этого мануала расположены отдельно от остальных труб органа, обычно за спиной органиста.
  • Brustwerk – трубы расположены прямо над игровым пультом
  • Solowerk – с большим количеством сольных регистров.

В американских органах (и часто в электронных) основной мануал будет называться Great, побочные – Swell (его трубы заключены в швеллер, об этом далее), Choir(хор), может быть Solo(содержащий красочные сольные регистры).

Все «серьезные» инструменты обладают педальной клавиатурой (или как говорят «педалью»). Педаль имеет набор клавиш от 5 до 32 (обычно 30-32, от C до f1 или до g1), с собственным набором регистров преимущественно низких звуков. На органной педали играют, нажимая клавиши каблуком или носком в зависимости от аппликатуры (до XIX века – только носком). Педальная клавиатура бывает прямой или радиальной, вогнутой или прямой. Партию для ног почти всегда пишут на отдельном нотном стане под партией для рук. В малых инструментах встречается «подвесная» педаль, не имеющая собственных регистров, лишь дублирующая клавиши мануала.

Помимо клавиатур органная кафедра содержит множество вспомогательных механизмов и переключателей.

Во-первых, это регистровые рукоятки (или переключатели регистров). Они могут быть выполнены в виде выдвигающихся круглых ручек (на органах с механической регистровой трактурой) либо в виде тумблеров-клавиш (на органах с пневматической или электрической регистровой трактурой). В случае электрической регистровой трактуры может осуществляться подсветка переключателей включенных регистров (на электронных органах – почти всегда так). Переключатели регистров объединены в группы по мануалам, к которым они относятся. В каждой группе обычно они размещаются по какому-либо принципу, например от тихих к громким, рукоятки язычковых регистров – располагаются особняком и часто выделены особым цветом. На органах фирмы Валькер регистровые переключатели каждого мануала имеют свой цвет. Эта традиция распространилась и на других производителей. Но автор встречал механические органы, в которых регистровые рукоятки были расположены довольно хаотично по чисто техническим причинам.

Перечислим вспомогательные устройства.

Копула – механизм, с помощью которого включенные регистры одного мануала могут звучать при игре на другом мануале или педали. В органах всегда есть копулы мануалов к педали и копулы к главному мануалу, также почти всегда есть копулы более слабых по звучанию мануалов к более сильным. Копула включается/выключается специальным ножным переключателем с фиксатором или ручным рычагом-тумблером.

Педаль швеллера. Швеллер – устройство, с помощью которого можно регулировать громкость данного мануала, открывая или закрывая створки жалюзи в ящике, в котором расположены трубы этого мануала. На больших инструментах в отдельные швеллерные ящики помещаются трубы двух-трех побочных мануалов, и кафедра органа в этом случае может иметь несколько педалей швеллера на каждый мануал.

Тремулянт – устройство для создания легкого дрожания по амплитуде звука: на органном мехе какого-либо мануала (либо группы регистров) устанавливают мотор с эксцентриком (разбалансированным грузом). При его включении вибрация меха приводит к переменному давлению подаваемого воздуха, что и создает эффект тремоло.

Банк памяти регистровых комбинаций – устройство в виде кнопок, позволяющее запоминать регистровые комбинации, упрощая тем самым переключение регистров во время исполнения. Оно доступно только в органах с электрической регистровой трактурой (или механической трактурой, но электрофицированной кафедрой, в которой электромагниты двигают рычаги регистров. В органах с пневматической трактурой иногда бывает 1-2 ячейки памяти (обычно называются A и B), реализованных хитроумным способом.

Готовые регистровые комбинации – устройство в органах с пневматической или электрической регистровой трактурой, позволяющее включать готовый набор регистров (pp p, mp, mf, f, ff)

Вальце (или крещендо) – устройство (обычно управляемой вращающимся валиком, реже специальной педалью), которое по заданной заранее программе включает регистры, увеличивая общую звучность. Появилось в эпоху романтизма.

Тутти (от итал. Tutti – все) – кнопка включения всех регистров и копул органа

Из устройств, которые органист непосредственно не видит, следует назвать компрессор – тихий вентилятор, нагнетающий воздух в меха (как правило есть один основной и несколько вспомогательных). Их задача поддерживать постоянное давление независимо от числа звучащих труб. Трубы вставлены в специальные «ящики» – виндлады, которые соединяются воздуховодами с мехами. Трактура органа позволяет отрывать клапаны в соответствии с нажатыми клавишами и включенными регистрами.

Пульт органа церкви Каарли в Таллинне с пневматической трактурой. Видны переключатели регистров, педали швеллера, вальце, копулы, кнопки готовых комбинаций под первым мануалом. Красные и белые штырьки над клавишами включения регистров позволяют набрать «память» A и B. Две кнопки по центру под клавиатурой активируют эти комбинации.
Пульт органа церкви Каарли в Таллинне с пневматической трактурой. Видны переключатели регистров, педали швеллера, вальце, копулы, кнопки готовых комбинаций под первым мануалом. Красные и белые штырьки над клавишами включения регистров позволяют набрать «память» A и B. Две кнопки по центру под клавиатурой активируют эти комбинации.

Общая характеристика органных труб

Органные трубы изготавливаются из различных материалов: в основном, это разные породы дерева и специальные сплавы металлов, хотя встречаются и другие: стекло, пластмасса, бамбук и даже бумага!

Лабиальные трубы могут быть и металлическими, и деревянными. В них в качестве источника звука используется воздушная струя, ударяющая в щель или «ротик» (отсюда и название). В зависимости от длины резонатора (т.е. длины самой трубы) из «белого шума» выделяются только частоты, резонирующие с объемом воздуха в трубе. Трубы могут быть открытыми и закрытыми. Во втором случае труба закрыта (закупорена) сверху, что позволяет в два раза снизить ее длину. Закрытые регистры, как правило, значительно тише аналогичных открытых.

Названия регистров могут быть приведены на немецком, французском, английском, реже итальянском языке. Рядом с названием указывается футовость, которая показывает общую высоту регистра. Регистр с указанием 8’ (восьмифутовый) звучит как в нотной записи. Термин футовость связан с тем, что самая большая труба регистра (это до большой октавы на большинстве инструментов) будет иметь длину 8 футов (2 м 40 см). 4-х футовый регистр звучит октавой выше, 2-х футовый – двумя октавами выше, 16-ти и 32-х футовый октавой и двумя октавами ниже нотной записи. Дробная футовость означает, что данный регистр звучит в интервал, не кратный октаве. Например, 2 2/3’ – октавой и квинтой выше, 1 3/5’ – двумя октавами и терцией выше. Такие регистры называют аликвотами. Они в сочетании с основным тоном (8-ми футовым регистром) придают звуку яркую и необычную окраску.

Особый вид регистров – микстуры (от лат. «смесь»). При нажатии на клавишу начинают звучать сразу несколько (от 2 до 8, редко более) труб, составляющих обертоновый ряд. Например, микстура Sesquialtera IIсостоит из квинтового и терцового тона 2 2/3’ + 1 3/5’, а микстура Cornet IV добавляет еще и два октавных обертона, получается 4’ + 2 2/3’ + 2’ + 1 3/5’. Римская цифра после названия микстуры указывает на число одновременно звучащих труб. Например, микстура Scharff IIIпредставляет собой так называемую «звуковую корону» – высоко звучащий набор из трех октавных и квинтовых обертонов. Отдельно от основного тона ни микстуры, ни аликвоты не используются.

В язычковых регистрах в качестве источника звука используется небольшая металлическая пластина с одним свободным концом (как в губной гармошке). Для придания силы и тембра поверх этой пластины устанавливается резонатор полной или половинной длины. Язычковые регистры имеют характерные тембры и часто используются в качестве ярких сольных голосов. А французская органная музыка как старинная, так и XIX-XX веков вообще не мыслима без язычковых регистров.

Основу педали составляют 16-футовые регистры, звучащие октавой ниже нотной записи. Таким образом нажимая на до большой октавы – самая левая клавиша в педальной клавиатуре – мы услышим звучание до контроктавы. В больших инструментах иногда бывают 32-футовые регистры, самые низкие звуки будут иметь уже частоту 16 Гц, что соответствует пределу слухового восприятия человека. (В Московском Доме музыки есть 64-футовый регистр, издающий инфразвук, который ощущается не ушами, а телом).

Набор регистров определяет стиль органа. Барочный орган содержит небольшое число 8-ми футовых регистров, зато имеет широкий набор высоких регистров, аликвот, микстур. Французский орган богат разнообразными язычковыми регистрами. Романтический орган XIX века может иметь 10 (и более, как в Домской церкви в Таллинне) 8-ми футовых регистров в одном мануале, в тоже время он мало содержит высоких регистров, которые выстраивают обертоновый ряд. Большие «симфонические» органы пытаются в себе объединить всё, но не всегда удачно. Кроме этого, регистры с одним и тем же названием звучат по-разному (порой, весьма) не только в органах разных стилей, но и у органов разных фирм. Это справедливо и для электронных органов. Так что органисту, который первый раз подходит к новому инструменту, требуется довольно много времени для «знакомства» с ним.

Начнем с регистров, применяющихся на мануалах.

Трубы разных регистров имеют разную форму и сделаны из различных материалов
Трубы разных регистров имеют разную форму и сделаны из различных материалов

Флейты

Даже небольшие одномануальные инструменты имеют хотя бы один 8-ми футовый флейтовый регистр. Скорее всего это будет Gedacktили просто Fflöte (Hohlflöte, Rohrflöte). Он может быть закрытый и иметь вследствие этого небольшой размер. Данный регистр может использоваться и сам по себе, особенно в качестве аккомпанирующего другому сольному голосу (например, в хоральной прелюдии), а также как аккомпанемент для вокалиста или инструменталиста. В случае отсутствия
8-ми футового регистра принципального ряда для построения «звуковой пирамиды» в качестве основы придется использовать флейту.

Добавив к основному тону 4-х футовый регистр флейтового ряда, мы получим уже значительно более яркое звучание. Практика показывает, что для сопровождения вокалиста идеальным является сочетание флейт 8’ + 4’. Так как одиночная низкая флейта звучит довольно тихо и бедна обертонами так, что порой вокалисту сложно поймать тон.

Флейтовая «пирамида» 8’ + 4’ + 2’ представляет уже мягкое форте и может использоваться в полифонических произведениях, отсутствие резких обертонов позволяет довольно долго удерживать данную степень звучания, не утомляя слушателя (например, в длинной фуге), в то время как 2-х футовый регистр позволит четко слышать всю полифоническую ткань.

Хорошее сочетание с пропущенной «четверкой»: 8’ + 2’. Такой тембр звучит как колокольчики, «капельки», хорош для тихого стаккато. Такую комбинацию возможно использовать и в качестве сольного голоса на небольших инструментах, где часто не бывает ни аликвот, ни язычков.

Отдельно следует сказать о иногда встречающемся флейтовом 16-футовом регистре в мануалах, например Bourdon 16’. Это довольно тихий, приглушенный регистр следует использовать в Tutti для предания глубины звучания. Иногда его используют и в тихих комбинациях для создания мистического настроения (у Регера, Франка).

Еще мы забыли упомянуть октавный очень высокий регистр Flageolet1’, который хорошо сочетается с различными флейтами, придавая им яркость и звон.

Принципалы

Самый главный, как следует из названия, регистр. Иногда используют французское название Montre или английское Diapason. Бывает любой футовости от 32’ до 2’. Изготавливается из сплава, содержащего 60-70% олова, хотя иногда используются и другие материалы (в СПб в церкви Св. Михаила – латунь). Высокие регистры обычно называют Octave. Octave4’ – один из самых громких регистров. Комбинация из Principal 8’ (или даже Flöte 8’) с Octave 4’ дает весьма полное звучание, а добавление 2-х футового регистра или микстуры образует органное Pleno, которое идеально подходит для исполнения, например, больших прелюдий и фуг И.С. Баха. Если орган достаточно крупный, то у него обычно присутствует флейтовая и принципальная пирамида, т.е. 8-ми, 4-х и 2-х футовые регистры той и другой группы, что позволят получать любой динамический оттенок от ppдо ff. Следует отметить, что при полностью включенной принципальной пирамиде (8’+4’+2’ иногда еще и 1’) добавление флейт не приводит к значимому увеличению громкости, лишь звучание становится более объемным. Трубы регистра Principal 8’ и Principal 16’ (при наличии) часто украшают фасад органа.

Штрайхеры

Эти регистры обладают мягким, «шелестящим» звучанием. Еще их называют узкомензурными, т.е. это такие трубы, у которых длина значительно превышает диаметр. Типичные представители – Gamba (средней громкости), Viola (более мягкий). Особый регистр Vox celeste II– состоит как правило из двух рядов узкомензурных труб с небольшим «разливом», образующий легкую фальшь. Если регистр однорядный, то его следует комбинировать, например, с Viola da Gamba. Есть еще более таинственный регистр Unda maris («волна морская»), также двухрядный с образованием биений. Очень красив нежный Salizional, напоминающий звучание мягкого язычкового регистра. Один из самых тихих регистров – Aeoline 8’. Обычно все штрайхеры 8-футовые. Используются в музыке романтического периода. Мягко звучащие штрайхеры можно использовать в роли аккомпанирующих. При включенной пирамиде принципалов добавление этих регистров не будет сильно менять звук. С другой стороны, комбинация 8-ми футовой флейты и штрайхера обычно дает красивое и нежное звучание.

Металлические трубы принципального ряда (видны настроечные кольца) 
и открытая флейта – деревянные трубы (также видны настроечные приспособления)
Металлические трубы принципального ряда (видны настроечные кольца) и открытая флейта – деревянные трубы (также видны настроечные приспособления)

Аликвоты

Орган – первый синтезатор, т.е. он может создавать такие тембры, которые не существуют ни у каких других музыкальных инструментов. Достигается это тем, что органист может добавлять к основному тону различные обертоны, в том числе и не октавные. Октавные регистры 4’, 2’ – не сильно меняют тембр, но скорее изменяют общую звучность. Исключение, пожалуй, лишь сочетание 8’ + 2’.

Самая низкая (применяющихся на мануале) из аликвот обычно квинта 2 2/3’. Это регистр может называться Nasard, Nassat, Twelfthдля принципиального ряда или Quintflöte, Flute Twelfth для флейтового ряда. Сочетание этого регистра с мягким 8-ми футовым дает прекрасный и нежный тембр, который идеально подходит для исполнения мелодий в трехголосных хоральных прелюдиях (например, в знаменитой «Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ» И.С. Баха, BWV639). Можно для более полного звука выбрать сочетание 8’+4’+2 2/3’ – тоже хороший сольный голос. Часто регистр Nasard используют для дополнения приниципальной пирамиды в Pleno, например 8’ + 4’ + 2 2/3’ + 2 (+ Mixtur) для более плотного звучания. Но при громкой квинте это сочетание звучит не всегда хорошо.

Высокая квинта имеет обычно такие же названия, как и низкая, только с указанием высоты 1 1/3’. Может применяться в тех же случаях, что и низкая. Очень популярна комбинация 8’ + 4 + 1 1/3’. Можно ее порекомендовать использовать в пьесах, подобных хоральной прелюдии Д. Букстехуде «Nun bitten wir den heiligen Geist» BuxVW 209. Вместе с ней уместно использовать тремулянт.

Не следует путать квинтовые аликвоты с регистром Quintatonили Quintadena. Это обычно 8-ми футовые регистры, но имеющие, благодаря специальной форме, заметный квинтовый обертон.

Следующая популярная аликвота – терция (4-й обертон), т.е. регистр, звучащий двумя октавами и большой терцией выше нотной записи. Придает весьма характерную окраску. В дополнении к основному тону может использоваться в сочетании и 4-х и 2-х футовыми регистрами, а также с квинтой 2 2/3’. Некоторые музыканты (особенно имеющие абсолютный слух) советуют не использовать этот регистр в минорных тональностях, т.к. мажорная большая терция входит в диссонанс с минорным трезвучием, которое неизбежно будет встречаться.

Другие аликвоты: Septime 2 2/7’ или 1 1/7’, None1 7/9’ или 8/9’, Sexte 1 3/13’ встречаются редко.

Микстуры

Ни один орган среднего размера не обходится без микстур – составных регистров, где каждому звуку соответствует звучание нескольких труб. Число звучащих труб указывают римской цифрой после названия микстуры. Однако (в целях экономии или более благородного звучания) это число реально может быть разным для различных октав мануала. Для самых высоких звуков нет необходимости в высших тонах микстур, т.к. они уйдут в ультразвук! Напротив, некоторые микстуры (например Cornet) не используются в большой и малой октаве, т.к. ухо начнет отчетливо слышать движение параллельными квинтами, а не составной тембр. В таких случаях обычно указывают: Cornet IV ab c1 (т.е. регистр начинается с до первой октавы).

Микстурных регистров существуют десятки, мы рассмотрим лишь самые распространенные.

Просто регистр Mixture с указанием рядности, например, Mixture V. Этот регистр обеспечивает так называемую «органную корону» – набор высоких октавных и квинтовых обертонов, он обеспечивает мощное форте, идеально подходит для больших прелюдий и токкат И.С. Баха и других сочинений, в которых требуется «классическое громкое органное звучание». С этой микстурой следует использовать 8-ми и 4-х футовые регистры, возможно и 2-х футовые. Есть модификации этой микстуры, например более тихие, но высоко звучащие Scharff или Zimbel.

Есть микстуры, имеющие характерный тембр, использующийся в сольных голосах. Здесь следует назвать такой красочный регистр, как Sesquialtera II, состоящий из низкой квинты 2 2/3’ и терции 1 3/5’. Если отдельно такой микстуры нет в инструменте, а есть квинтовая и терцовая аликвоты, то, естественно, его можно создать, включив оба этих регистра.

Французская барочная музыка требует особый регистр Cornet IV. Иногда он бывает чистой микстурой 4’+2 2/3+2’+1 3/5’ и требует какого-то регистра (флейту или принципал) с основным тоном, а иногда основной тон в него уже включен, в этом случае Cornetможно использовать самостоятельно. В общем же случае микстуры никогда не используются отдельно.

Язычковые регистры

Родиной язычковых регистров считается Франция (не даром во Франции так популярен аккордеон, по сути дела – миниорган из язычковых регистров, хотя родина аккордеона – Германия). Во времена И.С. Баха язычковые регистры проникли и в Германию.

Все язычковые регистры имеют яркий и довольно громкий (иногда очень) звук, поэтому на органной консоли их часто выделяют другим цветом или особым расположением рукояток. В некоторых органах (духовых и электронных) существует специальная кнопка, позволяющая отключить языковые регистры из готовых комбинаций, настолько эти регистры особенные.

Язычковых регистров существует также великое множество, и мы рассмотрим лишь малую их часть. Футовость регистров чаще всего 8’, но есть и 4-х футовые и 16-ти и 32-х футовые (в педали).

Язычковые регистры довольно капризны и часто требуют настройки, в идеале перед каждым концертом.

Один из самых распространенных регистров – Oboe8’ (Hautbois), обладающий ярким, красивым, слегка вибрирующим тембром. Его 16-ти футовый вариант называется Fagott(Bassoon). Иногда для экономии регистр Oboeрасширяют 12-ю звуками контроктавы и переводят управление ими в педаль, где он и будет называться Fagott16’. Такие регистры называют трансмиссионными. Часть его труб используется как Oboe 8’ в мануале, а часть как регистр педали. Многие органисты рекомендуют для придания более мягкого и певучего тембра сочетать Oboeс 8-ми футовой флейтой.

В барочных инструментах можно встретить регистр Krummhorn, обладающий несколько более «гнусавым» звуком, нежели Oboe. Довольно популярен Regal – с укороченным резонатором. Очень яркий регистр Schalmei, иногда исполняется в 4-х футовом варианте. Необычен регистр Vox Humana 8’ – отдаленно (весьма) напоминающий голос человека.

Наконец Trompete (16’, 8’, 4’) – громкий и яркий регистр. Может использоваться как самостоятельно, особенно во французской старинной музыке, а может добавляться к Pleno для придания звуковой мощи. Особенно хорош сочный Trompete (как 8’, так и 16’) в педали.

Особые регистры – это шамады, пришедшие в орган из Испании. Это горизонтально установленные трубы, иногда в другом конце зала (как в Кондопоге). Шамада – очень громкий регистр, может быть 16’, 8’ и 4’. Используется исключительно в финале больших произведений или в специальных случаях.

Регистры педали

В педали используются все те же самые регистры, что и в мануалах, однако есть несколько особенностей. Во-первых, основным тоном в педали является 16 футов. В небольших инструментах в качестве него используется такой незаменимый регистр как Subbass 16’ – тихая закрытая деревянная флейта квадратного сечения. Его всегда слышно, т.к. ухо имеет особенность всегда выделять самую низкую частоту. В больших инструментах может присутствовать и громкий Principal16’. Его большие (до 5 м) трубы можно увидеть на фасаде.

Очень желательно наличие язычковых регистров Fagott16’, Trompete8’ или 16’, или Posaune 16’. Эти регистры придают педали особую сочность и мощь, незаменимую в масштабных произведениях.

В очень крупных (и дорогих) инструментах могут присутствовать 32-х футовые регистры. Редко, когда это открытый Montreили Principalbass, т.к. размер труб будет доходить до 10 м! Для компактности идут на определенные хитрости. Например, в регистре Untersatz 32’ субконтроктава может быть реализованы в виде двух рядов труб 16’ и 10 2/3’. На низких частотах возникают биения с частотой в два раза ниже 16-ти футового регистра. Следует упомянуть язычковый регистр Bombarde 32’ с воронкообразным резонатором, отличающийся особой мощью, даже грубостью.

В педали иногда присутсвуют низкие аликвоты, например 5 1/3’, эта квинта в сочетании с 8-ми футовым регистром в силу биений даст имитацию 16-ти футового. Бывают в педали и микстуры. В романтических инструментах можно встретить и штрайхеры, напримерё Violonbass 16’.

В хоралах И.С. Баха педали иногда поручается верхний сольный голос, для этого существуют такие регистры как Choralbass4’ (и другие высокие регистры), которые позволят играть педалью звуки 1-й и 2-й октавы, в то время как замысловатый аккомпанемент будет в мануалах.

Копуляции

Под копуляциями подразумевается соединение клавиатур таким образом что, когда исполнитель играет на одной клавиатуре, звучат трубы регистров, включенных на другой клавиатуре. На механических органах соединение может быть буквальным, в этом случае мы увидим, как при нажатии клавиш на мануале или педали, механически опускаются клавиши другого мануала. Минусы такого подхода – значительное увеличение нагрузки при нажатии на клавишу, особенно если скопулировано несколько мануалов. Механическая копуляция на педаль сильно на игре не сказывается. Для облегчения игры на инструментах с механической трактурой используются так называемые рычаги Баркера– механизм, дополняющий механическую игровую трактуру органа; служит для увеличения усилия, передаваемого от нажимаемой органистом клавиши. На инструментах с пневматической или электрической игровой трактурой степень легкости нажатия на клавишу не зависит от включенных копуляций.

В любых органах всегда присутствуют копуляции мануалов на педаль. Во многих органных произведениях эту копуляцию следует всегда включать, т.к. собственно громкость педали обеспечивается высокими обертонами, которые присутствуют в регистрах мануалов.

Также считается необходимым иметь копуляции тихих мануалов на громкие. Стандартные копуляции для двух мануального органа будут II/I, II/P, I/P. Для трехмануального – III/II, III/I, II/I, I/P, II/P, III/P.

В органах романтических органах с пневматической трактурой нехватка высоких регистров (бывает даже 2’ отсутствуют) может быть скомпенсирован Super (есть и Sub) октавными комбинациями. Например, Sup II/I -включение второго мануала на первый через октаву вверх. Может быть и просто октавное удвоение: Sup 1/I. При исполнении барочной музыки на таких инструментах (распространенных в Прибалтике) не следует пренебрегать этой возможностью.

Иногда в органах (с пневматической или электрической регистровой трактурой) присутствуют готовые комбинации от пианиссимо до тутти. Примерно они (только более плавно) «запрограммированы» в устройстве вальце (крещендо). Бывают ситуации, когда органисту приходится создавать такие комбинации самостоятельно как на духовом, так и на электронном органе. Мы можем порекомендовать следующую последовательность нарастания звучности: флейты, приниципалы, 4-х футовые регистры, 2-х футовые, аликвоты, микстуры и язычки.

В органах с пневматической трактурой появилось другое полезное изобретение – «тихая педаль», действие которого заключается в отключении громких регистров педали при переходе на второстепенный мануал и включении их обратно при возвращении на главный мануал. Такие приспособления бывают даже в небольших инструментах, например, в органе церкви Св. Петра в Печорах. В органах фирмы Валькер (например, в церкви Каарли в Таллинне) исполнитель может задать набор звучащих регистров педали в зависимости от того, на каком мануале он сейчас играет.

Колокольчики

Можно встретить на органах специальные декоративные приспособления. Например, Zimbelstern – вращающаяся звезда, ударяющая по колокольчикам. Но бывают и настоящие колокола, реализованные в виде металлических пластин, например орган в эстонском городе Ряпино. В любом случае, не следует злоупотреблять этими эффектами, и лучше их использовать не более одного раза в течение концерта.

Устройство органа на гравюре XVIII века. 
Вместо электровентилятора специальный человек (иногда и несколько), 
называемый калькантом, нагнетает воздух в меха.
Устройство органа на гравюре XVIII века. Вместо электровентилятора специальный человек (иногда и несколько), называемый калькантом, нагнетает воздух в меха.

Заключение

Еще раз хочется отметить, что настоящая брошюра содержит лишь самые начальные сведения об устройстве органа и его регистрах без применения к конкретным произведениям и стилям, что требует очень большой работы. Может быть, автору удастся продолжить и расширить это пособие в будущем.

Автор благодарит Евгению Владимировну Лисицыну – многие годы бышей главной органисткой Рижского Домского собора, доцента МГУ Юлию Николаевну Лотову – лауреата премии «Органист года, 2022» и доцента МГУ, канд. физ.-мат. наук Ольгу Дудакову за ценные замечания и положительные отзывы о работе, а таже доцента, кад. филологических наук Ольгу Владимировну Пожидаеву за тщательную правку текста.