Найти в Дзене

06.25. Выученная беспомощность против выученного оптимизма

Позитивная психология учит, что полноценная жизнь это вовлечённость в различные сферы, такие как вера, семья, общество и работа. Слово «вовлечённость» здесь имеет ключевое значение. Невозможно обрести счастье в этих сферах, если не отдаваться им целиком; ваша вера не принесёт пользы, если подходить к ней формально, и то же самое относится к семье, друзьям и работе. Многие об этом забывают. На самом деле, простое присутствие почти ничего не даёт: нужно целиком отдаваться различным аспектам своей жизни. К сожалению, многие люди не вовлечены полностью, особенно в работу. Организация Gallup, занимающаяся изучением вовлечённости по всему миру, приходит к выводу, что в целом число вовлечённых людей, то есть тех, кто с энтузиазмом и преданностью относится к своей работе, довольно низко и составляет всего 10-13% в мировом масштабе. Это серьёзно сказывается на нашем уровне счастья. Чтобы успешно проходить через жизненные перемены и испытания, нам необходимо быть любознательными, активными, гибк
Оглавление

Позитивная психология учит, что полноценная жизнь это вовлечённость в различные сферы, такие как вера, семья, общество и работа.

Слово «вовлечённость» здесь имеет ключевое значение. Невозможно обрести счастье в этих сферах, если не отдаваться им целиком; ваша вера не принесёт пользы, если подходить к ней формально, и то же самое относится к семье, друзьям и работе.

Многие об этом забывают. На самом деле, простое присутствие почти ничего не даёт: нужно целиком отдаваться различным аспектам своей жизни.

К сожалению, многие люди не вовлечены полностью, особенно в работу.

Организация Gallup, занимающаяся изучением вовлечённости по всему миру, приходит к выводу, что в целом число вовлечённых людей, то есть тех, кто с энтузиазмом и преданностью относится к своей работе, довольно низко и составляет всего 10-13% в мировом масштабе.

Это серьёзно сказывается на нашем уровне счастья. Чтобы успешно проходить через жизненные перемены и испытания, нам необходимо быть любознательными, активными, гибкими и стойкими.

Одним словом, мы должны быть вовлечены. Психолог Мартин Селигман показывает, что, к счастью, мы можем этого достичь.

Ключ к этому развивать в себе надежду и оптимизм.

МОИ КОНТАКТЫ И РЕСУРСЫ

ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ АНАЛИЗИРУЕМОГО МАТЕРИАЛА

  1. В материале утверждается, что чувство беспомощности является естественной, инстинктивной реакцией человека на стрессовые или травмирующие жизненные обстоятельства. Эта реакция рассматривается как автоматическая.
  2. В противовес этому, чувство контроля над ситуацией представлено как выученное поведение. Оно зарождается в высших отделах коры головного мозга и способно сознательно подавлять инстинктивное чувство беспомощности.
  3. Предлагается конкретный механизм для развития этого контроля — «Контур надежды». Суть его заключается в сознательном оспаривании пессимистических мыслей и представлении положительных исходов вместо фиксации на негативных сценариях.
  4. Центральной идеей является наличие у человека выбора между двумя путями: поддаться автоматической реакции страха и беспомощности («бей или беги»), что ведет к пассивности, или сознательно активировать «контур надежды», бросив вызов негативным мыслям.
  5. Регулярная практика такого сознательного выбора в пользу надежды формирует навык «выученного оптимизма». Преодоление трудностей через этот механизм ведет к полной вовлеченности в жизнь и, как следствие, к повышению уровня счастья.

ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ МОМЕНТЫ (РАЦИОНАЛЬНОЕ ЗЕРНО С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ДИАЛЕКТИКИ)

  1. Материал интуитивно нащупывает диалектическое противоречие как источник психического движения. Он противопоставляет две стороны психики: низшую, автоматическую, инстинктивную (беспомощность) и высшую, сознательную, корковую (контроль). Их единство и борьба представлены как основа для выбора и изменения психологического состояния.
  2. Концепция разделения реакций на инстинктивные и выученные, связанные с высшими отделами мозга, отражает идею развития от низшего к высшему. Она признает наличие различных, иерархически соподчиненных уровней в структуре психики, что является шагом вперед по сравнению с метафизическим представлением о душе как о чем-то едином и неделимом.
  3. Идея о том, что контролю и оптимизму можно *научиться*, указывает на признание изменчивости и развития психики. Это противостоит метафизическому взгляду на характер и психологические установки человека как на нечто врожденное и неизменное.
  4. В материале прослеживается понимание активной роли сознания. Предполагается, что сознание способно не просто пассивно отражать, но и активно вмешиваться в автоматические мыслительные процессы, анализировать и изменять их. Это является зачатком понимания сознания как высшей формы отражения, способной к самоотражению.

ЗАМЕЧАНИЯ (КРИТИКА С МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ)

  1. Идеализм: Главный порок концепции — отрыв сознания от бытия. Утверждается, что психологическое состояние человека (беспомощность, вовлеченность, счастье) определяется исключительно внутренним, сознательным выбором и работой мысли («оспаривание пессимистичных мыслей»). Игнорируются объективные материальные условия, которые и порождают чувство беспомощности. Проблема переносится из сферы общественного бытия в сферу индивидуального сознания, которому приписывается способность изменять состояние человека без изменения порождающей его реальности.
  2. Метафизика: Явления беспомощности и оптимизма рассматриваются как абстрактные, внеисторические категории, присущие человеку вообще. Материал не анализирует конкретные социальные противоречия, порождающие эти состояния в определенных общественно-экономических формациях. «Контур надежды» представляется как универсальный рецепт, игнорирующий тот факт, что содержание и причины пессимизма рабочего, эксплуатируемого капиталистом, и пессимизма капиталиста, потерявшего часть прибыли, — принципиально различны.
  3. Индивидуализм: Проблема и ее решение полностью замыкаются на отдельном индивиде. Вся борьба происходит внутри его черепной коробки. Этот подход полностью игнорирует классовый аспект. Он предлагает один и тот же психологический механизм для угнетателя и угнетенного, маскируя тот факт, что их «жизненные взлеты и падения» обусловлены их антагонистическим положением в системе производственных отношений. Борьба индивида со своими мыслями подменяет собой необходимость коллективной классовой борьбы.
  4. Психологизация: Происходит подмена объективных социальных противоречий личными психологическими проблемами. Реальная беспомощность пролетария перед лицом капитала, его отчуждение от результатов своего труда и от процесса производства, представляется как «выученная беспомощность», которую можно преодолеть «выученным оптимизмом». Вместо того чтобы направить человека на анализ и изменение объективных причин его страданий, ему предлагается заняться самокоррекцией, что является идеологически выгодным для господствующего класса, так как уводит энергию от классовой борьбы в русло индивидуального самоусовершенствования.

РЕКОМЕНДАЦИИ (ПУТИ «СНЯТИЯ» ДЛЯ ДИАЛЕКТИЧЕСКОЙ ПОЗИТИВНОЙ ПСИХОЛОГИИ)

  1. Необходимо перевести анализ из абстрактно-психологической плоскости в конкретно-историческую. Чувство беспомощности следует рассматривать не как инстинкт вообще, а как отражение реального положения человека в определённой системе общественных отношений, в первую очередь — производственных.
  2. «Контур надежды» должен быть «снят» и преобразован из индивидуальной умственной гимнастики в процесс формирования научного, диалектико-материалистического мировоззрения. «Оспаривание пессимистичных мыслей» должно стать критическим анализом буржуазной идеологии, внушающей мысль о вечности и безальтернативности капитализма. «Представление положительных результатов» — это не пустые мечтания, а научное предвидение коммунистического будущего, основанное на анализе законов общественного развития.
  3. Борьба за «контроль» должна быть понята не как борьба сознания с мозгом, а как участие индивида в коллективной классовой борьбе за установление реального контроля рабочего класса над средствами производства и, следовательно, над своей жизнью.
  4. Понятие «вовлеченности» и «счастья» необходимо освободить от их буржуазно-индивидуалистического содержания. Подлинная вовлеченность и счастье возможны не как результат индивидуальных психологических техник, а как следствие уничтожения отчуждения и гармоничного развития личности в процессе совместного строительства бесклассового общества.

ПРИМЕНЕНИЕ И «СНЯТИЕ» В КОММУНИСТИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ

  1. В условиях капитализма: Буржуазный подход, изложенный в материале, служит инструментом идеологического примирения трудящихся с эксплуатацией. Он учит рабочего, что причина его подавленности не в системе, а в его собственном неправильном мышлении. Диалектический подход, напротив, использует объективно возникающее у рабочего чувство беспомощности как отправную точку для формирования классового сознания. Он разъясняет, что это чувство — адекватное отражение его реального бессилия в рамках капиталистических отношений. Осознание этого ведет не к индивидуальной психотерапии, а к коллективной организации и революционной борьбе за изменение материальных условий бытия.
  2. В коммунистическом обществе: Антагонистические противоречия, являющиеся главным источником массовой социальной беспомощности, будут устранены. Однако останутся неантагонистические противоречия (между новым и старым, между человеком и природой). «Контур надежды» здесь «снимается» в форме научного планирования и коллективного, сознательного решения проблем. Надежда перестает быть психологическим приемом для борьбы с отчаянием и становится выражением научно обоснованной уверенности коллектива в своих силах и в успехе коммунистического строительства. «Вовлеченность» из индивидуального стремления к счастью превращается в гармоничное участие каждого в жизни всего общества, где полное и свободное развитие каждого является условием свободного развития всех.

ВЫВОДЫ

  1. Анализируемый материал содержит рациональное зерно, поскольку интуитивно указывает на противоречие между автоматическими и сознательными процессами в психике, а также на возможность ее развития.
  2. Однако по своей сути данная концепция является идеалистической, метафизической и глубоко индивидуалистической. Она отрывает сознание от бытия, рассматривает психологические категории вне их конкретно-исторического контекста и игнорирует классовую структуру общества.
  3. Главный недостаток материала — психологизация социальных явлений. Он маскирует объективные причины угнетения (социальные противоречия), представляя их как субъективные проблемы мышления индивида. Таким образом, он выполняет идеологическую функцию, направляя человека на примирение с действительностью, а не на ее революционное изменение.
  4. Диалектико-материалистическое «снятие» этой концепции предполагает возвращение анализа на почву материализма, рассмотрение психики в неразрывной связи с общественным бытием и классовой борьбой, а индивидуального развития — в контексте коллективного исторического процесса строительства коммунизма.

Продолжение следует...

Выученная беспомощность против выученного оптимизма
Выученная беспомощность против выученного оптимизма