Возможно, слэшеры и были лидерами проката в 80-х, но на каждую «Пятницу, 13-е» или «Кошмар на улице Вязов» приходилась дюжина кровавых шедевров, которые не получили широкого признания. Учитывая это, в этом списке представлены менее известные работы жанра, которые всё же стоит посмотреть.
Большинство представленных ниже фильмов относятся к маргиналам: это региональные диковинки, независимые эксперименты или культовые фильмы, которые заняли своё собственное извращённое место в жанре. Некоторые склоняются к сюрреализму, некоторые — к суровой драме, а некоторые просто хотят напугать вас до смерти новыми способами.
____________________________
Водолей / 'Stage Fright' (1987)
«Ты грязный, скользкий, вонючий извращенец!» Слэшеры, как правило, театральны по своей природе, но «Водолей» превосходит их всех. Запирая своих персонажей в запертом театре с сбежавшим убийцей в маске совы, фильм превращается в сюрреалистичный, пропитанный кровью закулисный кошмар. Присутствие убийцы, безмолвное и бесстрастное за огромной маской птицы, превращает каждый коридор за кулисами и световую решётку в параноидальный лабиринт.
Микеле Соави, протеже легенды джалло Дарио Ардженто, привносит в режиссуру уникальный оперный стиль, смешивая приемы слэшера со стилизацией под еврохоррор и злорадно преувеличенными декорациями. Его визуальные эффекты креативны и поразительны, сильно отличаясь от приглушенной, скучной палитры, типичной для этого жанра. В конечном счёте, «Водолей» — это не столько пугающие моменты, сколько настроение, движение и вспышки гротескного насилия. И хотя он не изобретает жанр полностью заново, он, безусловно, оживляет его: стильный, странный и часто странно красивый. Он также намекает на интересные идеи, связанные с перформансом и самобытностью.
____________________________
Незваный гость / 'Intruder' (1989)
«Я просто без ума от этого магазина!» «Intruder» — это настоящая ночная смена. Действие этой жемчужины конца 80-х, действие которой происходит почти полностью в супермаркете после закрытия, застаёт врасплох его команду, столкнувшись с таинственным убийцей, который начинает расправляться с ними самыми тошнотворными способами. Фильм, написанный Скоттом Шпигелем в соавторстве с Сэмом Рэйми и Брюсом Кэмпбеллом в второстепенных ролях, очаровывает изобретательной операторской работой и реалистичными кровавыми эффектами.
Убийства не укладываются в рамки и жестоко изобретательны. Среди них — удар циркулярной пилой в лицо, неожиданный удар крюком для мяса и незабываемый момент с уплотнителем коробок. Но главная изюминка фильма — его безумная энергия. Шпигель режиссирует, словно Рэйми под кофеином, превращая ряды с хлопьями и дверцы морозильных камер в динамичные сцены. Фильм жестокий, мрачно-смешной и гораздо более самокритичный, чем кажется на первый взгляд. Незваный гость» мог бы стать просто демонстрацией крови. Вместо этого он представляет собой добротный эксперимент по превращению обыденной обстановки в жуткую игровую площадку.
____________________________
Адская ночь / 'Hell Night' (1981)
«Да ладно, это же просто розыгрыш!» Вышедший на пике популярности слэшеров, фильм «Адская ночь» на бумаге выглядит банально, но на самом деле очень весёлый. Сюжет стандартный: студенты колледжа должны провести ночь в особняке с привидениями в рамках издевательств над студентами. Но всё быстро идёт наперекосяк, когда они понимают, что особняк не так уж и пуст, как они думали. Замысел хорошо реализован, с сильной сценографией и великолепной игрой Линды Блэр в главной роли.
Режиссёр Том ДеСимоне делает ставку на атмосферу, не обращая внимания на дешёвые пугалки, придавая фильму готический оттенок, который выделяет его среди аналогов. Сам особняк становится персонажем, разлагающимся символом привилегий, тайн и унаследованной вины. И хотя темп повествования медленнее, чем во многих слэшерах 80-х, жуткое нарастание напряжения окупается в финале – жестоком, напряжённом и вполне заслуженном. Наконец, убийцы, укоренённые в городских легендах и извращённые трагедией, также привносят неожиданную нотку меланхолии.
____________________________
Занавес / 'Curtains' (1983)
«Актёрство — это реакция... на смерть!» Завораживающий и бессвязный, «Занавес» ощущается как два разных фильма, склеенных в один, и в этом отчасти его жутковатое очарование. Он рассказывает историю группы актрис, приглашенных в уединённый особняк на прослушивание к таинственному режиссёру. Но когда начинает падать снег и всплывают тайны, некто в маске фарфоровой куклы начинает убивать их одну за другой. Фильм пережил печально известные проблемы со съёмками, пересъёмками, заменой актёров и тональной нестабильностью. И всё же финальный продукт странным образом притягателен.
В этом фильме есть что-то сверхъестественное, словно смотришь на слэшер сквозь запотевшее зеркало. Атмосфера прохладная, визуальные эффекты сказочные, а детектив по-настоящему эффектный. Одна только сцена убийства на коньках (сюрреалистичная, беззвучная и прекрасно снятая) уже обеспечивает фильму место в каноне слэшеров. В целом, «Занавес» — это небезупречная, но увлекательная смесь артхауса и грайндхауса. Фильм был отвергнут после выхода, но с тех пор он стал культовым.
____________________________
Одни во тьме / 'Alone in the Dark' (1982)
«Знаете, что я думаю? По-моему, вы все сошли с ума!» Ещё до того, как «Кошмар на улице Вязов» поднял этот формат на новый уровень, режиссёр Джек Шолдер снял этот извращённый шедевр о четырёх пациентах психиатрической больницы, склонных к убийствам, которые сбегают во время отключения света и нападают на дом своего нового психиатра. Один только актёрский состав делает его достойным просмотра: Джек Пэланс, Мартин Ландау и Дональд Плезенс предстают в превосходной, неуравновешенной форме. Но «Одни во тьме» — это не только актёрская игра. В нём поднимаются удивительно важные темы, особенно о том, насколько тонка на самом деле «цивилизация».
Сюжет фильма напоминает извращённый триллер о вторжении в дом, переплетённый с паранойей Америки начала 80-х: институциональное недоверие, разваливающиеся системы и тонкая грань между здравомыслием и безумием. Во всём этом есть панк-нигилизм, особенно в кошмарном финале, где хрупкий общественный порядок рушится под тяжестью собственных секретов. Жестокий, непредсказуемый и гораздо умнее, чем следовало бы.
____________________________
Незнакомец / 'The Prowler' (1981)
«То, что ты сделал с Розмари, непростительно!» «Незнакомец», иногда называемый «Убийцей Розмари», — мрачный, подлый слэшер с одними из лучших кровавых спецэффектов в жанре, созданный Томом Савини (который также работал над такими фильмами, как «Рассвет мертвецов» и «Калейдоскоп ужасов»). Сюжет повествует об убийце в боевой экипировке времён Второй мировой войны, который преследует выпускной бал в маленьком городке спустя десятилетия после того, как ссора влюблённых переросла в смертельную. Это классическая схема мести, но её исполнение — чистый ужас: медленно развивающееся, кровавое и необычайно жестокое.
Присутствие убийцы внушительно, его атаки внезапны и беспощадны. Его наряд и оружие поражают и пугают. Одна сцена со штыком, в частности, всё ещё вызывает тошноту спустя более 40 лет. В отличие от многих слэшеров того времени, этот фильм не изобилует шутками или пугающими моментами, а лишь холодным, намеренным насилием и нарастающим ощущением неизбежности. Благодаря атмосферному освещению, тягостному саундтреку и серьёзной финальной девушке, «Незнакомец» — это скорее не фильм ужасов, а похороны.
____________________________
Смертельный сон / 'Deathdream' (1974)
«С Энди что-то не так». За несколько лет до «Чёрного Рождества» Боб Кларк выступил с одним из самых леденящих душу антивоенных заявлений в фильме ужасов «Смертельный сон» – ремейке классического романа «Обезьянья лапа», снятого в эпоху войны во Вьетнаме. Когда солдат (Ричард Бэкус) умирает на войне, его скорбящая мать (Линн Карлин) желает ему вернуться домой… и он возвращается, но уже не совсем живым. Далее следует медленное погружение в безумие нежити, поскольку разлагающаяся человечность мальчика отражает страну, разрушенную трагедией.
«Смертельный сон» — не слэшер в традиционном понимании, но он обыгрывает многие из тех же идей: замаскированную скорбь, моральное разложение и хрупкость тел под давлением. Он тревожный, печальный и, что удивительно, политический, избегая скримеров в пользу отрицания и чувства вины. Медленный, болезненный темп и по-настоящему тревожный грим превращают тихий пригородный дом в морг подавленных эмоций. Фильм также необычно хорошо написан для этого поджанра, с множеством правдоподобных и увлекательных диалогов.
____________________________
Финальный террор / 'The Final Terror' (1983)
«Там что-то есть, что-то наблюдает за нами». Фильм «Финальный террор», сочетающий в себе черты слэшера и фильма ужасов о выживании, рассказывает о группе лесников и туристов, которых в лесу убивает невидимый убийца. Довольно банальная задумка, но повествование на удивление продуманное. Это не столько фильм о количестве жертв, сколько неторопливый триллер с настоящим напряжением. Режиссёр Эндрю Дэвис (позже снявший «Беглеца»), а в главной роли — молодая Дэрил Ханна, благодаря натуралистичным актёрским работам и поистине жуткой лесной съёмке.
Убийца раскрывается только в конце игры, и фильм больше похож на «Освобождение», чем на «Пятницу, 13-е». Здесь царит суровый, граничащий с природой ужас. Цивилизация находится далеко, а смерть может подстерегать из-за любого дерева. Недостаток крови и экшена компенсируется нарастающим страхом, яркой динамикой персонажей и правдоподобным ощущением паранойи, царящей в дикой природе. Это слэшер для тех, кто предпочитает мрачный survival horror.
____________________________
Глаза незнакомца / 'Eyes of a Stranger' (1981)
«Есть ли кто-то там?» Если «Глаза незнакомца» и вспоминают сегодня, то чаще всего благодаря ранней игре Дженнифер Джейсон Ли, и даже тогда её обычно упускают из виду. Жаль, ведь это умный, стильный и на удивление эффектный фильм, вошедший в канон слэшеров. Сюжет строится вокруг ведущей новостей (Лорен Тьюс), которая подозревает, что её сосед — серийный убийца, и начинает собственное расследование. Ли играет её слепую и глухую сестру, которая становится леденящим душу персонажем в лучших сценах фильма.
Здесь явно прослеживается влияние «Окна во двор», но пропущенное через слащавую атмосферу начала 80-х и грайндхауса. Сцены напряжения длинные, жестокие и тревожные. Это не самый кровавый слэшер, но один из самых психологически насыщенных , с упором на вуайеризм, травму и нарушение безопасного пространства. С убийцей, любящим играть в кошки-мышки, и героиней, которая не желает оставаться в стороне, «Глаза незнакомца» — напряжённый, жуткий сюрприз.
____________________________
Перед самым рассветом / 'Just Before Dawn' (1981)
«Здесь не место для кемпинга». Ещё один слэшер из глубинки, но на этот раз с более диким оттенком и намёками на артхаус. «Перед самым рассветом» забрасывает группу туристов в глухой лес, оставляя пару здоровенных, кровожадных убийц делать всё остальное. Съёмки энергичные и креативные, что значительно возвышает материал. Режиссёр Джефф Либерман (известный по фильму «Голубое солнце») создаёт медленное напряжение, тревожную тишину и панорамный ужас. Место действия (съёмки проходили в глуши Орегона) захватывающее, обширное и безразличное. Убийцы, хоть и люди, также представлены как мифические силы природы.
В конечном счёте, это фильм о высокомерии, выживании и разрыве между вежливостью и инстинктами. Он терпеливый, жестокий и странно красивый, этот слэшер заслуживает своего места не излишествами, а атмосферой и эмоциональной развязкой. Финальное преображение девушки — одно из самых первобытных в жанре, а кульминация незабываема.