Найти в Дзене
Denis Viktorov

«Кожа Земли» в Нижнем: зачем ехать на первую международную биеннале

Биеннале (от итал. biennale) — это большая выставка, которая проходит раз в два года и собирает художников вокруг одной темы. В мире это чаще всего проекты современного искусства: куратор формулирует идею, художники создают под неё новые работы, а город на пару месяцев превращается в карту маршрутов, лекций и дискуссий. Да потому что в Нижнем Новгороде в настоящий момент идёт Первая международная биеннале экологического искусства.
Я посетил Главный проект — «Кожа Земли»: почва как «кожа» планеты — тонкий живой слой, который хранит память о нас и одновременно уязвим к тому, что мы с ним делаем. На двух площадках — Мытный рынок и гостиница Ермолаевых — показано более 250 работ художников из разных стран: инсталляции, видео, объекты, текстиль. Это не музей «с табличками», а разговор — местами острый, местами поэтичный — о том, как мы живём на земле и что остаётся после нас. (Обязательно брать экскурсовода) На самом деле много работ зацепили, но хочу отметить историю аргентинской художни
Оглавление

Короткий экскурс

Биеннале (от итал. biennale) — это большая выставка, которая проходит раз в два года и собирает художников вокруг одной темы. В мире это чаще всего проекты современного искусства: куратор формулирует идею, художники создают под неё новые работы, а город на пару месяцев превращается в карту маршрутов, лекций и дискуссий.

Почему это важно именно сейчас

Да потому что в Нижнем Новгороде в настоящий момент идёт Первая международная биеннале экологического искусства.

Я посетил Главный проект — «Кожа Земли»: почва как «кожа» планеты — тонкий живой слой, который хранит память о нас и одновременно уязвим к тому, что мы с ним делаем. На двух площадках — Мытный рынок и гостиница Ермолаевых — показано
более 250 работ художников из разных стран: инсталляции, видео, объекты, текстиль. Это не музей «с табличками», а разговор — местами острый, местами поэтичный — о том, как мы живём на земле и что остаётся после нас. (Обязательно брать экскурсовода)

Что меня зацепило

На самом деле много работ зацепили, но хочу отметить историю аргентинской художницы Александры Кехайоглу. Её гигантский «ковёр-ландшафт» Santa Cruz River — это текстильная карта последней свободной реки Аргентины, вокруг которой шла борьба за строительство двух ГЭС. Работа стала символом гражданского внимания: на волне общественного резонанса строительство было приостановлено решением Верховного суда — до новой экологической экспертизы и общественных слушаний. Пример того, как искусство не только «про красоту», но и про реальные решения.

Santa Cruz River
Santa Cruz River

Люди делают проект

Отдельный респект нашему экскурсоводу Полине. Когда гид горит темой, диалог и спор рождаются сами собой — и ты ловишь себя на мысли, что хочешь разбираться дальше. Если бы такие гиды были везде, любителей искусства стало бы в разы больше.

Полина собственной персоно
Полина собственной персоно

Как планировать визит (из личного опыта)

  • Гостиница Ермолаевых — смело закладывайте 3–4 часа: много медленных работ, куда хочется «залипнуть».
  • Мытный рынок — с экскурсоводом 1–1,5 часа достаточно, чтобы увидеть все.
  • Идеально — 2–3 дня в Нижнем: кроме «Кожи Земли» идут и другие творческие проекты в рамках биеннале, жалко будет бежать галопом.

Кому точно зайдёт

  • Тем, кто устал от «новостей ради новостей» и хочет разговор о важном — без морализаторства.
  • Тем, кто любит узнавать город через современные выставки и необычные площадки.
  • Тем, кто ищет «смысловую перезагрузку» — здесь её дают не лекции, а сами работы.

Итог

Крайне рекомендую. Это классный повод съездить в Нижний и увидеть, как культурный проект собирает на одной карте экотемы, локальные истории и большие смыслы. «Кожа Земли» — не про «посмотреть и забыть», а про то, что долго держится в голове и меняет восприятие.

Кто был,
буду рад услышать ваши отзывы и обратную связь - пришите комменты.

Ну и обязательно
подписывайтесь на мой телеграм канал - там мои мыли, бизнес опыт, юмор и точно место для тех, кто строит капитал, а не гонится за хайпом.