Найти в Дзене

Джек Лондон "Странник по звёздам"

Уважаемые гости моего канала, сразу хочу пояснить - это не критическая статья, не рецензия, не анализ идей и философии автора. Я не имею ни образования, ни достаточных знаний для препарирования литературного произведения. Это всего лишь дружеский обмен впечатлениями относительно читаемых книг. Рада вашим комментариям, размышлениям, советам, всем стараюсь ответить, все замечания читаю. И как всегда - умоляю быть вежливыми друг с другом! "Мой" Джек Лондон - это "Белый клык", "Мартин Иден", "Сердца трёх", "Зов предков". Когда мне посоветовали почитать книгу, которая издавалась под названиями "Звездный скиталец " или "Смирительная рубашка", или "Странник по звёздам", я даже близко ничего ни от кого не слышала о ней. Судя по дате выхода, это одно из последних его произведений и, признаюсь честно, оно мне не понравилось. Главный герой сидит в тюрьме, приговоренный к смертной казни за убийство. И надзиратели, и сам начальник тюрьмы беспрерывно издеваются над заключёнными, в том числе т
Уважаемые гости моего канала, сразу хочу пояснить - это не критическая статья, не рецензия, не анализ идей и философии автора. Я не имею ни образования, ни достаточных знаний для препарирования литературного произведения.
Это всего лишь дружеский обмен впечатлениями относительно читаемых книг. Рада вашим комментариям, размышлениям, советам, всем стараюсь ответить, все замечания читаю.
И как всегда - умоляю быть вежливыми друг с другом!

"Мой" Джек Лондон - это "Белый клык", "Мартин Иден", "Сердца трёх", "Зов предков". Когда мне посоветовали почитать книгу, которая издавалась под названиями "Звездный скиталец " или "Смирительная рубашка", или "Странник по звёздам", я даже близко ничего ни от кого не слышала о ней.

Судя по дате выхода, это одно из последних его произведений и, признаюсь честно, оно мне не понравилось.

Главный герой сидит в тюрьме, приговоренный к смертной казни за убийство. И надзиратели, и сам начальник тюрьмы беспрерывно издеваются над заключёнными, в том числе туго затягивая их в смирительную рубашку и бросая в одиночку на неделю и более без еды и воды. Там в одиночке, страдая от боли, наш герой познакомился с сокамерниками, разработавшими систему перестукиваний в качестве языка общения. Один из них рассказал, что если приказать своему телу умереть, то дух покинет его и отправится гулять по миру. Наш герой попробовал с помощью самогипноза отделить свой дух от тела, и стал Странником, путешествующим не только по разным странам, но даже по разным эпохам. Он не мог знать обо всех тех событиях, в которых участвовал, и говорить на разных языках. Поэтому он решил, что это его бессмертный дух вспоминает все прежние жизни.

-2

К величайшему моему сожалению, мне эта история не понравилась абсолютно. Ровно настолько, насколько я смакую каждую строчку "Мартина Идена", настолько же не интересно было читать "Странника".

Создалось ощущение, что у автора в разных блокнотах были набросаны какие-то сюжеты, жизненные зарисовки для будущих книг. Не сумев или не успев развить их в полноценную историю, он сшил их как лоскутное одеяло в "Страннике".

Почему умнейший человек, профессор в университете вдруг убил человека? "Багровая ярость" ? Термин, придуманный Лондоном для описания вспышки гнева, которую невозможно сдержать, мало что объясняет. Да и сам автор говорит, что это не важно для повествования - ну убил и убил.

И такого рода "не объяснения" будут по всему повествованию. С героем будут происходить разные приключения, но без начала, без конца и, как по мне, без смысла. В каждой маленькой истории будет много персонажей, много имён, но когда читатель задаётся немым вопросом "что происходит и зачем" , автор сразу отвечает "я бы мог подробно всё описать, но я не буду ". Вот и весь сказ.

После первой такой истории хотелось бросить чтение, но я понадеялась, что это только разогрев. Но нет...

И получается: половина книги - однотипное, бесконечно повторяющееся описание пыток нашего героя в тюрьме, половина - зарисовки без начала и конца.

Сама идея про то, что мы храним память обо всех прошлых жизнях, просто нужно найти ее в себе, интересна. Лично мне эта теория не близка, но в руках и не научное произведение, а художественный вымысел. Мне происходящее с героем больше напомнило практику, о которой мне один врач медицины катастроф рассказывал. О технике типа самогипноза, когда человек выбирает место, где он чувствовал счастье и безопасность - дом своего детства или любимое место отдыха. И в какой-то очень плохой ситуации - боли, панике, пытках - человек должен мысленно уйти туда, отключившись от реальных событий. Это что-то типа транса, но без всякой мистики типа других эпох.

Но, как говорил мой папа, "тогда б кино не было". Равно как и история с динамитом, из-за которого с героем и приключилось всё это. Понимаю, что автору надо было за что-то отправить его в одиночку надолго, чтобы герой успел пережить все свои странствия. Безусловно, я не знаю, что творится в тюрьмах, тем более в тюрьмах 1900-х годов, но сюжет про то, что передали динамит заключённому, запертому в одиночке, что он, не в силах даже ходить после пытки смирительной рубашкой, спрятал его так, что "ищет полиция, ищут пожарные", но найти не могут - это какой-то бред.

-3

Повторюсь, к сожалению, книга оставила очень неприятное послевкусие, но желание перечитать любимые, классические вещи Джека Лондона.