Найти в Дзене
Тайный фотограф Москвы

Станция «Воробьевы горы» Московской Окружной. Творение автора ГУМа для железной дороги

Взрослое поколение наверняка улыбнется, вспомнив старую шутку: «Не пора ли нам поговорить о Кольцевой железной дороге?» Впрочем, в сегодняшнем контексте я в эту цитату вкладываю совершенно противоположный смысл. И то сказать, раз уж вчера я начал железнодорожную тему, то почему бы сегодня ее не продолжить? Правда, на сей раз не за городом, а в Москве, буквально в трехстах метрах от станции метро «Спортивная». Мой сегодняшний архитектурный персонаж – вот этот крепенький бордовый дом в неорусском стиле с белокаменным декором. Шагая от метро к Большой спортивной арене Лужников, его можно даже не заметить за эстакадой Хамовнического Вала. Особенно если не крутить головой во все стороны и не иметь привычки искать прекрасное в обыденном. Сегодня в нем располагается Юго-Западная транспортная прокуратура, но… Его построили в 1905-1907 годах по проекту архитектора Александра Никаноровича Померанцева, выпускника Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Императорской Академии художеств,
Оглавление

Взрослое поколение наверняка улыбнется, вспомнив старую шутку: «Не пора ли нам поговорить о Кольцевой железной дороге?» Впрочем, в сегодняшнем контексте я в эту цитату вкладываю совершенно противоположный смысл.

И то сказать, раз уж вчера я начал железнодорожную тему, то почему бы сегодня ее не продолжить? Правда, на сей раз не за городом, а в Москве, буквально в трехстах метрах от станции метро «Спортивная».

Мой сегодняшний архитектурный персонаж – вот этот крепенький бордовый дом в неорусском стиле с белокаменным декором. Шагая от метро к Большой спортивной арене Лужников, его можно даже не заметить за эстакадой Хамовнического Вала. Особенно если не крутить головой во все стороны и не иметь привычки искать прекрасное в обыденном.

-2

Сегодня в нем располагается Юго-Западная транспортная прокуратура, но…

…Домик этот весьма непрост и имеет свою историю

Его построили в 1905-1907 годах по проекту архитектора Александра Никаноровича Померанцева, выпускника Московского училища живописи, ваяния и зодчества и Императорской Академии художеств, мастера неовизантийского стиля, модерна и эклектики, автора знаменитых Верхних торговых рядов, иными словами – Государственного универсального магазина или попросту ГУМа.

-3

Это была станция «Воробьевы Горы» Малого кольца Московской железной дороги, открытая в 1908 году на территории, которая раньше принадлежала Новодевичьему монастырю. Здание на первый взгляд небольшое, двухэтажное. И в нем каким-то образом умещались кассы и багажное отделение, залы ожидания первого, второго и третьего классов, квартиры для сотрудников… и даже буфет – единственный на всей Окружной. А МК МЖД это, на минуточку, 12 станций и 54 километра рельсов, не считая подъездные пути и служебные соединительные ветви.

Вот уж и впрямь задумаешься, что не все то, что кажется маленьким, является таким в действительности.

-4

Выходы к поездам осуществлялись со второго этажа. До сего дня сохранился пешеходный мост-дебаркадер, ведущий из здания вокзала к платформе. Почему так высоко? Да потому, что местность эта располагается в низине Москвы-реки, которая периодически разливалась и могла подтапливать пути, что вызвало бы проблемы для хода поездов. Чтоб избежать неприятностей, создали рукотворную насыпь и проложили рельсы по ней.

(4 фото. Наши дни)

А вот сама платформа и станционные пути не сохранились, их разобрали при строительстве Третьего транспортного кольца в начале нулевых. Зато теперь рядом расположилась станция «Лужники» МЦК.

Вокзал построили краснокирпичный, с белым декором – можно сказать, традиционные вокзальные цвета, но оформление устроили уникальное, отличное от прочих станций.

Изображение из открытых источников
Изображение из открытых источников

Имелись отопление и электрический свет, а вокзальные часы изготовила фирма Павла Буре, Поставщик Двора Его Императорского Величества с 1899 года.

Центральное полуциркулярное окно разделило здание на две половины: в одной расположились залы первого и второго класса и вышеозначенный буфет, а в другой – зал третьего класса и контора начальника станции.

(9 фото)

По уличному фасаду выделились два ризалита, над ними выросли двускатные крыши-шатры с декоративными шпилями-минибашенками, а по центру разместилось широкое крыльцо. Фасад весь получился исключительно симметричный, в лучших традициях классицизма.

А местность эта, к слову сказать, принадлежавшая Новодевичьей обители...

...Когда-то называлась Вавилонским садом

Предание рассказывает, что монастырь изначально должен был стоять немного в стороне от своего фактического местоположения. Дело в том, что когда его начали строить, внезапно из-под земли забил мощный ключ, и строительство пришлось переместить на версту, в современные Лужники.

На месте ключа – истока речушки, левого притока Москвы-реки – устроили колодец, который назвали «Вавилонским».

-8

По словам одной старицы, насельницы обители:

«Вавилонским-то он назван потому, что, как Вавилонскую башню не достроили, так и тут: начали строить монастырь и ключ помешал»

Ручей, который получил название Вавилон, в начале девятнадцатого века убрали под землю, и теперь он пересекает нынешний Комсомольский проспект, МКЦ и какое-то время течет по старице Москвы-реки вдоль Фрунзенской набережной.

Впрочем, это уже совсем другая история.

-9

А станция «Воробьевы Горы» Малого кольца Московской железной дороги в 1975 году стала персонажем детской кинокартины «Меняю собаку на паровоз».

Все железнодорожные сцены, что вошли в кино, снимались именно здесь.

-10
Вокзал исторической станции Воробьёвы Горы

* * *

Большая и искренняя благодарность каждому, кто дочитал до конца. Ваши лайки и комментарии продемонстрируют алгоритмам Дзена, что статья стоит того, чтобы ее предложить большему количеству пользователей. Дзен доверяет читателям, оставляющим отклики на публикации авторов.

-11

И конечно, не пропустите новые истории, ведь продолжение следует!