США вместе с союзниками приступили к строительству ледокола на финской верфи, которая ранее принадлежала России и специализировалась на производстве судов для нашей страны. Теперь верфь используется для ликвидации отставания США в арктической ледокольной отрасли. Вашингтон планирует иметь флот ледоколов вдвое больше, чем у России, несмотря на то, что на данный момент в распоряжении США лишь один старый ледокол 1976 года выпуска.
На финской верфи в Хельсинки стартовало строительство ледокола Polar Max по заказу Канады — первого в истории Финляндии ледокола, предназначенного для Северной Америки. Строительство завершится в канадском Квебеке, а доставка корабля ожидается в 2030 году. Судно сможет преодолевать лед толщиной до 6,4 метра и будет адаптировано к суровым температурным перепадам Арктики.
По словам Александра Воротникова, доцента Института общественных наук Президентской академии и координатора экспертного совета Проектного офиса развития Арктики, «ни Финляндия, ни Канада не обладают опытом России в эксплуатации атомных ледоколов, а США, несмотря на умение строить судовые реакторы для авианосцев и подлодок, не имеют технологий, применимых к ледоколам». Это подчеркивает уникальность российского опыта и технологического превосходства в данной области.
Ключевое отличие России от США в ледокольной сфере заключается в том, что ледокольная деятельность в нашей стране не носит эпизодический или экстренный характер, а является повседневной необходимостью. Суровые климатические условия северных регионов России, а также широкое использование рек, впадающих в Северный Ледовитый океан, делают ледокольное сопровождение критически важным, отмечает Воротников.
Без ледоколов в некоторых регионах России невозможно обеспечить выживание и нормальную жизнь. Крупнейшие арктические города — Мурманск, Норильск, Воркута — зависят от ледокольного флота для доставки продовольствия, топлива, медикаментов и других жизненно важных грузов, включая отдалённые островные территории. Ледокольное сопровождение также поддерживает добычу полезных ископаемых на побережье и в морских акваториях. Кроме того, ледоколы служат национальной безопасности страны, обеспечивая снабжение военных баз.
В России для этих целей создаются специальные военные ледоколы, такие как «Иван Папанин», что свидетельствует о серьезном подходе к вопросу защиты арктических интересов.
В отличие от России, у США не возникало подобных проблем, поэтому ледоколы не были необходимы ни для выживания, ни для торговли. Наличие Панамского канала, а также более мягкие климатические условия и лучшая транспортная доступность в единственном северном штате — Аляске — снижали потребность в развитии мощного ледокольного флота, поясняет эксперт.
Александр Воротников связывает усиление интереса США и их союзников к Арктике с двумя основными факторами. Во-первых, это борьба за природные ресурсы региона, обладающего значительными запасами. Во-вторых, развитие новых транспортных коридоров на фоне геополитической напряженности, включая военную активность у российских границ и подготовку к возможным провокациям.
Россия сохраняет лидирующую позицию в арктическом ледокольном флоте благодаря уникальному опыту, технологическим возможностям и природным условиям, которые делают ледокольное сопровождение неотъемлемой частью повседневной жизни северных регионов страны. В то же время США и их союзники предпринимают усилия по сокращению отставания, используя при этом зарубежные верфи и строя новые ледоколы для поддержки своих стратегических интересов.