На живописных холмах на французским Лазурным Берегу, вдали от шумной роскоши Канн и Ниццы, притаился особенный уголок — поместье «Ле Колетт». Это не просто музей, а место, где время, кажется, замерло. Здесь последние 12 лет своей жизни творил, мучился от боли и создавал удивительные по свету полотна один из величайших художников в истории — Пьер-Огюст Ренуар (1841-1919).
Посещение этого дома — это погружение в мир гения, возможность увидеть художника, который до самого конца оставался верным своему искусству.
К началу XX века Ренуар уже был признанным мастером, хотя финансовое благополучие пришло к нему далеко не сразу. Однако слава и деньги были омрачены серьезной болезнью: ревматическим полиартритом буквально сковал когда-то подвижного и жизнерадостного художника. Врачи предписали ему теплый, сухой климат. В 1903 году он, вслед за своим другом Клодом Моне, который советовал ему «ехать на Юг, там настоящий рай», впервые приезжает в Кань-сюр-Мер (Cagnes-sur-Mer).
Небольшой провансальский городок, тогда еще рыбацкая деревушка, очаровал его средиземноморским светом, буйством красок и покоем. В 1907 году Ренуар приобретает имение «Ле Коллет » (Les Collettes) — старую усадьбу с вековыми оливковыми рощами, откуда открывался потрясающий вид на море и старый город. Здесь он нашел то, что искал: солнце и природу, которая стала одной из муз его позднего периода творчества.
Дом окружает огромный парк площадью 3 гектара. Здесь сохранились те самые оливы, которым более 200 лет. Их причудливые, изогнутые стволы неоднократно появлялись на полотнах Ренуара. Он говорил: «Я хочу писать до тех пор, пока эти оливы не выбросят меня вон». В тени этих деревьев он любил отдыхать, принимал гостей — среди которых были Матисс, Пикассо, Модильяни — и наблюдал за играми своих сыновей. Сегодня в саду установлены бронзовые копии его скульптур, включая знаменитую «Венеру».
Сам дом, построенный в провансальском стиле, довольно просторный, но при этом уютный и обжитый. Сохранилась оригинальная планировка и большая часть мебели.
В доме все дышит семейным уютом. Фарфоровая посуда, стол, за которым собиралась семья, личные фотографии. На стенах - подлинные картины Ренуара и его друзей-художников.
В 1897 году художник сломал правую руку и у него развился ревматизм, от которого художник страдал до конца жизни. В 1912 году после приступа паралича Ренуар был прикован к инвалидному креслу. Он не мог сам взять кисть в руки и обойтись без помощи сиделки.
В спальне художника стоит узкая, аскетичная кровать. Рядом — кресло-каталка и специальные приспособления, которые помогали художнику передвигаться. Отсюда через большое окно открывался вид на сад, который он наблюдал, когда не мог встать.
Мастерская - просторная, светлая комната с огромными окнами, выходящими на север. Здесь все осталось точно так, как было в последний день его жизни: мольберт, палитра, тюбики с красками, кисти, инвалидное кресло.
Руки Ренуара были настолько деформированы артритом, что кисть ему вкладывали между пальцев. Чтобы писать большие полотна, он использовал специальный подвижный холст на роликах. И в этих нечеловеческих условиях он создавал свои самые чувственные, наполненные светом и жизнью картины.
Период в Кань-сюр-Мер — это отдельный пласт в творчестве художника. Если раннего Ренуара мы знаем по воздушным портретам и балы в Мулен де ла Галетт, то поздний — это гимн природе, женской красоте и средиземноморскому колориту.
Болезнь заставила его изменить технику. Мелкие мазки импрессионизма уступили место более широким и энергичным, почти фовистским. Его палитра стала еще ярче, насыщеннее, цвета — чище и смелее. Он писал то, что видел вокруг: цветущие миндальные деревья, розы в своем саду, оливковые рощи, купальщиц, чьи тела, кажется, излучают собственный свет.
Глядя на эти полотна, невозможно поверить, что их автор был прикован к креслу и превозмогал адскую боль. В этом и был весь Ренуар — его искусство было не отражением его страданий, а побегом от них, созданием того прекрасного, гармоничного мира, которого ему так не хватало в реальности.
Дом Ренуара в Кань-сюр-Мер оставляет неоднозначное и очень глубокое чувство. Это место контрастов: невыносимая физическая боль и невероятная красота; немощное тело и сильный, несломленный дух; простота быта и величие творчества.
Посещение таких мест как Ле Коллет заставляет задуматься о природе искусства, о силе человеческого духа и о том, что настоящий художник творит не потому, что ему легко, а потому, что не может иначе.