Сегодня я хочу поделиться с вами одним из самых тяжёлых, но поучительных периодов моего материнства. Это история о том, как всего за месяц жизнь моего первенца перевернулась с ног на голову, и как я шаг за шагом возвращала утраченное.
Как всё начиналось: наши первые слова
Моя старшая дочь, Варвара, развивалась согласно своему возрасту. В год она начинала говорить. У нее появились первые слова: «дай», «на» и она радостно лопотала на своем детском языке. Мы читали книжки, пели песенки, и я была уверена, что всё идёт по плану.
Точка разворота: почему случился откат
Всё изменилось, когда наступила 41 неделя беременности и мне нужно было идти в роддом. Вторые роды прошли хорошо, но сразу после рождения выяснилось, что у малыша пневмония. И мы задержались в больнице на целый месяц.
Что происходило в это время с Варей:
1. Резкое отлучение от груди. (да, я, будучи беременной, кормила ее грудью) Наш привычный ритуал засыпания, утешения и близости рухнул в один день.
2. Исчезновение значимого взрослого. До этого я была ее главным человеком, мы проводили 90% времени вместе. Вдруг я пропала.
3. Нарушение привычного уклада: другой распорядок, другие правила, другая атмосфера.
Когда я вернулась домой, я не узнала своего ребёнка. Это была не та жизнерадостная малышка, которая бежала мне навстречу. Она была замкнутой, молчаливой и капризной. Самое страшное — она перестала говорить. Даже самое простое «дай» пропало. Вместо слов — жесты, мычание.
Мое сердце разрывалось от вины. Я понимала, что для нее это стало настоящей травмой. Она не просто «забыла» слова. Она перестала доверять миру, который так внезапно забрал у ее маму. Её базовое чувство безопасности было разрушено.
Наши первые шаги к возвращению: не к речи, а к доверию
Я отбросила все учебники по раннему развитию. Наша главная задача была не в том, чтобы научить ее говорить, а в том, чтобы вернуть чувство безопасности и безусловной любви.
1. Восстановление контакта «кожа к коже». Я практически не спускала ее с рук. Мы обнимались, лежали вместе, делали легкий массаж. Мне было жизненно важно дать ей почувствовать: «Мама вернулась, она никуда не денется». На сон я даже вернула ей грудь. Для меня это было важно.
2. Язык жестов и эмоций. Я перестала требовать от нее слов. Я проговаривала всё за нас двоих: «Варя хочет воды? Дай? Мама даст». Я внимательно смотрела на нее и старалась угадать ее желания, показывая, что я понимаю даже без слов.
3. Возвращение ритуалов. Мы снова стали читать перед сном те самые книжки, петь те самые колыбельные. Знакомые действия помогали дочери вернуть опору под ногами.
Как мы запускали речь заново: 5 работающих методов
Когда я увидела, что она снова начала мне доверять (стала больше улыбаться, проситься на ручки), я постепенно начала подключать «развивашки».
1. Сенсорные игры, а не карточки. Мы забыли про карточки Домана и азбуку. Вместо этого мы лепили из пластилина, играли с кинетическим песком, пересыпали крупу. Развитие мелкой моторики — ключ к запуску речи. Мы не учились, а просто весело проводили время.
2. Звукоподражание животным. Это сработало магически! Мы не учили слова, мы учили звуки: «Как коровка делает? Му-у-у!», «А машина? Би-би!». Это было весело, нестрашно и очень эффективно. А еще я нашла лягушку-пугалку из СССР и мы всех пугали ей и говорили: «Ква!». Это и стала ее первым словом!
3. Активное использование указательного жеста. Я не давала ей то, что она хочет, просто на мычание. Я мягко брала ее ручку, направляла её на предмет и четко проговаривала: «Варя хочет ЯБЛОКО? Вот яблоко. Дай яблоко».
4. Развиваем крупную моторику: танцуем, прыгаем, ползаем!
Почему это работает: активизация моторных зон мозга стимулирует и речевые центры. Координация и чувство ритма напрямую влияют на качество речи. Бег, лазанье и мяч — лучшие союзники говорения.
5. Максимум проговаривания. Я комментировала всё, что делаю: «Мама режет огурец. Вот зелёный огурец. Хруст-хруст. Кладу на тарелку». Я была радиодиктором собственной жизни. Это давало огромную пассивную языковую базу.
Что в итоге?
Потребовалось около трех месяцев активной работы, чтобы речь не просто вернулась, а пошла в рост. Это был медленный путь от полного молчания через звукоподражания («ав-ав», «биби») к новым простым словам.
💙💙💙
‼️Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что главным лекарством была не методика, а спокойствие и терпение. Мне пришлось принять откат, перестать сравнивать Варю с другими детьми и просто быть рядом.
✅Если вы в похожей ситуации:
1. Не вините себя. Вы сделали то, что должны были сделать.
2. Восстанавливайте связь и доверие прежде, чем требовать результатов.
3. Играйте, а не учитесь. Давление тормозит любое развитие.
4. Хвалите любой звук. Восторг мамы — лучший стимул.
⭐️⭐️⭐️
Наш случай показал, что детская психика — очень гибкая. Дети могут откатываться назад, чтобы сделать новый, более уверенный рывок вперёд. Главное — дать им надежную опору в лице любящей мамы.
⭐️⭐️⭐️
✍️А у вас были похожие ситуации с речью? Как вы справлялись? Поделитесь в комментариях, поддержим друг друга!