Андрей МУСАЛОВ
Петр Владимирович Богородицкий прожил интересную и насыщенную жизнь - ихтиолог, участник кругосветных экспедиций, директор института и начальник отдела науки Минрыбхоза СССР. А в начале своей интересной биографии он был юнгой боевых кораблей Балтийского флота.
Петр Богородицкий учился в 5 классе средней школы, когда радио разнесло страшную весть — началась война! А уже спустя несколько месяцев на его родной город Пушкино начались налеты вражеских самолетов с черными крестами.
Огромную опасность представляли собой термитные зажигательные бомбы, которые германская авиация в огромном количестве сбрасывала на советские города. От их воздействия деревянные дома вспыхивали словно солома. Чтобы предотвратить эту угрозу, требовалось множество людей, способных обнаруживать и своевременно тушить «зажигалки». Однако, далеко не каждый осмеливался подойти к пылающей бомбе, чтобы взять ее щипцами и затушить в бочке с водой, либо в ящике с песком.
Петр был в числе тех, кто добровольно записался в помощники районной системы ПВО. Ночами он дежурил на чердаках и в бомбоубежищах, предупреждал о приближении вражеских бомбардировщиков, обезвреживал «зажигалки». Однако подростку этого казалось мало — хотелось встать в строй защитников Родины. Но как это сделать в 14 лет?
Выход нашелся после того, как 25 мая 1942 года командующий военно-морским флотом СССР Николай Кузнецов и Первый секретарь ЦК ВЛКСМ Николай Михайлов издали совместный приказ №108 «Об образовании школы юнг ВМФ» при Учебном отряде Северного флота. Заведение, располагавшееся на Соловецких островах, готовило специалистов по восемнадцати морским специальностям, в том числе таким, как: боцманы, рулевые, радисты, мотористы, артиллерийские и торпедные электрики и т.д.
Одна незадача — в школу брали только с 15 лет. Петру пришлось ждать целый год. Лишь в 1943-м он отправился из Подмосковья на Соловецкий архипелаг. Подростку повезло, и он был зачислен в состав школы. Хотя, как «повезло» — в школе юнг царила суровая военно-морская служба: распорядок дня, строгая дисциплина и весьма скудный рацион питания, свойственный в годы войны тыловым частям и подразделениям.
Главным занятием для юнг было интенсивное обучение специальности. Вот как вспоминал об этом писатель Валентин Пикуль, также бывший юнгой Соловецкой школы: «Конечно, когда мы, мальчишки, собрались на Соловках, объединенные общим романтическим званием «юнги», мы тогда не думали о смерти, о геройской гибели в волнах. Дело прошлое, но, оглядываясь назад, начинаешь понимать, что к войне на море нас готовили ХОРОШО!»
Помимо напряженного обучения специальности, юнги выполняли множество служебно-боевых задач: несли гарнизонную караульную службу, патрулировали побережье островов, боролись возгораниями лесов и торфяников, ловили вражеских диверсантов и сигнальщиков.
После завершения обучения, юнги получали свидетельства по специальностям и распределение по кораблям и частям ВМФ. Петра направили во 2-ю бригаду траления Краснознаменного Балтийского флота, на должность командира отделения штурманских электриков.
9-й дивизион тральщиков, на одном из которых служил Петр, выполнял крайне опасную и сложную задачу — разминирование акватории от множества морских мин, с помощью которых противник пытался блокировать Балтийский флот в Финском заливе. Риск при выполнении траления был огромен — одна ошибка и тральщик вместе с экипажем мог мгновенно исчезнуть в огромном взрыве.
Вслед за наступающей Красной армией и силами ВМФ небольшие, но отважные кораблики прошли вдоль всего побережья Прибалтики, избавляя ее от смертельной опасности, вплоть до конечной точки — германской военно-морской базы Пиллау. За свою службу в ходе боевых тралений Петр был удостоен Ордена Отечественной войны 1-й степени, а также почетной для любого военного моряка медали Ушакова.
Демобилизовавшись в 1946 году Богородицкий решил не расставаться с морем и стать ихтиологом. Окончив экстерном среднюю школу, он поступил на биологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, а после его окончания в 1949 году, получил направление в Министерство рыбного хозяйства СССР по линии Главрыбвода.
Трудовую деятельность Петр Владимирович начал лаборантом Амурской ихтиологической экспедиции МГУ — МРХ СССР. Позже работал на должностях старшего лаборанта, младшего и старшего научного сотрудника.
В первой половине шестидесятых Петр Владимирович был назначен начальником Амурской экспедиции по акклиматизации растительноядных рыб — толстолобика и белого амура в водоемах Европейской части СССР, Северного Кавказа и Средней Азии. Благодаря деятельности экспедиции в 1963-1964 годах народным хозяйством был дополнительно получен миллион центнеров рыбы.
В дальнейшем, после обучения в Высшей партийной школе при МК КПСС и Центральном научно-исследовательском институте информации и технико-экономических исследований рыбного хозяйства, Богородицкий приобрел специальность экономиста рыбной промышленности. В 1970 – 80 годы он трудился на должностях инженера, заместителя начальника управления Центррыбвода, заведующего лабораторией, начальник отдела науки Минрыбхоза.
За годы научной деятельности Петр Владимирович внес значительный вклад в изучение ряда пород рыб и организацию охраны ценных видов биоресурсов. Он участвовал в двух кругосветных научно-промысловых экспедициях южных районах Тихого океана — от Новой Зеландии до Южной Америки, плодотворно трудился в Управлении науки и техники Минрыбхоза. Благодаря деятельности Богородицкого отрасль получила значительный экономический эффект, в том числе и от добычи в международных водах.
Петр Владимирович ушел из жизни в 2009 году в возрасте 80 лет. До последних дней жизни он хранил преданность идеалам своей юности, выполняя обязанности заместителя председателя Московского совета юнг.
Фото из сети интернет