Найти в Дзене

История юнги

Андрей МУСАЛОВ Петр Владимирович Богородицкий прожил интересную и насыщенную жизнь - ихтиолог, участник кругосветных экспедиций, директор института и начальник отдела науки Минрыбхоза СССР. А в начале своей интересной биографии он был юнгой боевых кораблей Балтийского флота. Петр Богородицкий учился в 5 классе средней школы, когда радио разнесло страшную весть — началась война! А уже спустя несколько месяцев на его родной город Пушкино начались налеты вражеских самолетов с черными крестами. Огромную опасность представляли собой термитные зажигательные бомбы, которые германская авиация в огромном количестве сбрасывала на советские города. От их воздействия деревянные дома вспыхивали словно солома. Чтобы предотвратить эту угрозу, требовалось множество людей, способных обнаруживать и своевременно тушить «зажигалки». Однако, далеко не каждый осмеливался подойти к пылающей бомбе, чтобы взять ее щипцами и затушить в бочке с водой, либо в ящике с песком. Петр был в числе тех, кто добровольн

Андрей МУСАЛОВ

Петр Владимирович Богородицкий прожил интересную и насыщенную жизнь - ихтиолог, участник кругосветных экспедиций, директор института и начальник отдела науки Минрыбхоза СССР. А в начале своей интересной биографии он был юнгой боевых кораблей Балтийского флота.

Петр Богородицкий учился в 5 классе средней школы, когда радио разнесло страшную весть — началась война! А уже спустя несколько месяцев на его родной город Пушкино начались налеты вражеских самолетов с черными крестами.

Огромную опасность представляли собой термитные зажигательные бомбы, которые германская авиация в огромном количестве сбрасывала на советские города. От их воздействия деревянные дома вспыхивали словно солома. Чтобы предотвратить эту угрозу, требовалось множество людей, способных обнаруживать и своевременно тушить «зажигалки». Однако, далеко не каждый осмеливался подойти к пылающей бомбе, чтобы взять ее щипцами и затушить в бочке с водой, либо в ящике с песком.

Петр был в числе тех, кто добровольно записался в помощники районной системы ПВО. Ночами он дежурил на чердаках и в бомбоубежищах, предупреждал о приближении вражеских бомбардировщиков, обезвреживал «зажигалки». Однако подростку этого казалось мало — хотелось встать в строй защитников Родины. Но как это сделать в 14 лет?

-2

Выход нашелся после того, как 25 мая 1942 года командующий военно-морским флотом СССР Николай Кузнецов и Первый секретарь ЦК ВЛКСМ Николай Михайлов издали совместный приказ №108 «Об образовании школы юнг ВМФ» при Учебном отряде Северного флота. Заведение, располагавшееся на Соловецких островах, готовило специалистов по восемнадцати морским специальностям, в том числе таким, как: боцманы, рулевые, радисты, мотористы, артиллерийские и торпедные электрики и т.д.

-3

Одна незадача — в школу брали только с 15 лет. Петру пришлось ждать целый год. Лишь в 1943-м он отправился из Подмосковья на Соловецкий архипелаг. Подростку повезло, и он был зачислен в состав школы. Хотя, как «повезло» — в школе юнг царила суровая военно-морская служба: распорядок дня, строгая дисциплина и весьма скудный рацион питания, свойственный в годы войны тыловым частям и подразделениям.

Главным занятием для юнг было интенсивное обучение специальности. Вот как вспоминал об этом писатель Валентин Пикуль, также бывший юнгой Соловецкой школы: «Конечно, когда мы, мальчишки, собрались на Соловках, объединенные общим романтическим званием «юнги», мы тогда не думали о смерти, о геройской гибели в волнах. Дело прошлое, но, оглядываясь назад, начинаешь понимать, что к войне на море нас готовили ХОРОШО!»

-4

Помимо напряженного обучения специальности, юнги выполняли множество служебно-боевых задач: несли гарнизонную караульную службу, патрулировали побережье островов, боролись возгораниями лесов и торфяников, ловили вражеских диверсантов и сигнальщиков.

После завершения обучения, юнги получали свидетельства по специальностям и распределение по кораблям и частям ВМФ. Петра направили во 2-ю бригаду траления Краснознаменного Балтийского флота, на должность командира отделения штурманских электриков.

-5

9-й дивизион тральщиков, на одном из которых служил Петр, выполнял крайне опасную и сложную задачу — разминирование акватории от множества морских мин, с помощью которых противник пытался блокировать Балтийский флот в Финском заливе. Риск при выполнении траления был огромен — одна ошибка и тральщик вместе с экипажем мог мгновенно исчезнуть в огромном взрыве.

Вслед за наступающей Красной армией и силами ВМФ небольшие, но отважные кораблики прошли вдоль всего побережья Прибалтики, избавляя ее от смертельной опасности, вплоть до конечной точки — германской военно-морской базы Пиллау. За свою службу в ходе боевых тралений Петр был удостоен Ордена Отечественной войны 1-й степени, а также почетной для любого военного моряка медали Ушакова.

-6

Демобилизовавшись в 1946 году Богородицкий решил не расставаться с морем и стать ихтиологом. Окончив экстерном среднюю школу, он поступил на биологический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова, а после его окончания в 1949 году, получил направление в Министерство рыбного хозяйства СССР по линии Главрыбвода.

Трудовую деятельность Петр Владимирович начал лаборантом Амурской ихтиологической экспедиции МГУ — МРХ СССР. Позже работал на должностях старшего лаборанта, младшего и старшего научного сотрудника.

В первой половине шестидесятых Петр Владимирович был назначен начальником Амурской экспедиции по акклиматизации растительноядных рыб — толстолобика и белого амура в водоемах Европейской части СССР, Северного Кавказа и Средней Азии. Благодаря деятельности экспедиции в 1963-1964 годах народным хозяйством был дополнительно получен миллион центнеров рыбы.

В дальнейшем, после обучения в Высшей партийной школе при МК КПСС и Центральном научно-исследовательском институте информации и технико-экономических исследований рыбного хозяйства, Богородицкий приобрел специальность экономиста рыбной промышленности. В 1970 – 80 годы он трудился на должностях инженера, заместителя начальника управления Центррыбвода, заведующего лабораторией, начальник отдела науки Минрыбхоза.

Ветераны школы юнг на Соловках
Ветераны школы юнг на Соловках

За годы научной деятельности Петр Владимирович внес значительный вклад в изучение ряда пород рыб и организацию охраны ценных видов биоресурсов. Он участвовал в двух кругосветных научно-промысловых экспедициях южных районах Тихого океана — от Новой Зеландии до Южной Америки, плодотворно трудился в Управлении науки и техники Минрыбхоза. Благодаря деятельности Богородицкого отрасль получила значительный экономический эффект, в том числе и от добычи в международных водах.

Петр Владимирович Богородицкий
Петр Владимирович Богородицкий

Петр Владимирович ушел из жизни в 2009 году в возрасте 80 лет. До последних дней жизни он хранил преданность идеалам своей юности, выполняя обязанности заместителя председателя Московского совета юнг.

Фото из сети интернет