Традиционный анекдот в тему:
Идёт турист по пляжу и находит запечатанную бутылку. Дальше всё по классике: джин, желание:
- Я исполню любое твоё желание, но твой сосед получит всё то же в двойном размере!
Мужик подумал и говорит:
- Хочу, чтобы ты мне один глаз выбил.
Любят люди своих "ближних"... чего только не делают ради соседей. Молодец человек, глаза не пожалел. Ну а если без шуток, то вопрос о форме бутылки известного ликёра очень и очень интересен. Правда известен он стал в наших краях не так уж давно, каких-то 30 лет, тогда как весь мир знает его... да тоже, в принципе, не столетия.
Довольно долгое время ликёр Амаретто был внутренней "фишечкой" горячих итальянских парней и девушек, то есть знали и употребляли его исключительно итальянцы. Мировая же популярность к нему пришла только в 1968 году, когда ликёр "совершенно внезапно" распробовали американцы.
Янки были настолько впечатлены его необычным вкусом, что квадратные бутылки ликёра с гордой надписью "Амаретто" начали продаваться во всех американских ларьках, в переходах у метро и даже на Красной площа... хотя нет, Красной площади у них нет. Ликёра же было полно!
Правда американские бомжи его не употребляли, так как в штатах этот напиток был, как бы помягче выразиться, элитным. Купить его мог в принципе любой, но ценник был не совсем бюджетный, поэтому любители накидаться подешевле принимали на грудь либо "рашн клир водка" либо простое американское пиво.
Ликёром же "злоупотребляли" в основном девушки из богатых семей и состоятельные дамы. Мужики они везде мужики, им подавай покрепче, так что Амаретто и ТАМ и у НАС был в основном женским напитком.
Особенно в СССР!
Да, вы не ослышались, впервые ликёр появился в наших краях ещё во времена СССР, когда советские дипломаты привозили его в своих "дипломатических" чемоданах в качестве презента. Настоящий итальянский Амаретто был огромным дефицитом. Помимо дипломатов его могли привезти моряки, водители-дальнобойщики, либо редкие туристы, побывавшие за границей.
Это был экзотический напиток для узкого круга.
В широкие круги он просочился в 90-е. С распадом СССР и открытием рынка в Россию хлынул поток импортных товаров, включая алкоголь. Такие бренды, как Disaronno и Lazzaroni, стали появляться в магазинах duty-free и в первых специализированных алкогольных бутиках. Он позиционировался как элитный, модный итальянский продукт.
И здесь начинается самая интересность: настоящий итальянский Амаретто был и остаётся достаточно дорогим импортным продуктом. Это создало нишу для российских, польских и турецких аналогов.
Буквально через несколько лет все ларьки оказались забиты необычными для простого люда квадратными бутылками с гордыми надписями "Амаретто", "Амаретто Венеция", "Амаретто Мурано", ... весь этот Амаро-шмурдяк разливался в подвалах и состоял из дикой смеси ароматизаторов, сахара и спирта.
Так в общем-то элитный напиток внезапно стал символом бедности и плохого вкуса 90-х годов. Сегодня по нему многие скучают, однако купить вряд ли захотят, так как настоящий Амаретто очень дорогой, а покупать подделку... ларьки закончились. Однако поколения 35+ до сих пор помнят квадратные бутылки с видами Венеции.
Квадратная бутылка «визитная карточка» ликёра Амаретто появилась не просто так. Когда ликёр только-только начал своё путешествие по Италии и набирал первых поклонников, представитель семьи Сароно (владеющей рецептом ликёра) приехал в гости к мастерам-стеклодувам острова Мурано.
Он привёз мастерам целый ящик своего ликёра с чётким ТЗ: сделать для ликёра такую бутылку, которая дала бы ему узнаваемость.
Видимо ликёр так зашёл мастерам, что они придумали такую бутылку. Вместо стандартных пузатых и круглых бутылок они придумали особую квадратную форму, в которой и начали штамповать бутылки.
На удивление квадратная форма оказалась:
А. удобной для перевозки и хранения;
Б. точного определения, какая бутылка легла в руку в полной темноте.
Да, да, да!
Когда везде круглые бутылки, квадратная оказалась очень удобной, чтобы ночью, пока супруг спит, на носочках пробраться в кухню или бар и булькнуть себе в кромешной темноте пару дриньков. А потом тыц-тыц-тыц и обратно как ни в чём не бывало. Эта особенность ночного определения бутылки так зашла итальянцам, что довольно долгое время квадратную бутылку использовали исключительно для розлива ликёра Амаретто.
Дело даже доходило до абсурда: в 50-х годах ХХ века суды провели несколько разбирательств, где истцы требовали обязать фирмы, производящие ликёр Амаретто убрать форму кирпичика и заменить её на обычную бутылочную.
Так как их жёны слишком часто встают по ночам и наведываются в семейный бар, мужьям утром не оставалось ничегошеньки! Мужики пытались доказать, что пьющая жена - горе в семье, однако, по всей видимости, убедить суд в виновности именно бутылки они не смогли.
С другой стороны сами итальянцы пробовали несколько раз судиться с производителями других ликёров в других странах, которые честно слямзили квадратную форму для своих настоек. Однако честные и непредвзятые суды других стран поддерживали своих производителей и разбирательства также закончились ни чем. Как говорится, тихо слямзил и пошёл - называется нашёл.
Сегодня такими бутылками уже никого не удивить, однако теперь мы помним, кто был "первопроходцем".