Артикуляционная гимнастика − комплекс специальных упражнений, помогающих развивать мышцы речевого аппарата. Вводить занятия можно начиная с 2 лет, когда у ребенка возникает потребность в общении, обогащении словарного запаса. Проводить гимнастику в силу возрастных особенностей малыша и привязанности к маме лучше в домашних условиях. Упражнения для детей 2-3 лет легки в воспроизведении, превращают занятия в игровую деятельность. Ребенок будет увлечённо выполнять действия, если подключить к процессу тренировки артикуляции музыку, актерское мастерство родителя, детские стихи и потешки.
Цель упражнений на развитие артикуляции:
- усилить кровообращение в органах, участвующих в говорении;
- развивать гибкость языка, губ, щек, челюстей;
- подготовить артикуляционный аппарат к произношению отдельных звуков;
- обогатить словарный запас детей и кругозор
Чтобы упражнения принесли пользу малышу, следует подготовиться к ним. Выполнять задания будет легче и интереснее, если использовать небольшое зеркальце. Ребенок смотрит в него, следит за движением язычка, губ, челюстей, щек. Говорить и показывать задания следует медленно, чуть протяжнее, чем в обычной жизни. Крохе на третьем году жизни сложно точь-в-точь сразу повторить за взрослым движения. Демонстрировать каждое задание необходимо 2-3 раза, после дать малышу возможность попробовать самостоятельно выполнить упражнение.
Существуют основные правила, которых нужно придерживаться при проведении артикуляционной гимнастики:
- проводить занятия следует регулярно. Детям в 2 года можно заниматься через день, в 3 − ежедневно;
- малыш должен выполнять движения медленно, при достижении хорошего результата можно повышать ритм, выполнять упражнения под счет;
- каждое упражнение желательно повторять 5-7 раз;
- средняя продолжительность гимнастики 10 минут;
- удерживать позу нужно на протяжении 5-10 секунд. В 2 года время будет меньше, к 3 годам повышается
Родителям следует завести специальный артикуляционный дневник. Во время занятий в него записывают на что обратить внимание во время следующей гимнастики. Если возникают какие-то вопросы по речи ребенка, можно будет проконсультироваться с логопедом, показать ему дневник.
Обязательно хвалить за успехи, стимулируя к активной деятельности.