1 июня 1991г. по первой программе ЦТ был показан двухсерийный художественный фильм "Вечный муж", экранизация одноименной повести Ф. М. Достоевского. Один из последних шедевров советского кино. Игорь Костолевский, игравший одну из двух главных ролей в этом фильме, называет её одной из лучших в своей карьере и жалеет, что фильм остался мало кому известным. А кроме того, в этом фильме вместе со знаменитыми родителями сыграли их уже подросшие взрослые дети.
А всё потому, что эпоха, когда вышел фильм, что называется, "была жуткая, просто жутчайшая, настроение было гнусное, и атмосфера была мерзопакостная". И не про какую рыбу в Каме даже и речи быть не могло.
Страна ускоренно катилась в неизвестность. Три прибалтийские республики, Грузия и Армения практически вышли из СССР. ЕБН буром шёл к вновь учрежденной должности Президента РСФСР. А Миша-комбайнер пытался мелко интриговать в рамках т.н. "Новогаревского процесса", чтобы хоть как-то зацепиться, хоть чучелком, хоть тушкой, хоть чем, за остатки власти. Не надо никаких властных полномочий, берите себе всё, только оставьте кабинет в Кремле с телефонами.
Народ в недоумении ждал - чем же всё это закончится. Вернее, когда ЕБН окончательно сожрёт Мишу-комбайнера. Когда же, наконец, ЕБН придёт к власти и наведёт железной рукой порядок. И никуда эти прибалты сс грузинами и армянами не денутся. Достаточно по одному полку ВДВ в каждую их столицу, как в апреле 1989г. в Тбилиси.
Потому никто не обратил особого внимания на показанный по первой программе ЦТ в субботу вечером, в первый день лета 1991 г., двухсерийный художественный фильм "Вечный муж". Лето, суббота, все на даче, а кто не на даче, тот смотрит по второй программе транслируемый в это же время популярнейший "Киносерпантин" с Марком Захаровым.
Никаких шансов у "Вечного мужа" перед "Киносерпантином" с балагуром и приколистом, тогдашним кумиром советских телезрителей, Эльдар Рязанов отдыхает, Марком Захаровым, который уже сжёг свой партбилет в прямом эфире "Взгляда", не было от слова совсем.
И вот этот "Вечный муж", которого тогда не заметили, потом вообще был накрыт и похоронен под обломками рухнувшего советского кинематографа. И только очень изредка может он сегодня промелькнуть в вечернее время по телеканалу "Культура" и опять исчезнуть. А может какой-нибудь поклонник Станислава Любшина или поклонница Игоря Костолевского захотят посмотреть что-нибудь сыгранное их любимцами из ранее неизвестного, и наткнётся на просторах Сети на этот шедевр.
Фильм снят на киностудии "Беларусь-фильма" кинорежиссером Евгением Марковским.
В 34 года, в 1981 г., он закончил ВГИК, и работал с того времени и до 1991 г. на киностудии "беларусь фильм". Перед "Вечным мужем", который был его последней режиссерской работой, он снял несколько детских фильмов.
Фильм является экранизацией одноименной повести Ф. М. Достоевского. Повесть была опубликована в 1870 г. За четыре года до написания повести Достоевский так рассказывал своим знакомым о чём собирается писать -
Герой, помещик средних лет, хорошего и тонкого образования, жил за границей, читает хорошие книги, покупает картины и гравюры. В юности вел беспутную жизнь, но потом стал серьезнее, посвящает себя жене и детям и пользуется всеобщим уважением. Однажды он просыпается утром, солнце светит в окно его спальни, все вокруг него чисто, красиво и уютно. И самого себя чувствует он чистым и достойным уважения. Во всем его теле разливается ощущение удовлетворенности и покоя. Как настоящий сибарит, он медлит вставать, чтобы подольше насладиться приятным состоянием общего физического удовольствия.
Вдруг, как раз в самой высокой точке его приятных мечтаний и переживаний, чувствует он какую‑то неприятную внутреннюю боль, смутное воспоминание. Так бывает с людьми, у которых старая рана, из •которой не была удалена пуля: несколько минут раньше им совсем не было больно — и вдруг заноет старая рана, ноет и ноет. Помещик начинает раздумывать: что же это значит? Ничего у него не болит, никакого у него нет огорчения, а между тем, что же сжимает его сердце все сильнее и сильнее? Наконец он начинает догадываться, что тут есть какое‑то воспоминание; он делает усилие, напрягает свою память и вдруг действительно вспоминает и притом так живо и реально, что все его существо испытывает такое отвращение, как будто это произошло вчера, а не двадцать лет тому назад. И в течение всего этого времени, в течение двадцати лет, это нисколько его не беспокоило. Он вспоминает, как однажды, после бурно проведенной ночи, увлеченный пьяными товарищами, он изнасиловал маленькую десятилетнюю девочку.
Потом этот сюжет у него трансформируется и станет своеобразным прологом в повести "Вечный муж". Некий господин Вельчанинов
...человек много и широко поживший, уже далеко не молодой, лет тридцати
восьми или даже тридцати девяти... Это был парень высокий и плотный, светло-рус, густоволос и без единой сединки в голове и в длинной, чуть не до половины груди, русой бороде; ...вглядевшись пристальнее, вы тотчас же отличили бы в нем господина, выдержанного отлично и когда-то получившего воспитание самое великосветское. Приемы Вельчанинова и теперь были свободны, смелы и даже грациозны, несмотря на всю благоприобретенную им брюзгливость и мешковатость. И даже до сих пор он был полон самой непоколебимой, самой великосветски нахальной самоуверенности, которой размера, может быть, и сам не подозревал в себе, несмотря на то что был человек не только умный, но даже иногда толковый, почти образованный и с несомненными дарованиями. Цвет лица его, открытого и румяного, отличался в старину женственною нежностью и обращал на него внимание женщин; да и теперь иной, взглянув на него, говорил: «Экой здоровенный, кровь с молоком!»
И на роль этого господина режиссер пригласил Игоря Костолевского. Идеальное попадание. И по возрасту, и по внешности, и по внутреннему содержанию. Его амплуа романтического, не всегда удачливого героя-любовника, мелодраматического персонажа, как-никак лучше подходило на роль Вельчанинова - этого "вечного любовника", которому судьба за все его предыдущие похождения подготовило счёт для оплаты.
Драматический материал просто шикарный. Режиссер очень бережно отнесся к перенесению повести Достоевского на экран, всё очень близко к тексту. И Костолевскому ничего не оставалось, как только сыграть одну из своих самых лучших ролей.
Алексей Иванович Вельчанинов переживает не самые свои лучшие дни. Промотав два своих состояния, он сейчас судится за наследство, которое ему даст возможность и дальше жить безбедно. Но тяжба идёт нелегко, да тут ещё Алексея Ивановича начинают мучить боли в груди, бессоница.
Во снах ему приходят видения тех, кого он ранее несправедливо обидел - старичка–чиновника, которого он оскорбил ради удачного каламбура; жену школьного учителя, оклеветанную им "единственно для шутки"; девушку–мещанку, с которой он, "сам не зная для чего", прижил ребенка. А в реальности ему начинает казаться, что на улице его постоянно начинает преследовать незнакомый мужчина с траурным крепом на шляпе.
Вот этот мужчина. Его играет Станислав Любшин. На наш взгляд, в то время, вместе с Олегом Янковским, советский актёр номер один. А по нынешним временам, так вообще последний из живущих великих русских актёров. Дай Бог, Станиславу Андреевичу, все-таки 92 года, ещё многих лет жизни.
Как всегда, у Фёдора Михайловича Достоевского в его произведениях наличествует какая-то жутковатая таинственность, ничего хорошего не сулящая главному герою. Здесь таинственность выражается в образе "вечного мужа", провинциального чиновника Павла Павловича Трусоцкого, которого и играет Любшин. У Любшина нет намертво к нему определённого амплуа, он может всё, и на высшем уровне актерского мастерства.
Вот и тут в начале он играет такого зловещего и таинственного незнакомца, который по пятам преследует Вельчанинова по улицам мрачного Петербурга, а Петербург у Достоевского всегда мрачный, даже в солнечную погоду. Обратили внимание какой пронзительно-недобрый взгляд у Любшина? Как бритвой режет Вельчанинова.
Вельчанинов в панике и припадках. И так старые воспоминания испортили всё здоровье, так тут ещё и неизвестный зловещий преследователь.
И однажды вечером в дверь квартиры Вельчанинова постучали.
На пороге стоял тот самый преследователь.
Атмосфера таинственности искусно нагнетается. В глазах Вельчанинова испуг. И что должен сделать таинственный незнакомец с таким пронзительным и беспощадным взглядом? Зарезать Вельчанинова сейчас или немного погодя?
Но никто никого резать не будет, хотя ощущение, что кто-то кого-то тут должен будет убить, не покидает до самого финала.
Но пока Вельчанинов узнаёт в незнакомце Павла Павловича Трусоцкого, с которым был близко знаком девять лет назад, когда жил в городе Т. И особенно близко он был знаком с женой Трусоцкого Натальей Васильевной.
Наталью Васильевну играет Ирина Цивина. Роль у Цивиной небольшая. можно даже сказать, эпизодическая. Её задача изображать красивую femme fatale. Она с нею справилась. Если Трусоцкий - "вечный муж". Вельчанинов - "вечный любовник", то должна быть и "вечная любовница". Вот ею то и является Наталья Васильевна.
Тут надо пояснить в отношении обеих супругов Трусоцких, этих "вечной любовницы" и вечного мужа". как об этом указано у Достоевского.
Итак, "вечная любовница", кто она -
Тип был страстный, жестокий и чувственный. Она ненавидела разврат, осуждала его с неимоверным ожесточением и — сама была развратна. Никакие факты не могли бы никогда привести ее к сознанию в своем собственном разврате.
Эти женщины никогда не падают в девицах; закон природы их — непременно быть для этого замужем. Муж — первый любовник, но не иначе, как после венца. Никто ловче и легче их не выходит замуж.
В первом любовнике всегда муж виноват. И всё происходит в высшей степени искренно; они до конца чувствуют себя в высшей степени справедливыми и, конечно, совершенно невинными. Любовнику она была верна — впрочем, только до тех пор, пока он не наскучил. Она любила мучить любовника, но любила и награждать.
А вот это "вечный муж" "вечной любовницы"
... существует и соответственный этим женщинам тип мужей, которых единое назначение заключается только в том, чтобы соответствовать этому женскому типу. По его мнению, сущность таких мужей состоит в том, чтоб быть, так сказать, «вечными мужьями» или, лучше сказать, быть в жизни только мужьями и более уж ничем.
«Такой человек рождается и развивается единственно для того, чтобы
жениться, а женившись, немедленно обратиться в придаточное своей жены,
даже и в том случае, если б у него случился и свой собственный,
неоспоримый характер. Главный признак такого мужа — известное украшение.
Не быть рогоносцем он не может, точно так же как не может солнце не
светить; но он об этом не только никогда не знает, но даже и никогда не
может узнать по самым законам природы»
Естественно, что между "вечным любовником" Вельчаниновым и "вечной любовницей" Трусоцкой не могла не возникнуть любовная связь, которая продолжалась около года, пока "любовница" решила не поменять "любовника" на молоденького артиллерийского офицерика. Вельчанинову была дана отставка и он уехал в столицу.
И вот, девять лет спустя, "вечный муж" Трусоцкий стоит в дверях квартиры Вельчанинова. И это не просто так.
Продолжение следует