Найти в Дзене

Низкие налоги для бедных, высокие для богатых - почему не работает?

Увеличить доходы страны за счёт обеспеченной части населения, и перераспределить средства среди всех её жителей – звучит как мечта! Разбираемся, в чем подвох и почему от повышенных налогов страдают все – и те, кого должны защитить, и те, с кого хотят взять больше. В 1990 г. Конгресс США ввёл налог на предметы роскоши, такие как яхты, частные самолёты и так далее, чтобы пополнить государственный бюджет через налогообложение наиболее обеспеченного слоя общества. Поскольку только очень богатые люди могут позволить себе приобретать такие экстравагантные вещи, идея звучит вполне логично. Разберём, почему это не сработало на примере рынка яхт. Дело в том, что спрос на предметы роскоши очень эластичен. Миллионер может легко отказаться от покупки яхты в пользу виллы в Европе, если цена его не устроит. Напротив, судоверфи не могут легко переориентироваться на производство другого товара, а рабочие, которые строят корабли, не горят желанием поменять работу из-за изменения рыночных условий. Из-за
Оглавление

Увеличить доходы страны за счёт обеспеченной части населения, и перераспределить средства среди всех её жителей – звучит как мечта! Разбираемся, в чем подвох и почему от повышенных налогов страдают все – и те, кого должны защитить, и те, с кого хотят взять больше.

Налог на роскошь: почему бьёт не по тем?

В 1990 г. Конгресс США ввёл налог на предметы роскоши, такие как яхты, частные самолёты и так далее, чтобы пополнить государственный бюджет через налогообложение наиболее обеспеченного слоя общества. Поскольку только очень богатые люди могут позволить себе приобретать такие экстравагантные вещи, идея звучит вполне логично. Разберём, почему это не сработало на примере рынка яхт.

Дело в том, что спрос на предметы роскоши очень эластичен. Миллионер может легко отказаться от покупки яхты в пользу виллы в Европе, если цена его не устроит. Напротив, судоверфи не могут легко переориентироваться на производство другого товара, а рабочие, которые строят корабли, не горят желанием поменять работу из-за изменения рыночных условий. Из-за снижения спроса, налог на яхты ложится на фирмы и рабочих, которые их производят, так как им приходится уменьшать цену на товар. Таким образом, бремя налога на предметы роскоши большей частью несёт средний класс, а не богатые люди.

Прогрессивная шкала НДФЛ в России: давление на людей и бизнес

-2

Важное уточнение: я не считаю эту реформу однозначно плохой. Рост поступлений в бюджет – это реальный и важный результат. Однако важно понимать и обратную сторону медали – то системное давление на бизнес, которое она создаёт.

С 1 января 2025 года в России действует прогрессивная шкала НДФЛ, а также повышенный с 20% до 25% налог на прибыль организаций, и это отличный повод посмотреть на теорию в действии.

  • 13% - для годового дохода до 2,4 млн руб. (до 200 тыс. в месяц).
  • 15% - для дохода свыше 2,4 млн, но не более 5 млн.
  • 18% - для дохода свыше 5 млн, но не более 20 млн.
  • 20% - для дохода свыше 20 млн, но не более 50 млн.
  • 22% - для дохода, превышающего 50 млн рублей.

И вот первый результат: по данным Минфина, поступления от НДФЛ в I и II кварталах 2025 года выросли в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Цифры кажутся очевидным доказательством успеха, правда? Давайте рассмотрим ситуацию со стороны предпринимателей.

На основе данных Росстата, с января по июнь 2025-го в РФ открылось около 95 тыс. юрлиц, а закрылось почти в 1,5 раза больше – 141 тыс. В последний раз бизнес прекращал работу быстрее, чем создавался, три года назад – когда на страну наложили санкции и иностранные игроки массово покидали рынок. Это наглядно показывает, как фискальная нагрузка, направленная на одну цель (доходы граждан), волной накрывает другую — средний и малый бизнес, который является основным работодателем. Налоговая реформа – не единственная, но важная причина этого явления. Предприниматели несут потери не только из-за повышения НП, но и из-за возросших расходов на фонд оплаты труда. Чтобы предложить специалисту на руки ощутимо большую сумму после вычета возросшего налога, работодателю нужно увеличивать вилку зарплат еще значительнее. Это снижает гибкость компаний и увеличивает их расходы.

-3

Бизнес – это важный компонент и мощный двигатель экономики. Он не исчезает бесследно – он забирает с собой рабочие места, стабильность и возможности для роста, которые были доступны каждому.

Таким образом, будь то налог на роскошь в США или прогрессивная ставка НДФЛ, налоговое бремя неизбежно распределяется по всей экономической системе. Зачастую оно ложится на плечи среднего класса, малого бизнеса и наёмных работников через снижение доходов, сокращение рабочих мест и подавление деловой активности. Рост налоговых сборов на краткосрочном горизонте может обернуться долгосрочными потерями для устойчивости всей экономики.

А как вы считаете, можно ли сделать экономическую систему выгоднее? Поделитесь мнением в комментариях — давайте обсудим!