Найти в Дзене
Кинопоиск

Эйдельштейн — опять мажор, Бортич в роли язвы и еще 5 фильмов с фестиваля «Короче»

В Калининграде закончился 13-й фестиваль короткометражного и дебютного кино «Короче», откуда с главными призами уехали комедия Игоря Марченко и анимационная притча дочери Тимура Бекмамбетова. Кинопоиск рассказывает об итогах фестиваля, а побывавшие там журналисты — о примечательном полнометражном кино с «Короче». Всего за шесть дней показали порядка полусотни коротких и длинных картин в различных программах, и сложно разметить это многообразие, учитывая, что кино оказалось очень разным и по профессиональному уровню, и по жанрам, и по формам. Лучше всего запомнилась четырехминутка, которая открыла конкурс и называлась так же, как сам фестиваль. Актер Даниил Воробьёв на просьбу высказать все, что он думает про российскую киноиндустрию, красноречиво молчит и чмокает и в конце произносит только слово «короче». Если считать киношалость отдельным направлением фестивальных коротышей, то в нем фаворитом оказался «(не)Документальный фильм про осень» Тараса Шевченко, признанный лучшим в программ
Оглавление

В Калининграде закончился 13-й фестиваль короткометражного и дебютного кино «Короче», откуда с главными призами уехали комедия Игоря Марченко и анимационная притча дочери Тимура Бекмамбетова. Кинопоиск рассказывает об итогах фестиваля, а побывавшие там журналисты — о примечательном полнометражном кино с «Короче».

Всего за шесть дней показали порядка полусотни коротких и длинных картин в различных программах, и сложно разметить это многообразие, учитывая, что кино оказалось очень разным и по профессиональному уровню, и по жанрам, и по формам. Лучше всего запомнилась четырехминутка, которая открыла конкурс и называлась так же, как сам фестиваль. Актер Даниил Воробьёв на просьбу высказать все, что он думает про российскую киноиндустрию, красноречиво молчит и чмокает и в конце произносит только слово «короче».

Если считать киношалость отдельным направлением фестивальных коротышей, то в нем фаворитом оказался «(не)Документальный фильм про осень» Тараса Шевченко, признанный лучшим в программе «Короче. Звезды» и получивший приз зрительских симпатий; это семиминутное сезонное обострение психики с беспричинными влюбленностями и пальбой — джазовое кино, обаятельное в своей необязательности. На другом конце спектра кинозабав — «СЖДП» (сокращение от «Сен-Жермен-де-Пре»), претенциозная муть под Годара, которую кинокритики из Telegram называли худшим номером фестиваля.

Помимо странных студенческих этюдов и внятных дипломных работ, на «Короче» было несколько игровых фильмов, придуманных как маленькое кино. «Большая Медведица» Николь Старченко о девочке (Софья Корсакова), которая после неназванной трагедии вышла на трассу зарабатывать, смотрится заготовкой для какого-то душераздирающего фильма. Неясно, как рядом с ней оценивать надрывный док «Новый год во вторник» о юноше с ментальными особенностями и его матери, пытающейся выбить место в интернате. Был в конкурсе мини-мюзикл — дебютный короткий метр музыканта и актера Паши Артемьева «Главное к этой минуте», автопортрет в образе заблудившегося в отношениях человека. И стилизованная «Яма» Егора Корешкова — история о старом трубаче, что обрел вторую молодость где-то в безвременье между 1930-ми и 1960-ми годами. В категории анимации победила зарисовка «Наблюдение» Гургена Алояна, изобразившего себя прогуливающимся под картонной луной; красиво, экзистенциально и, главное, коротко. Однако фильм Алояна не смог тягаться с анимацией Жанны Бекмамбетовой «Сын», ставшей лучшей короткометражкой всего фестиваля. Это метафорическая сказка про мальчика-колясочника в казахской степи, который вместе с отцом следит за приключениями марсохода «Оппортьюнити», и они будто бы помогают друг другу.

   «Сын»
«Сын»

«Сын», снятый с оглядкой на советские кукольные фильмы и с применением всех мощностей студии «Базелевс», сильно выделялся на фоне кино, сделанного быстрее и дешевле. «Наш год» Николая Коваленко о трех пацанах, договорившихся встретить Новый год на берегу моря, отметили призом за операторскую работу (кажется, что картинку Владимира Борисова можно втянуть носом, как влажный воздух). Абсурдистский фильм «Как холодцы попадают в холодильник» Олега Афонина про пропавшую девушку и маму-ведьму наградили за лучший сценарий. Диме Теплову за угарную хронику подготовки к вечеринке «Илья и Захар: Масленица на пределе» жюри вручило приз в виде ящика пива. Жаль, что ничего не досталось «Закругляемся» Глеба Хлебникова (еще один сын режиссера и продюсера Бориса Хлебникова) — фильму о приключениях батиного трупа с опасно убедительным раздолбаем Андреем Прытковым в роли сына. Без призов уехало размышление об апокалипсисе в частном доме под названием «Варвара святая» Полины Капантиной — полудокументальное подглядывание за девочкой Варей, которая несколько дней не может разбудить маму, доедает сухие хлопья и пытается выяснить у колонки с Алисой, что же ей теперь делать.

Несколько работ показались больше похожими на видео-арт, в том числе «Цензурократия» Никиты Миклушова, получившая диплом жюри и награду журнала «Искусство кино». В этом 13-минутном фильме на московские пейзажи, на человеческие тела и на полки с книгами беззвучно накатывают пятна блюра; в конце остается только размытая картинка. Неудивительно, что, когда в искусстве говорить о реальности можно только намеками, побеждают самые толстые. Смотреть в галерее привычнее также видео питерской художницы Юлдус Бахтиозиной («Дочь рыбака»). На «Короче» она привезла «Идеально отвергнутых» (размышление о стандартах красоты от имени фарфоровых статуэток), сгенерированных искусственным интеллектом и взявших приз за режиссуру.

Как можно понять из показанных короткометражек, Новый год остается важнейшим сюжетом для российского кино: во множестве фильмов на «Короче» действие строилось вокруг священного момента перехода из прошлого в будущее. Воровка Снегурочка, отбиваясь от Деда Мороза, бежит по лестнице, чтобы вернуть деньги женщине, оказавшейся ее одноклассницей (приз жюри актрисе Инне Сухорецкой в фильме «Самый лучший Новый год»). Или главный герой праздника решает бросить свою профессию, сбежать из Устюга и забухать в московском баре Fonoteka («Не Дед Мороз» Ильи Азаряна). Или молодой актер-неудачник, наряженный в Деда Мороза, признает папашу в пожилом богаче, которому любовница подарила поздравление с эротическим загадками («Дедушка Мороз» Никиты Григорьева). Еще один сквозной сюжет калининградских показов — разбитые семьи, сломавшиеся отношения между детьми и родителями, разводы и разъезды, но режиссеры будто бы берегут зрительские чувства и не стремятся представить потерянные связи между близкими как катастрофу. Это нормально.

«Счастлив, когда ты нет»

Лучший полнометражный дебют и спецприз «Выбор кинокритиков и журналистов»

-3

Женя (Гоша Токаев) — козлина. На вечеринке у друзей (Софья Райзман и Евгений Санников) он не только показывает кислой рожей, как ему все противно, но еще выплевывает тарталетку в шкаф, выливает виски, отдирает от стен обои. «Ты что, умственно отсталый?» — спрашивает Женя (Александра Бортич), и быстро становится понятно, что они друг другу подходят. Вернее, совсем нет.

Интрига и тон первой сцены настраивают на историю про избегающий тип привязанности в отношениях двух вредин с одинаковым именем. Бортич делает неплохую заявку на русскую версию «Дряни». Токаев, несмотря на то что в некоторых молчаливых эпизодах выдает «Цыганова для бедных», тоже неплохо справляется. К сожалению, кажется, что свою работу не доделал сценарист и режиссер Игорь Марченко. По его фильму неясно: это больше комедия характеров с вектором в ситком или драма про хипстеров в просторных квартирах с пустотой внутри, которую они заполняют дурацким искусством и шоу «Криминальная Россия» (вайбы Майкла Идова). Это «Сбежавшая невеста», где жених тоже не на приколе, или набор прикольных моментов, когда герои совершают что-то неожиданное. Из-за разваливающейся драматургии в памяти остается несколько сцен, где Женя обижает женщин: то из душа польет, то перед лицом дверью хлопнет. Надо признать, что Марченко очень повезло с Бортич, как всегда блистательной в роли самой себя, поэтому кино кажется симпатичным, хотя и своенравным, как котик-экзот. Хочется его погладить, и понятно, почему его наградили.

Филипп Миронов

«Мальчик-птица»

Спецприз жюри актеру Денису Хохрину

-4

Савелий Осадчий снял свое дебютное кино под чутким руководством учителя и — впервые — продюсера Ивана И. Твердовского. Это многое объясняет: «Мальчик-птица» — «твердовское» кино про белую ворону, как в «Зоологии» или «Подбросах», про отщепенца, другого. Социум пытается этого иного причесать под общую гребенку, то есть сломать. В случае с выпускником детдома Ваней (Денис Хохрин) почти в прямом смысле слова — сломать ему застывший на высоких нотах детских ангельский голос.

Свою притчу о болезни роста и взрослении как грехопадении дебютант Осадчий начиняет бесчисленными метафорами. Одна за другой гибнут птицы (в короткометражке «Пингвин», на основе которой снята картина, герой в финале срывался с башни и летел, превращаясь в птицу). Светлая девушка Света, в которую влюблен Ваня, поет на клиросе «в церковном хоре». А над головами героев порхают ангельские голуби. Голос оказывается даром свыше и главным личностным признаком, утратить который значит потерять себя. Но знаковость и символичность немного вытесняют саму историю на обочину, уплощая драму и характеры.

Лариса Малюкова

«Три свадьбы и один побег»

Спецприз телеканала «Россия 1»

-5

Своенравная девушка Амра (Полина Денисова) вместе с двумя старшими сестрами живет в абхазском селе Хуап и мечтает стать актрисой. Однако еще более ретивая мать Нуца (Инга Оболдина) не может позволить такого позора: по ее заветам Амра должна стать врачом, а еще, как и две другие дочери, удачно выйти замуж. Как это часто бывает, южные обычаи не предполагают замужеств по любви — только по наставлению матери. В трех сестрах просыпается бунтарская кровь, и каждая готовится дать отпор Нуце во что бы то ни стало.

Кирилл Логинов умудрился снять абсолютно женскую комедию: героини здесь прописаны живо, в чем несомненна и заслуга сценаристки Алисы Габлии. Органичности добавляют не менее яркие декорации — за художественную составляющую фильма отвечала Марфа Гудкова, покорившая зрителей «Короче» в фильме «Бери да помни», победителе фестиваля 2023 года. Не стоит ждать от «Трех свадеб» удивительных жанровых открытий. Здесь люди встречаются, влюбляются, женятся, занимаются мирскими делами, в которых обычно целый воз хлопот. Абхазский колорит зажигает в, казалось бы, знакомых обстоятельствах новую искру. Внезапно может выстрелить ружье, и речь совсем не про Чехова.

Ная Гусева

«Взрослый сын»

Спецприз жюри актрисе Дарье Михайловой

-6

Создать семью после шестидесяти — задача со звездочкой, но Маша (Дарья Михайлова) упрямая и пытается. Она переезжает к своему возлюбленному Михаилу (Владислав Ветров) и принимает его предложение руки и сердца. Свою квартиру Маша оставляет взрослому сыну Сергею (Фёдор Федотов), а в новом доме тактично сохраняет привычный порядок вещей, ненавязчиво обуючивая его горячим ужином и светлыми занавесками. Строительство семейного счастья откладывается, когда к Михаилу приезжает его угрюмый, отстраненный и сверх меры резкий сын Дмитрий (Кузьма Котрелёв).

До своего полнометражного дебюта Иван Шкундов работал над монтажом пронзительной драмы Николая Ларионова «Вечная зима» и снял короткометражку «Открытая дверь». Во «Взрослом сыне», сделанном под художественным руководством Сергея Урсуляка, Шкундов, напротив, закрывает все двери и запирает своих персонажей в стенах из-за невысказанных обид, позволяя актерам раскрыть их точно, спокойно, без лишнего надрыва. Хотя картина формально фокусируется на метаниях героини Михайловой, историю можно назвать универсальной и знакомой представителям разных поколений, столкнувшихся с теснотой внутри собственной семьи.

Анна Петрова

«Ганди молчал по субботам»

-7

Беззаботный подросток Саша (он же Мот, он же Марк Эйдельштейн) оказывается на руинах своей, казалось бы, идеальной семьи. Папа (Евгений Коряковский) уходит, мама (Виктория Толстоганова) остается, но приводит в дом другого мужчину. Дед регулярно достает ружье, собираясь на нескончаемую «войну». Мот же находит в подземном переходе бездомную женщину Лизу (Дарья Екамасова) с потрепанной игрушкой в руках. Игрушка и Лиза — символы и новые точки отсчета в жизни героя, который приводит незнакомку домой. Оттолкнувшись от случайно брошенной Лизой фразы «Ганди молчал по субботам», Мот придумывает ей собственное объяснение: индийский лидер стал молчать по одному дню в неделю, будучи шокированным трагедией Хиросимы и Нагасаки. Молчание становится для Мота аскезой, в которой можно осмыслить мир накануне катастрофы.

Фильм «Ганди молчал по субботам» вырос из одноименной пьесы Анастасии Букреевой десятилетней давности. Теперь усилиями режиссера Юрия Зайцева и соавтора Лизы Цыгановой она добралась до больших экранов. Это на первый взгляд абсурдистская история, напоминающая поток сознания подростка, чья налаженная жизнь рухнула. В процессе поиска смыслов Саша узнает личную трагическую историю Лизы с пропавшим сыном, а к финалу обретает заветное утешение внутри себя. К этому фильму непросто подключиться, но к середине пути комедия взросления оборачивается драмой об утрате. Зритель обезоружен не меньше Мота, столкнувшегося со сложным и оглушающим миром за пределами своей идеальной, но такой безжизненной квартиры.

Елена Зархина

«Ветер»

Внеконкурсный показ

-8

Сценарий Петра Луцика и Алексея Саморядова в руках режиссера Сергея Члиянца превратился в завораживающий постапокалипсис. Рыбак Иван (Даниил Феофанов) покидает глухую станицу, чтобы разыскать еду. В дороге он знакомится с мужиком средних лет Сергеем (Олег Васильков). Вместе они бредут по полям, морям и холмам, ведя пространные беседы о жизни, войне и пределе возможностей человека русского. Выходит эдакое роуд-муви, одновременно напоминающее и «Жертвоприношение» Андрея Тарковского, и «Дорогу» Кормака Маккарти.

В интерьерах здесь могут соседствовать Босх и портрет Платонова. Из советской матрицы Члиянц вырезает утопию, оставляя на экране полуобморочный портрет увядающей России, что мчится в мотоциклетной коляске по сельской грунтовке. К сожалению, за кадром не звучит «Плот» Лозы — в микс сказочно-советской героики композиция влилась бы идеально. Параллели с сегодняшним днем (от страны в состоянии войны до автомобиля OSCE, который встает на пути у героев) — лишь в голове у зрителя. Сценарий написали в 1996-м по следам чеченской кампании. «С нами русский военный Бог» — фраза, эхо которой разносится и в настоящем.

Тимур Алиев

«Сводишь с ума»

-9

На просмотре квартиры в харизматичном питерском доме эсэмэмщица Алиса (Мила Ершова) и тусовщик Иван (Юрий Насонов) притворяются семейной парой, чтобы понравится риелтору. После перепалки около зеркала в ванной документы на аренду подписывает Алиса, выставляя Ваню, и тут реальность магическим образом разделяется. За зеркалом квартира досталась Ивану, а Алиса ушла слушать занудные подкасты по селф-хелпу и работать на психолога Костю (Антон Васильев), он же ее любовник.

Ромком про параллельные реальности — троп, ставший классическим четверть века назад с фильмом «Осторожно, двери закрываются». Там текли разные пласты времени, разделенные поездом лондонской подземки, в дебюте же Дарьи Лебедевой реальности разделены зеркалом. Алиса наблюдает в нем жизнь Вани с бесконечными тусовками, Ваня видит альтушку с глубоким внутренним миром и в несчастливых отношениях с женатым психологом, по совместительству начальником. То, что сперва казалось шизофренией, проходит через неприятие, потом Алиса с Иваном начинают договариваться и дружить, и, наконец, появляются чувства. За Ершовой и Насоновым, выдающими правдоподобную химию, интересно наблюдать, хотя в третьем акте легко запутаться между Иванами и Алисами (подстриженная челка Ершовой не помогает). В целом для молодежной легковесно-дурашливой комедии у Лебедевой получилось на удивление небесящее зрелище. А для бумеров, что не разбираются в обильно звучащей за кадром современной попсе, есть номер с голым танцем Васильева под «джага-джага».

Ф. М.