26 августа 1914 года, 30 день Первой Мировой войны. Балтийское море, немецкий лёгкий крейсер «Магдебург»…
Впрочем, нет, давайте отскочим немного назад, и добавим подробностей.
«Магдебург» – головной корабль серии немецких лёгких крейсеров. Спущен на воду в 1911 году, вступил в строй Кайзерлихенмарине в 1912-м.
Как тут не вспомнить, что вторым в этой серии был однотипный крейсер «Бреслау» – тот самый, который вместе с линейным крейсером «Гёбен» прорвался в Чёрное море, был формально передан туркам и вволю покошмарил наше побережье и Черноморский флот. Пока 20 января 1918 года не подорвался на мине и затонул.
Сразу после начала войны «Магдебург» немного пошалил у российской Либавы (современная латышская Лиепая). А 25 августа 1914 года, вместе с лёгким крейсером предыдущего поколения «Аугсбург» и двумя миноносцами, отправился «шалить» поглубже в балтийские владения Российской империи.
Крейсеры к успеху шли, не смогли, не фортануло.
Ночью, с 25 на 26 августа, в тумане и при сильном течении, корабли потеряли друг друга, а сразу после полуночи раздухарившийся «Магдебург» выскочил на камни прямо у российского острова со шведским именем Оденсхольм (сейчас это эстонский остров Осмуссаар). Корабль не просто скромно сел пузиком на балтийскую песчаную отмель, нет. Он натурально напоролся на скалу, смял форштевень и повредил корпус.
Итак, 26 августа 1914 года, 30 день Первой Мировой войны.
Немецкий лёгкий крейсер «Магдебург» сел на камни буквально рядом с русским маяком и наблюдательным постом. Своими силами сняться не смог и начал звать своих на помощь.
Немецкое соединение не смогло найти «Магдебург» и блуждало всю ночь. К крейсеру вышел только один миноносец, который помог только тем, что снял часть команды. Зато русский пост на острове всё пронаблюдал и сообщил куда следует. Утром 26 августа к острову подошли два русских крейсера, «Богатырь» и «Паллада». И, не мудрствуя лукаво, открыли по немцам огонь.
Крейсер «Паллада», пришедший к немецкому «Магдебургу» в 1914-м, – это не тот крейсер «Паллада», что был однотипен знаменитой «Авроре» и погиб в Порт-Артуре в 1904 году. Это другой, «новый», крейсер с прежним именем.
Судьба этой второй «Паллады» печальна. Уже 11 октября 1914 года, на 76 день войны, крейсер был торпедирован немецкой подводной лодкой U-26. Сдетонировал боезапас и корабль мгновенно затонул, унеся жизни всех шестисот человек экипажа. Сама лодка U-26 подорвалась на мине и утонула со всем экипажем в августе 1915 года. Такова война.
Немецкий миноносец V-26 успел принять часть команды «Магдебурга» и спешно свалил в туман. А сидящий на камнях «Магдебург» остался русским на съедение.
Миноносец V-26, классифицировавшийся как «гросес торпедобот», свеженький, вступивший в строй накануне войны, в июне 1914 года, потом, в шестнадцатом году, поучаствовал в знаменитом Ютландском сражении. На третьих ролях, конечно, поучаствовал и ничего не добился. После войны был передан Великобритании и разобран на металл в 1922 году.
Командир «Магдебурга», корветтен-капитан Хайнрих Георг Клеменс Рихард Хабенихт, чтобы не терять лицо, пострелял по русским кораблям (безрезультатно) и привёл в действие подрывные заряды, разворотившие всю носовую часть корабля. А потом с чистой совестью сдался в плен с оставшейся командой.
Ну а дальше вступил в дело знаменитый немецкий орднунг. (Тут надо поднять табличку с надписью «сарказм»).
Книги с секретными сигнальными радиокодами, которые надо было уничтожить, оказались – та-дам! – не уничтоженными. И попали в руки русским морякам.
Про это гуляет куча баек и версий, одна другой красивее и правдоподобнее. (Тут снова поднимаем табличку «сарказм»).
«Книги полагалось сжечь, но у немцев отсырели спички, а котлы затопило!». «Книги надо было утопить, немцы вынесли их наверх, но почему-то просто бросили на палубе, а не в воду!». (Кстати, тут есть доля правды – в такие книги в переплёт вставляли свинцовые пластины, чтоб они веселее тонули). «В затопленной части корабля русские водолазы нашли тело утонувшего немецкого офицера, который до последнего момента прижимал к груди секретную книгу окоченевшими руками!». (К этому я бы ещё добавил, для антуража, что немец был прикован цепью к секретной книге).
Как бы то ни было, две книги были захвачены. (Пишут, что захватили ещё и листки с зашифровкой-дешифровкой последних радиограмм «Магдебурга», что, собственно, и позволило вскрыть код). Одной из книг тут же, по-союзнически, поделились с главным военно-морским противником кайзеровской Германии – с Англией.
И, естественно, провели операцию прикрытия, чтобы немцы не узнали, что их «секретные секреты» уже в самом начале войны попали в руки противнику. А пленных с «Магдебурга», на всякий пожарный, законопатили в такие дальние сибирские дали, откуда бежать просто бесполезно.
Собственно, мероприятия сокрытия увенчались успехом, и немцы ничего не узнали.
Что не помешало им потом, в плановом порядке, несколько раз менять шифры. Что не помешало союзникам, зная основы, эти шифры вскрывать. Что, по большому счёту, так и не принесло союзникам особых дивидендов. Умные адмиралы всё равно не доверяли ненадёжной радиосвязи и о чём-то действительно важном в эфире не болтали.
«Магдебург» так и остался на камнях и потихоньку стал донором для российской армии и флота. С «немца», где смогли, поснимали орудия и расставили их на российских вспомогательных судах. Наверное, наиболее яркий пример – канонерская лодка «Храбрый», получившая трофейные немецкие 105-мм орудия в 1915 году. Правда, уже в 1916 году её вновь перевооружили. Зато сам кораблик, перестраиваемый, переименовываемый, затопляемый и поднимаемый, прослужил аж до 1960 года.
Видимо тогда, в процессе раздербанивания, затрофеили с немецкого крейсера и пулемёт десантной/призовой команды, который ныне выставлен в экспозиции Центрального Военно-Морского Музея в Петербурге.
Остатки корпуса крейсера начали растаскивать на металлолом, а балтийские волны довершили дело. Постепенно от крейсера «Магдебург» не осталось ничего.