Найти в Дзене

26 августа 1914 года. Приключения крейсера «Магдебург»

26 августа 1914 года, 30 день Первой Мировой войны. Балтийское море, немецкий лёгкий крейсер «Магдебург»… Впрочем, нет, давайте отскочим немного назад, и добавим подробностей. «Магдебург» – головной корабль серии немецких лёгких крейсеров. Спущен на воду в 1911 году, вступил в строй Кайзерлихенмарине в 1912-м. Как тут не вспомнить, что вторым в этой серии был однотипный крейсер «Бреслау» – тот самый, который вместе с линейным крейсером «Гёбен» прорвался в Чёрное море, был формально передан туркам и вволю покошмарил наше побережье и Черноморский флот. Пока 20 января 1918 года не подорвался на мине и затонул. Сразу после начала войны «Магдебург» немного пошалил у российской Либавы (современная латышская Лиепая). А 25 августа 1914 года, вместе с лёгким крейсером предыдущего поколения «Аугсбург» и двумя миноносцами, отправился «шалить» поглубже в балтийские владения Российской империи. Крейсеры к успеху шли, не смогли, не фортануло. Ночью, с 25 на 26 августа, в тумане и при сильном течении

26 августа 1914 года, 30 день Первой Мировой войны. Балтийское море, немецкий лёгкий крейсер «Магдебург»…

Впрочем, нет, давайте отскочим немного назад, и добавим подробностей.

Лёгкий крейсер «Магдебург».
Лёгкий крейсер «Магдебург».

«Магдебург» – головной корабль серии немецких лёгких крейсеров. Спущен на воду в 1911 году, вступил в строй Кайзерлихенмарине в 1912-м.

Как тут не вспомнить, что вторым в этой серии был однотипный крейсер «Бреслау» – тот самый, который вместе с линейным крейсером «Гёбен» прорвался в Чёрное море, был формально передан туркам и вволю покошмарил наше побережье и Черноморский флот. Пока 20 января 1918 года не подорвался на мине и затонул.

Сразу после начала войны «Магдебург» немного пошалил у российской Либавы (современная латышская Лиепая). А 25 августа 1914 года, вместе с лёгким крейсером предыдущего поколения «Аугсбург» и двумя миноносцами, отправился «шалить» поглубже в балтийские владения Российской империи.

Лёгкий крейсер «Аугсбург» шалит у Либавы.
Лёгкий крейсер «Аугсбург» шалит у Либавы.

Крейсеры к успеху шли, не смогли, не фортануло.

Ночью, с 25 на 26 августа, в тумане и при сильном течении, корабли потеряли друг друга, а сразу после полуночи раздухарившийся «Магдебург» выскочил на камни прямо у российского острова со шведским именем Оденсхольм (сейчас это эстонский остров Осмуссаар). Корабль не просто скромно сел пузиком на балтийскую песчаную отмель, нет. Он натурально напоролся на скалу, смял форштевень и повредил корпус.

Итак, 26 августа 1914 года, 30 день Первой Мировой войны.

Немецкий лёгкий крейсер «Магдебург» сел на камни буквально рядом с русским маяком и наблюдательным постом. Своими силами сняться не смог и начал звать своих на помощь.

Немецкое соединение не смогло найти «Магдебург» и блуждало всю ночь. К крейсеру вышел только один миноносец, который помог только тем, что снял часть команды. Зато русский пост на острове всё пронаблюдал и сообщил куда следует. Утром 26 августа к острову подошли два русских крейсера, «Богатырь» и «Паллада». И, не мудрствуя лукаво, открыли по немцам огонь.

Крейсер «Паллада» 1907 года.
Крейсер «Паллада» 1907 года.

Крейсер «Паллада», пришедший к немецкому «Магдебургу» в 1914-м, – это не тот крейсер «Паллада», что был однотипен знаменитой «Авроре» и погиб в Порт-Артуре в 1904 году. Это другой, «новый», крейсер с прежним именем.

Судьба этой второй «Паллады» печальна. Уже 11 октября 1914 года, на 76 день войны, крейсер был торпедирован немецкой подводной лодкой U-26. Сдетонировал боезапас и корабль мгновенно затонул, унеся жизни всех шестисот человек экипажа. Сама лодка U-26 подорвалась на мине и утонула со всем экипажем в августе 1915 года. Такова война.
Гибель «Паллады» в немецкой пропаганде. Особенно доставляет видение немецким художником рубки и перископа (или дымовой трубы? задолго до шнорхеля) подводной лодки. Кстати, на этой открытке видны спускаемые с борта тонущего крейсера шлюпки – в реальности с «Паллады» не спасся никто.
Гибель «Паллады» в немецкой пропаганде. Особенно доставляет видение немецким художником рубки и перископа (или дымовой трубы? задолго до шнорхеля) подводной лодки. Кстати, на этой открытке видны спускаемые с борта тонущего крейсера шлюпки – в реальности с «Паллады» не спасся никто.

Немецкий миноносец V-26 успел принять часть команды «Магдебурга» и спешно свалил в туман. А сидящий на камнях «Магдебург» остался русским на съедение.

Миноносец V-26, классифицировавшийся как «гросес торпедобот», свеженький, вступивший в строй накануне войны, в июне 1914 года, потом, в шестнадцатом году, поучаствовал в знаменитом Ютландском сражении. На третьих ролях, конечно, поучаствовал и ничего не добился. После войны был передан Великобритании и разобран на металл в 1922 году.
Миноносец V-25 – головной в серии, вторым в которой был наш однотипный V-26. В отличие от подводных лодок со сплошным обозначением «U», что сокращение от «унтерзеебот», «V» - это не сокращение от какого-нибудь «ферфлюхт швайн», это сокращение от названия верфи-изготовителя. V это верфь «Вулкан» (там, кстати, был построен и вышепомянутый российский крейсер «Богатырь»). Ещё были миноносцы S – «Шихау», B – «Блом-унд-Фосс», G – «Германиаверф» и прочие. Циферки были сквозные. К следующей войне немцы подход к наименованиям изменили, и все эсминцы стали именоваться «Z» – «церштёрер», аналог английского «дестройер», «разрушитель».
Миноносец V-25 – головной в серии, вторым в которой был наш однотипный V-26. В отличие от подводных лодок со сплошным обозначением «U», что сокращение от «унтерзеебот», «V» - это не сокращение от какого-нибудь «ферфлюхт швайн», это сокращение от названия верфи-изготовителя. V это верфь «Вулкан» (там, кстати, был построен и вышепомянутый российский крейсер «Богатырь»). Ещё были миноносцы S – «Шихау», B – «Блом-унд-Фосс», G – «Германиаверф» и прочие. Циферки были сквозные. К следующей войне немцы подход к наименованиям изменили, и все эсминцы стали именоваться «Z» – «церштёрер», аналог английского «дестройер», «разрушитель».

Командир «Магдебурга», корветтен-капитан Хайнрих Георг Клеменс Рихард Хабенихт, чтобы не терять лицо, пострелял по русским кораблям (безрезультатно) и привёл в действие подрывные заряды, разворотившие всю носовую часть корабля. А потом с чистой совестью сдался в плен с оставшейся командой.

Мостика, первой трубы и фок-мачты в результате подрыва уже нет. Зато есть маяк на берегу, который немцы якобы уничтожили обстрелом ещё ночью.
Мостика, первой трубы и фок-мачты в результате подрыва уже нет. Зато есть маяк на берегу, который немцы якобы уничтожили обстрелом ещё ночью.

Ну а дальше вступил в дело знаменитый немецкий орднунг. (Тут надо поднять табличку с надписью «сарказм»).

Книги с секретными сигнальными радиокодами, которые надо было уничтожить, оказались – та-дам! – не уничтоженными. И попали в руки русским морякам.

Про это гуляет куча баек и версий, одна другой красивее и правдоподобнее. (Тут снова поднимаем табличку «сарказм»).

«Книги полагалось сжечь, но у немцев отсырели спички, а котлы затопило!». «Книги надо было утопить, немцы вынесли их наверх, но почему-то просто бросили на палубе, а не в воду!». (Кстати, тут есть доля правды – в такие книги в переплёт вставляли свинцовые пластины, чтоб они веселее тонули). «В затопленной части корабля русские водолазы нашли тело утонувшего немецкого офицера, который до последнего момента прижимал к груди секретную книгу окоченевшими руками!». (К этому я бы ещё добавил, для антуража, что немец был прикован цепью к секретной книге).

«Свинцовая книга». Как немцы читают такой хитро-выдуманный готический шрифт – уму непостижимо. Мне пришлось натурально напрягаться, чтоб прочитать «Издано адмиралтейским штабом ВМФ».
«Свинцовая книга». Как немцы читают такой хитро-выдуманный готический шрифт – уму непостижимо. Мне пришлось натурально напрягаться, чтоб прочитать «Издано адмиралтейским штабом ВМФ».

Как бы то ни было, две книги были захвачены. (Пишут, что захватили ещё и листки с зашифровкой-дешифровкой последних радиограмм «Магдебурга», что, собственно, и позволило вскрыть код). Одной из книг тут же, по-союзнически, поделились с главным военно-морским противником кайзеровской Германии – с Англией.

И, естественно, провели операцию прикрытия, чтобы немцы не узнали, что их «секретные секреты» уже в самом начале войны попали в руки противнику. А пленных с «Магдебурга», на всякий пожарный, законопатили в такие дальние сибирские дали, откуда бежать просто бесполезно.

Собственно, мероприятия сокрытия увенчались успехом, и немцы ничего не узнали.

Что не помешало им потом, в плановом порядке, несколько раз менять шифры. Что не помешало союзникам, зная основы, эти шифры вскрывать. Что, по большому счёту, так и не принесло союзникам особых дивидендов. Умные адмиралы всё равно не доверяли ненадёжной радиосвязи и о чём-то действительно важном в эфире не болтали.

Канлодка «Храбрый».
Канлодка «Храбрый».

«Магдебург» так и остался на камнях и потихоньку стал донором для российской армии и флота. С «немца», где смогли, поснимали орудия и расставили их на российских вспомогательных судах. Наверное, наиболее яркий пример – канонерская лодка «Храбрый», получившая трофейные немецкие 105-мм орудия в 1915 году. Правда, уже в 1916 году её вновь перевооружили. Зато сам кораблик, перестраиваемый, переименовываемый, затопляемый и поднимаемый, прослужил аж до 1960 года.

Немецкий вариант пулемёта «Максим», он же MG 08, в ЦВММ. На пояснительной табличке «Снят с германского крейсера «Магдебург» в 1914 году».
Немецкий вариант пулемёта «Максим», он же MG 08, в ЦВММ. На пояснительной табличке «Снят с германского крейсера «Магдебург» в 1914 году».

Видимо тогда, в процессе раздербанивания, затрофеили с немецкого крейсера и пулемёт десантной/призовой команды, который ныне выставлен в экспозиции Центрального Военно-Морского Музея в Петербурге.

Лёгкий крейсер «Магдебург».
Лёгкий крейсер «Магдебург».

Остатки корпуса крейсера начали растаскивать на металлолом, а балтийские волны довершили дело. Постепенно от крейсера «Магдебург» не осталось ничего.