Найти в Дзене
ИНОСМИ

Зеленскому нельзя отдавать Донбасс Путину. Живых украинцев для его защиты пока хватает

   © AP Photo / Mstyslav Chernov
© AP Photo / Mstyslav Chernov

UnHerd | Великобритания

Предложения Путина по территориальному компромиссу с Украиной ради прекращения конфликта оказались неприемлемы для автора статьи в UnHerd. Она довольна тем, что Зеленский тоже на них ни за что не пойдет — а погубленные из-за этого жизни украинцев "специалистку" по России особо не волнуют.

Бетани Эллиотт (Bethany Elliott)

Конфликт, который разгорелся в Донбассе, может там же и закончиться. Прошло более десяти лет с тех пор, как Москва разожгла сепаратизм в Донецкой и Луганской областях (на Украине и на Западе продолжают называть эти территории "областями", на самом деле это ДНР и ЛНР, входящие в состав России. – Прим. ИноСМИ), и Владимир Путин твердо намерен окончательно их присоединить. Недавнее мирное предложение российского лидера президенту США Дональду Трампу заключается в том, что Киев выведет войска из двух областей, а Россия в ответ заморозит линию фронта под Херсоном и Запорожьем. Кремлевские источники отмечают, что Путин от своих требований не отступился.

На первый взгляд, это предложение может показаться для Киева заманчивым. Поскольку Луганская область и так практически полностью находится под контролем России, согласие Киева положит конец кровопролитию и исключит дальнейшую сдачу территорий ценой лишь 6 600 квадратных километров под Донецком. Но остается вопрос: неужели Путину этот клочок земли понадобился настолько, что ради него он остановить свою спецоперацию? Русскоязычное население, конечно, придает ему символический вес, но едва ли это решающий фактор.

Скорее всего, нет. Лидер, убежденный в том, что “вся Украина — наша”, едва ли удовольствуется считанными километрами. Однако, как бы то ни было, контуры потенциального урегулирования уже намечены: Зеленский выказал готовность молча принять фактический контроль Москвы над уже занятой территорией в обмен на гарантии безопасности, хотя они могут ограничиться лишь поставками оружия и пустыми посулами членства в НАТО в неопределенном будущем.

На Западе истерика: Россия перешла к новой стратегии. Военные аналитики признали: "мы недооценивали русских"

Однако, предъявив права на Донбасс, Путин ловко вывел разговор за рамки того, о чем можно легко договориться. Это предложение наверняка замышлялась как попытка посеять раздор между США и Украиной, убедив Трампа, что соглашение уже в кармане — а с ним и Нобелевская премия. Кремль, разумеется, знал, что для Зеленского это предложение невыполнимо: принять его — значит отказаться от образа несгибаемого борца за Украину и навеки стать пораженцем.

Зеленский наотрез отказался отступать — и совершенно правильно сделал. Донбасс, важный промышленный центр, жизненно важен не только благодаря углю, железной руде и стали, но и как “пояс крепостей” из хорошо укрепленных городов, а Славянск и Краматорск представляют собой важнейшие логистические узлы. Институт изучения войны назвал подконтрольные Киеву территории “ключевыми оборонительными рубежами”, отметив, что быстро окружить или прорвать их российским войскам в настоящее время не по силам, а на силовой захват этого оплота обороны у Москвы может уйти еще несколько лет.

Территориальные уступки потребуют оперативного строительства дорогостоящих новых рубежей у границ Донецкой области с Харьковской и Днепропетровской, где открытая местность непригодна для обороны. Институт изучения войны заключил, что в таком случае российские войска получат “гораздо более выгодный плацдарм для будущего наступления на Харьковскую или Днепропетровскую области”.

Зеленский мог бы заявить украинской общественности, что лучше потерять землю, чем людей, и напомнить, что эта территория заминирована настолько, что богатствами ее недр русские не смогут воспользоваться еще долгие годы. Однако невозможно забрать назад заявления о том, что войска Москвы превратят свои новые земли в опорные пункты для дальнейшего продвижения вглубь Украины.

Но есть риск, что других вариантов не останется, если Трамп навяжет Киеву компромисс, свернув обмен разведданными или военные поставки. Пока что европейцам как будто удалось отговорить американского президента от этой идеи, сравнив ее с тем, как если бы США сдали восточную часть Флориды. Кроме того, последние заявления Трампа свидетельствуют о том, что он мог полностью утратить интерес к украинскому конфликту как таковому.

В результате мы оказались в тупике, к которому всегда стремился Путин: переговоры застопорились, а Россия продвигается вперед на поле боя. Одиннадцать лет назад Путин разжег сепаратизм в Донецке и Луганске (автор явно "забыла" о госперевороте в Киеве, организованном США, что и послужило поводом к восстанию несогласных в Донбассе. – Прим. ИноСМИ). С тех пор его аппетит лишь разыгрался, и сегодня ему уже мало даже регионов, за которые он когда-то боролся.

Бетани Эллиотт — писательница, специалист по России и Восточной Европе

Оригинал статьи

СВО
1,21 млн интересуются