Многие родители слышат от знакомых, бабушек или даже от врачей: «Не переживайте, он просто ленится говорить. Заговорит, когда захочет». Но за этой фразой может скрываться настоящая задержка психоречевого развития (ЗПРР). Как понять, где действительно «индивидуальный темп», а где уже тревожный сигнал? Речь — это не навык, который ребёнок включает по кнопке. Чтобы заговорить, малышу нужно проделать огромную работу: сформировать понимание слов, запомнить их, научиться соединять звуки, управлять дыханием и артикуляцией. Поэтому утверждение, что ребёнок «ленится», на самом деле неверно. Речь — не обязанность, а отражение зрелости мозга. Если малыш долго молчит, то чаще всего это связано либо с его индивидуальными особенностями, либо с задержкой в развитии. И очень важно отличить одно от другого. Есть дети, которые начинают говорить чуть позже, но при этом у них хорошо развита моторика, внимание, понимание речи. Такие малыши могут: Обычно такие дети действительно «раскрываются» позже: в 2,5–