Найти в Дзене

Как отличить «ленивого молчуна» от ребёнка с ЗПРР

Многие родители слышат от знакомых, бабушек или даже от врачей: «Не переживайте, он просто ленится говорить. Заговорит, когда захочет». Но за этой фразой может скрываться настоящая задержка психоречевого развития (ЗПРР). Как понять, где действительно «индивидуальный темп», а где уже тревожный сигнал? Речь — это не навык, который ребёнок включает по кнопке. Чтобы заговорить, малышу нужно проделать огромную работу: сформировать понимание слов, запомнить их, научиться соединять звуки, управлять дыханием и артикуляцией. Поэтому утверждение, что ребёнок «ленится», на самом деле неверно. Речь — не обязанность, а отражение зрелости мозга. Если малыш долго молчит, то чаще всего это связано либо с его индивидуальными особенностями, либо с задержкой в развитии. И очень важно отличить одно от другого. Есть дети, которые начинают говорить чуть позже, но при этом у них хорошо развита моторика, внимание, понимание речи. Такие малыши могут: Обычно такие дети действительно «раскрываются» позже: в 2,5–
Оглавление

Многие родители слышат от знакомых, бабушек или даже от врачей: «Не переживайте, он просто ленится говорить. Заговорит, когда захочет». Но за этой фразой может скрываться настоящая задержка психоречевого развития (ЗПРР). Как понять, где действительно «индивидуальный темп», а где уже тревожный сигнал?

«Ленивый» ребёнок — миф или правда?

Речь — это не навык, который ребёнок включает по кнопке. Чтобы заговорить, малышу нужно проделать огромную работу: сформировать понимание слов, запомнить их, научиться соединять звуки, управлять дыханием и артикуляцией.

Поэтому утверждение, что ребёнок «ленится», на самом деле неверно. Речь — не обязанность, а отражение зрелости мозга.

Если малыш долго молчит, то чаще всего это связано либо с его индивидуальными особенностями, либо с задержкой в развитии. И очень важно отличить одно от другого.

Когда молчание ещё в пределах нормы

Есть дети, которые начинают говорить чуть позже, но при этом у них хорошо развита моторика, внимание, понимание речи. Такие малыши могут:

  • выполнять просьбы взрослых («принеси мяч», «положи куклу на стул»);
  • показывать картинки, животных, предметы;
  • активно использовать жесты и мимику;
  • лепетать и пытаться повторять слова.

Обычно такие дети действительно «раскрываются» позже: в 2,5–3 года начинают говорить предложениями и быстро догоняют сверстников.

Когда стоит насторожиться и бежать к врачу

Если у ребёнка в возрасте 2–3 лет:

  • мало или нет слов — не говорит даже простых «мама», «дай», «пить»;
  • нет понимания речи — не реагирует на просьбы, не выполняет простые задания;
  • нет лепета или он быстро исчез после года;
  • речь непонятна даже близким;
  • словарь не пополняется месяцами;
  • замены звуков и слов очень грубые («ав-ав» вместо «собака» и на этом всё);
  • ребёнок чаще использует жесты, чем слова;

— то это уже повод обратиться к специалистам. Здесь речь идёт не о «лентяйстве», а о ЗПРР.

Чем ЗПРР отличается от «индивидуального темпа»

Главное отличие: при ЗПРР страдает не только произнесение слов, но и понимание речи. Ребёнок не всегда понимает инструкции, у него затруднено формирование фраз, словарь ограничен.

У «поздно говорящих, но здоровых» детей — наоборот: они всё прекрасно понимают, много показывают, активно общаются с помощью мимики и жестов. Просто их речь запускается чуть позже.

Кто поможет разобраться

Мы никогда не говорим родителям: «Подождите, всё само наладится». Наоборот, наша задача — вовремя помочь. И начинаем мы с осмотра, диагностики и составления индивидуальной схемы лечения.

В центре мы используем:

  • Микротоковую рефлексотерапию — активизирует зоны мозга, отвечающие за речь и внимание.
  • Биоакустическую коррекцию — помогает наладить работу мозга и снизить перевозбудимость.
  • Логопедические занятия — формирование словаря, постановка звуков, развитие фразовой речи.
  • Занятия с дефектологом — развитие понимания, мышления, навыков общения.
  • Нейропсихологические упражнения — тренировка памяти, внимания, воображения.

Такой комплекс позволяет не только «вытянуть» речь, но и помочь ребёнку гармонично развиваться в целом.

Клиника для детей с неврологическими нарушениями Реацентр в Санкт-Петербурге

Чем раньше начата помощь, тем быстрее ребёнок догонит сверстников. Если начать лечение в 2–4 года можно создать новые нейронные связи, и речь начнёт активно развиваться.

Если же ждать до школы, то трудности закрепятся: будет тяжело учиться, читать, общаться.

Ребёнок не «ленится» говорить. Если речь не запускается вовремя, это сигнал: стоит проверить, нет ли задержки.

В Реацентре Санкт-Петербург мы помогаем детям с ЗПРР и другими нарушениями развития. Главное — не тянуть, а вовремя обратиться за помощью.