Контрафактные товары, «серые» схемы и отсутствие прозрачности в торговых поставках подтолкнули государство пересмотреть подход к контролю за рынком. Чтобы исключить оборот фальсификата и обезопасить потребителя, была внедрена обязательная маркировка. В связи с этим появились риски для бизнеса — ошибки могут обойтись компаниям очень дорого. В статье расскажем, как устроена идентификация «Честный ЗНАК», как снизить вероятность нарушений.
Что такое маркировка «Честный ЗНАК»
«Честный ЗНАК» — государственная система, предназначенная для цифрового контроля работы с продукцией, подлежащей мониторингу. В основе ее функционирования лежит технология нанесения на товар уникального двухмерного кода, благодаря чему отслеживают движение продукции по логистической цепи.
В индивидуальном идентификаторе зашифрованы сведения о производителе, дате выпуска, серийном номере и других характеристиках. Сканируя код с упаковки, можно проверить происхождение товара, не прибегая к дополнительным инструментам. Отсутствие Data Matrix на товарах, которые подлежат обязательной маркировке, расценивается как нарушение, даже если они произведены законным способом.
Маркировка «Честный ЗНАК» распространяется на продукцию с высоким риском фальсификации: табачные и алкогольные изделия, одежда и обувь, лекарства, молочные продукты, парфюмерия, техника и транспортные средства.
Чтобы знать, подлежит ли маркировке тот или иной товар, нужно сверяться с актуальным перечнем, утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 28.04.2018 № 792-р. Список обновляется каждый год, и если компания продолжает продавать товары без кодов Data Matrix, это может привести к штрафам, конфискации продукции и другим санкциям.
Кто обязан маркировать продукцию
Обязанность наносить маркировку на товар закреплена в Постановлении Правительства РФ от 26 апреля 2019 года № 515. Этот документ устанавливает основные правила работы с отслеживаемыми товарами, требования к срокам и формату передачи данных в систему «Честный ЗНАК».
В зависимости от роли компании в цепи поставок, обязанности различаются. Маркировать продукцию обязаны производители и импортеры — это обязательное условие для ввода продукции в оборот. Оптовые и розничные продавцы, в свою очередь, обязаны отражать движение товаров в системе на всех этапах — от приемки до вывода из оборота. Таким образом, ответственность распределяется по всей цепи поставок. Компании, работающие с маркированной продукцией, обязаны:
- зарегистрироваться в ГИС МТ;
- передавать информацию обо всех операциях с отслеживаемыми товарами в систему «Честный ЗНАК»;
- формировать корректные электронные документы (УПД) с указанием кодов маркировки (КМ);
- соблюдать условия и сроки передачи информации о вводе и выводе КМ из оборота, отгрузке и продаже, списании отслеживаемой продукции;
- обеспечивать работу с маркированными товарами при перебоях с интернетом — в офлайн-режиме, с последующей синхронизацией данных.
Невыполнение этих правил грозит компаниям не только административными штрафами, но и ограничением возможности работать с маркированными товарами.
Виды ответственности за отсутствие маркировки «Честный ЗНАК» и другие нарушения
Обязательная маркировка — новая реальность, с которой сталкиваются все участники товарооборота. Отсутствие Data Matrix на товаре рассматривается как нарушение законодательства, влекущее за собой административную, уголовную и другие формы ответственности. Наказание может быть как за торговлю продукцией без кодов маркировки, так и за несвоевременную передачу данных в систему «Честный ЗНАК».
Административная ответственность
Основной нормативный акт, регламентирующий ответственность за нарушения в сфере маркировки товаров, — Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). В частности, статья 15.12 КоАП РФ прямо предусматривает санкции за продажу или хранение продукции без кодов «ЧЗ»:
- для должностных лиц — штраф от 1 000 до 50 000 рублей;
- для юридических лиц — штраф от 25 000 до 300 000 рублей с конфискацией продукции.
Важно! Факт фиксации кодов маркировки в учетной системе не освобождает от необходимости обеспечить физическое наличие КМ на каждой единице продукции.
Уголовная ответственность
Если будет установлен факт сбыта немаркированной продукции в крупном размере, особенно если это происходило систематически, возможна квалификация нарушения по статье 171.1 УК РФ*. Наказание может быть серьезным:
- штраф до 400 000 рублей;
- исправительные работы;
- лишение свободы до 6 лет.
Особенно внимательно относитесь к работе с подакцизной продукцией (алкоголь, табак), поскольку там контроль и санкции значительно жестче.
Иные последствия
Помимо административных и уголовных мер, компания может столкнуться с рядом дополнительных санкций:
- Блокировка операций в «ЧЗ» (например, невозможность оформить реализацию или отгрузку).
- Отказ контрагентов от сотрудничества — особенно в сетевой и федеральной рознице.
- Претензии со стороны покупателей и возвраты, если они не могут проверить легальность товара.
- Повышенное внимание со стороны контролирующих органов и внеплановые проверки.
Нарушение правил маркировки — не только штрафы, но еще и риски для бизнеса, связанные блокировкой оборота и репутационными потерями.
Как избежать санкций за нарушение требований, предъявляемых к работе с маркировкой «Честный ЗНАК»
Чтобы избежать ошибок при обращении с маркированными товарами, особенно в условиях большого товарооборота, важно правильно организовать товарный учет. С этой задачей отлично справляется терминал сбора данных — портативное устройство, предназначенное для считывания 2D-кодов, сверки с документацией и отправки информации в «Честный ЗНАК».
В связке с надежным программным обеспечением терминал сбора данных помогает автоматизировать приемку, отгрузку и другие операции с отслеживаемыми товарами. Рекомендуем комплексное решение — мобильное приложение DataMobile с дополнительным программным модулем «Маркировка», созданное с учетом требований законодательства.
ПО помогает маркировать изделия, вести учет отслеживаемых товаров с соблюдением правил «ЧЗ» и снизить риски нарушений для бизнеса. Софт позволяет:
- Получать информацию о товаре при сканировании КМ.
- Отправлять запрос в «ЧЗ» на проверку статуса Data Matrix.
- Работать в офлайн-режиме при отсутствии интернет-соединения.
- Проверять соответствие фактических кодов маркировки указанным в документах — как поштучно, так и в групповой упаковке.
- Создавать по готовым шаблонам этикетки с кодами. Приложение позволяет распечатать стикеры на Bluetooth-принтере и нанести маркировку на изделия на складе или в торговой точке.
- Формировать корректные документы с указанием КМ в «1С» и других учетных системах.
Программа DataMobile:
- Подходит для любого типа продукции из перечня товаров, которые подлежат мониторингу — от «молочки» до автопокрышек и одежды.
- Сертифицирована оператором ЦРПТ.
- Совместима с популярными «товароучетками»: «1С:Розница», «1С:Управление торговлей» и другими, а также с системами «ДАЛИОН», «ШТРИХ-М».
- Не требует программирования — настройку бизнес-процессов выполняют в интерфейсе приложения.
- Регулярно обновляется с учетом изменений в законодательстве о маркировке, что позволяет бизнесу оставаться в правовом поле.
Автоматизация учета в условиях обязательной маркировки товаров становится необходимостью для легальной торговли. Ошибки ведут к штрафам, претензиям контрагентов или внеплановым проверкам. Автоматизация на базе программы DataMobile помогает избегать ошибок, соблюдать правила и сроки передачи данных в ГИС МТ, фиксировать этапы движения товаров в полном соответствии с законом.
Обязательная маркировка с каждым годом охватывает все больше категорий товаров, представленных на российском рынке. Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе актуальной информации и решений для бизнеса. О том, как автоматизировать учет маркируемой продукции расскажем в следующей статье.
Ссылки на нормативные правовые акты, упомянутые в статье:
- Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 792-р (ред. от 07.02.2025) <Об утверждении перечня отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации>.
- Постановление Правительства РФ от 26.04.2019 № 515 «О системе маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров» (вместе с «Правилами маркировки товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации», «Положением о государственной информационной системе мониторинга за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации»).
- УК РФ Статья 171.1. Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.