Найти в Дзене
Книжный чайник

Оксана Васякина и Анна Баснер: короткая проза для тех, кто ее не любит

Я терпеть не могу рассказы. Нет, правда, что за мазохизм — погружаться в историю, которая закончится через десять страниц? Особенно когда перед тобой сборник — возникает ощущение, будто воздуха не хватает, только и думаешь: «Ой, сейчас эта история кончится и начнется другая». Поэтому после читанного в детстве Чехова и совершенно случайного знакомства с Абгарян — это третий раз, когда я решаюсь читать короткую прозу. Новое литературное обозрение, 2025 Этот сборник убедил меня, что даже если автор начнет писать флеш-фикшн, я буду это читать. Тексты Васякиной обладают какой-то магией — они всегда о ней, но получается почему-то о нас. «Такого света не было...» — 12 рассказов, сюжетно не связанных, но всех их объединяет одно — главные героини — женщины. Все разные, иногда почти незнакомые: через них автор рефлексирует, а мы вместе с ней. С некоторыми она близка, с некоторыми даже не знакома, но каждая из них задает тон истории. Смотря на них, автор думает о себе, а мы — о женском бытии вче
Оглавление

Я терпеть не могу рассказы. Нет, правда, что за мазохизм — погружаться в историю, которая закончится через десять страниц?

Особенно когда перед тобой сборник — возникает ощущение, будто воздуха не хватает, только и думаешь: «Ой, сейчас эта история кончится и начнется другая».

Поэтому после читанного в детстве Чехова и совершенно случайного знакомства с Абгарян — это третий раз, когда я решаюсь читать короткую прозу.

«Такого света в мире не было до появления N» Оксана Васякина

Новое литературное обозрение, 2025

Этот сборник убедил меня, что даже если автор начнет писать флеш-фикшн, я буду это читать. Тексты Васякиной обладают какой-то магией — они всегда о ней, но получается почему-то о нас.

«Такого света не было...» — 12 рассказов, сюжетно не связанных, но всех их объединяет одно — главные героини — женщины. Все разные, иногда почти незнакомые: через них автор рефлексирует, а мы вместе с ней. С некоторыми она близка, с некоторыми даже не знакома, но каждая из них задает тон истории. Смотря на них, автор думает о себе, а мы — о женском бытии вчера и сегодня.

Вообще Оксана Васякина воспринимается в литпространстве неоднозначно. С одной стороны, она признанный писатель современности, ее работы входили в лонг-лист литературной премии «Дебют», в шорт-лист Премии Андрея Белого и Премии Аркадия Драгомощенко. Она побеждала на премии «Лицей» с поэмой «Когда мы жили в Сибири», а в 2021 году роман «Рана» вошел в короткий список главной в стране литературной премии «Большая книга». Но при этом из-за ее участия в мероприятии это самое мероприятие отменяют, а если вбить в поисковую строку имя и фамилию автора, обязательно упоминается, что автор — феминистка и представитель ЛГБТ.

Какое это отношение имеет к анонсу выпускаемых ею книг, так и остается неясным. 

Тем более, что тексты Оксаны Васякиной совсем не про это: она не морализаторствует, не хвастается и не пытается никому ничего доказывать. Удивительно, но даже при такой социальной к ней оппозиционности ее творчество не мрачно и не озлоблено. И даже страшный рассказ «Жизнь Вики» — не порицание мужской вседозволенности, а просто 37 фактов о жизни женщины в российской действительности.

«Круг, петля, спираль» Анна Баснер

Альпина Паблишер, 2025

Анну Баснер смело можно номинировать в категории «дебютант года»: ее дебютный роман попал в шорт-лист «Большой книги» 2025, а повесть «Последний лист» — лауреат премии «Лицей» текущего года (2 место в «Прозе»).

Еще одна причина, по которой короткая проза — это не мое: мне не нравится их клочковатость. 

Качественно изложить сюжет, чтобы он вписался в рамки рассказа, гораздо труднее, чем создать развернутое повествование в романе. Зачастую именно проработанности мне в них и не хватает.

Все вышесказанное совершенно не относится к текстам Анны Баснер. Ее короткая проза — как маленькие романы, в которые с удовольствием погружаешься. При этом нет ощущения ни недосказанности, ни, напротив, бессмысленной перегрузки. Каждая из трех историй сборника искусно выверены по форме, содержанию и по смыслу.

В авторском стиле мне особенно нравится то, что она пишет о современном мире классическим пером. Ее подход к повествованию основан на традиционных приемах: истории начинаются сначала, сюжетные крючки и литературные приемы, вопреки модной писательской тенденции, используются дозировано и выступают средством повествования, а не целью.

«Приамовы серёжки» — история, открывающая сборник. Восьмилетняя Люша, под впечатлением от книги Генриха Шлимана «Золото Трои», прочитанной на даче, ночью прячет клад — мамины золотые украшения. Найдутся серёжки лишь спустя годы, когда судьба по кругу вернёт её на ту же дачу.

«Последний лист» — та самая повесть, завоевавшая признание жюри премии «Лицей», — рассказывает историю Таси длиною в жизнь. Анна Баснер помещает в короткую прозу целый семейный роман: с тайнами и загадками прошлого, неожиданными поворотами и обескураживающим финалом.

«Слишком мертвых не бывает» — история Теодора и Мейв, ставшими за семь лет брака чужими друг другу Федором и Марией. Выверенным языком описанная обыденность взаимного разрушения двух молодых людей, любивших друг друга когда-то. 

Art by Lucian Stanculescu
Art by Lucian Stanculescu

Два автора, две разные вселенные короткой прозы, но обе достойные внимания. Васякина, выворачивающая наизнанку женскую душу, заставляющая думать о себе через призму чужих историй. Баснер, плетущая кружево классического повествования о современной жизни, где каждый рассказ — маленький, но полноценный мир.

Стоит ли бояться короткой прозы? После знакомства с этими двумя авторами — определенно нет. И если Васякина — это скорее исповедь, разговор по душам, то Баснер — это тщательно выстроенный лабиринт, где в каждом повороте ждет неожиданное открытие. Выбирайте, что вам ближе, или попробуйте оба этих пути.

В любом случае скучно не будет.