Найти в Дзене

Капитан 1-го ранга Борис Германович Брандт: жизнь, разорванная революцией

Продолжаю публикацию о династии Тюлевых - офицеров Росийского императорского Флота.Родоначальник династии военных моряков Русского Императорского Флота, Федор Александрович Тюлев выходец из старинного поморского рода, -прошёл путь от флотского механика до генерал-лейтенанта. Федор Александрович и жена его, Анастасия Семеновна, в девичестве Тюлева, родили и воспитали четырех сыновей: Павла, Федора, Сергея, Александра, и единственную дочь Екатерину. Истории жизни братьев Тюлевых я описала в предыдущих публикациях Все сыновья избрали военную стезю, кто - флотскую, кто сухопутную, кавалерийскую. Екатерина не стала нарушать семейные традиции и привела в семью мужа из флотских, выйдя замуж за инженер-механика Бориса Германовича Брандта. Вместе они прожили недолго, 15 лет. Их семейную жизнь разрушила 1-я мировая война и революция, раскидавшая супругов по разным странам и навсегда разлучившая их. Но 7 февраля 1899 года, во время венчания в соборе Святого Апостола Андрея (Андреевский собор) К

Продолжаю публикацию о династии Тюлевых - офицеров Росийского императорского Флота.Родоначальник династии военных моряков Русского Императорского Флота, Федор Александрович Тюлев выходец из старинного поморского рода, -прошёл путь от флотского механика до генерал-лейтенанта.

Федор Александрович и жена его, Анастасия Семеновна, в девичестве Тюлева, родили и воспитали четырех сыновей: Павла, Федора, Сергея, Александра, и единственную дочь Екатерину.

Истории жизни братьев Тюлевых я описала в предыдущих публикациях

Все сыновья избрали военную стезю, кто - флотскую, кто сухопутную, кавалерийскую.

Екатерина не стала нарушать семейные традиции и привела в семью мужа из флотских, выйдя замуж за инженер-механика Бориса Германовича Брандта. Вместе они прожили недолго, 15 лет. Их семейную жизнь разрушила 1-я мировая война и революция, раскидавшая супругов по разным странам и навсегда разлучившая их.

Но 7 февраля 1899 года, во время венчания в соборе Святого Апостола Андрея (Андреевский собор) Кронштадта, счастливые новобрачные 21-летний “сын коллежского асессора Борис Германов Брандт , православного исповедания, и дочь Флагманского инженер-механика девица Екатерина Федорова Тюлева, девица, православного исповедания, 20 лет”, надеялись на долгое семейное счастье и не ведали, какие испытания уготовит им приближающийся ХХ век..

Восприемниками по жениху были студент Санкт-Петербургского университета Герман Германович Брандт, брат жениха, и старший воспитанник Морского Инженерного училища Императора Николая 1-го Николай Константинович Перекрестов. По невесте: коллежский секретарь Василий Васильевич Катков (двоюродный брат невесты) и ее родной брат “сын дворянина Павел Федорович Тюлев”. Всё свои: друзья, родные и близкие люди, блестящая молодёжь Русского Императорского флота.

Запись в Метрической книге собора Св. апостола Андрея Первозванного (Андреевский собор)  Кронштадта о бракосочетании: сын коллежского асессора Борис Германов Брандт, 21 лет, православного исповедания, и дочь Флагманского инженер-механика Екатерина Федорова Тюлева, девица, православного исповедания, 20 лет”,ЦГИА СПб. ф.19 оп.126 д.1660. л.73
Запись в Метрической книге собора Св. апостола Андрея Первозванного (Андреевский собор) Кронштадта о бракосочетании: сын коллежского асессора Борис Германов Брандт, 21 лет, православного исповедания, и дочь Флагманского инженер-механика Екатерина Федорова Тюлева, девица, православного исповедания, 20 лет”,ЦГИА СПб. ф.19 оп.126 д.1660. л.73

Борис Германович Брандт, родившийся 1 февраля 1878 года в Санкт-Петербурге, учащийся реального училища Карла Мая в 1894-1895 годов, так же как и отец невесты, обучался в Морском инженерном училище. В службе он с 1897 года. В 1900 году, по окончании училища, получил назначение инженера-механика флота и направлен в 1-й Балтийский флотский экипаж. Вскоре, в том же 1900 году он произведен в младшие инженеры-механики.

Флотская карьера Бориса Брандта продолжилась на бронепалубном крейсере «Новик» - самом современном и быстроходном “малом крейсере” русского флота. Этот корабль был построен по проекту немецкой фирмы Schichau в Данциге в рамках принятой в 1898 году дополнительной программы усиления флота «Для нужд Дальнего Востока». Тактико-техническое задание (ТТЗ) на проектирование уникального экспериментального малого крейсера разработал русский Морской технический комитет. Строить начали в декабре 1899 года.

Торжественный спуск на воду крейсера "Новик". 2 августа 1900 г.
Торжественный спуск на воду крейсера "Новик". 2 августа 1900 г.

12 мая 1901 года практически завершённый постройкой крейсер неофициально посетил кайзер Вильгельм II, одарив офицеров крейсера своим портретом на память.2 августа 1900 года в 13:00 состоялся торжественный спуск крейсера на воду.

Германский кайзер Вильгельм  перед командой строящегося крейсера "Новик"
Германский кайзер Вильгельм перед командой строящегося крейсера "Новик"

После заводских испытаний в Германии “Новик” перешёл на зимовку к стенке Балтийского завода в Санкт- Петербурге. В полдень 4 декабря 1901 года на крейсере были подняты флаг и вымпел, и он начал кампанию.

И в тот же день, 4 декабря 1901 года, Борис Брант принял свою первую должность: трюмного механика на “Новике”. По Морскому Уставу 1885 года “трюмный механик назначается в помощь старшему механику корабля для надзора за устройствами непотопляемости и водоотливными средствами, и несет наравне съ прочими механиками всю корабельную службу. При постройке корабля трюмный механик присутствует при испытании водонепроницаемости перегородок и отделений трюма”.

Офицеры крейсера «Новик» год. Слева направо (1-й ряд): мичман С. П. Бурачек, лейтенант Ф. Н. Иванов, капитан 2-го ранга П. Ф. Гаврилов, судовой врач Е. В. Емельянов, старший судовой механик К. Р. Тирштейн; (2-й ряд): трюмный механик Б. Г. Брандт, мичман Г. П. Иванов, лейтенанты К. А. Порембский, П. П. Екимов, А. А. Хоменко, мичманы В. А. фон Нидермиллер, К. Д. Ордовский-Танаевский *
Офицеры крейсера «Новик» год. Слева направо (1-й ряд): мичман С. П. Бурачек, лейтенант Ф. Н. Иванов, капитан 2-го ранга П. Ф. Гаврилов, судовой врач Е. В. Емельянов, старший судовой механик К. Р. Тирштейн; (2-й ряд): трюмный механик Б. Г. Брандт, мичман Г. П. Иванов, лейтенанты К. А. Порембский, П. П. Екимов, А. А. Хоменко, мичманы В. А. фон Нидермиллер, К. Д. Ордовский-Танаевский *

Весь 1902 год проводились прогрессивные испытания крейсера. От момента начала работ и до вступления «Новика» в состав Российского императорского флота прошло всего 2 года и 4 месяца.

23 апреля 1902 года, спустя без малого год после первого выхода в море, на крейсере «Новик» были завершены официальные испытания на полный ход. На них «Новик» за пять пробегов на мерной миле развил среднюю скорость 25,08 узлов. На этот момент крейсер «Новик» стал самым быстроходным в мире. Это был многоцелевой крейсер - ближний эскадренный разведчик, «бронированный лидер миноносцев», контр-миноносец, миноносный крейсер-«охотник», способный самостоятельно искать, выбирать цель и атаковать её, высокопроизводительный постановщик минных заграждений в открытом море. Но основным его предназначением стала функция разведчика при эскадре. Повышенная скорость требовалась ему, чтобы он мог оторваться от противника и доставить своему командованию разведданные (в ту пору радиосвязь была ещё слишком несовершенной и действовала лишь на небольшие расстояния).

Но ради рекордной скорости «Новика» пришлось пожертвовать прочностью корпуса и огневой мощью крейсера, что в дальнейшем стало для него фатальным.

Крейсер "Новик" на Неве около Балтийского завода.1902 год
Крейсер "Новик" на Неве около Балтийского завода.1902 год

После прибытия в Кронштадт 18 мая 1902 года крейсер стали готовить к отправке на Тихий океан.14 сентября 1902 года крейсер под командованием капитана 2-го ранга П. Ф. Гаврилова вышел из Кронштадта курсом на Дальний Восток.

2 апреля 1903 г. крейсер «Новик» прибыл в Порт-Артур и был включён в состав русской эскадры Тихого океана, которой командовал вице-адмирал О. В. Старк. Его ждала славная и трагическая судьба. К началу русско-японской войны 1904-1905 годов бронепалубный крейсер 2 – го ранга «Новик» находился в Порт-Артуре в составе основных сил Тихоокеанского флота. В годы войны крейсер, прозванный "истребителем истребителей", прославился не меньше "Варяга" и "Рюрика". Этот корабль был любимым крейсером командующего флотом вице-адмирала Степана Осиповича Макарова. Именно на “Новике” адмирал поднял свой флаг, когда пытался отбить окруженный неприятелем и гибнущий миноносец “Стерегущий”.

Экипаж “Новика” славно потрудился в ходе обороны Порт-Артура, а потом сумел вырваться из обречённой крепости. 28 июля 1904 года, во время боя в Жёлтом море, крейсер «Новик», получив три надводные пробоины, прорвался в порт Циндао. Прорыв крейсера «Новик» описан в романе В. Пикуля «Каторга», а также в романе А. Степанова «Порт-Артур».

Затем крейсер обогнул Японию по Тихому океану, вдоль восточных берегов Японии. Переход этот занял десять дней, и в семь часов утра 7 августа (20-го по новому стилю) показалась родная земля – южный берег острова Сахалин. «Новик» бросил якорь у поста Корсаковский для пополнения запасов угля. Но, не успев пополнить запасы угля (взять бункер), крейсер был вынужден принять бой с японским крейсером «Цусима». В ходе 70-минутного боя крейсер получил три попадания ниже и два выше ватерлинии, а также более десяти в надстройку (2 убитых, 17 раненых, из которых скончались ещё 2 моряка). В свою очередь, «Новик» нанёс одну подводную пробоину, в результате чего на «Цусиме» возник значительный крен, и она была вынуждена выйти из боя для исправления повреждений.

Капитан М. Ф. фон Шульц, получив данные радиоперехвата о приближении японского бронепалубного крейсера «Читозе» и понимая, что выход из залива Анива заблокирован врагом, велел затопить крейсер на глубине девяти метров, рассчитывая, что после войны его легко можно будет поднять. Крейсер лёг на грунт в 23 часа 30 минут у Корсаковского поста. Капитан, разумеется, не мог и предположить, что через год Сахалин будет оккупирован японцами, а его южная часть по Портсмутскому мирному договору отойдёт Японии…

Русский крейсер «Новик» после затопления в заливе Корскова, Сахалин. После подписания Портсмутского мира и передачи Японии Южного Сахалина, крейсер «Новик» был поднят японцами 16 июля 1906 года. После проведения восстановительного ремонта он вошел в состав японского флота под названием "Suzuya"
Русский крейсер «Новик» после затопления в заливе Корскова, Сахалин. После подписания Портсмутского мира и передачи Японии Южного Сахалина, крейсер «Новик» был поднят японцами 16 июля 1906 года. После проведения восстановительного ремонта он вошел в состав японского флота под названием "Suzuya"

Но трюмный механик Борис Брандт не участвовал в этом сражении. После отправки “Новика” на Дальний Восток, его, молодого флотского инженера, проявившего хорошие технические и организаторские способности, прикомандировали к Пароходному заводу в Кронштадте.

Основанный в 1858 году, этот завод в начале 1860-х гг. занимался переоснащением уже существующих парусных кораблей Балтийского флота в паровые. В дальнейшем сложилось разделение труда: закладка и строительство броненосцев и других кораблей осуществлялась на верфях Санкт-Петербурга, достройка, наладка и доводка производилась в Кронштадте с участием Пароходного завода.

Начало русско-японской войны застало русский флот в состоянии неготовности. Программа строительства боевых кораблей не была завершена. Часть кораблей и судов достраивались или проходили заводские испытания. Блокада в Порт-Артуре 1-й Тихоокеанской эскадры, потеря в сражении у Чемульпо крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец» стали причинами попыток Петербурга кардинально изменить положение на театре боевых действий. В апреле 1904 года для деблокирования в Порт-Артуре Тихоокеанской эскадры, названной Первой , в спешном порядке формировалась Вторая. В нее должны были войти, помимо достраивавшихся кораблей по программе 1898 г., часть кораблей Балтийского флота и 7 крейсеров, которые намечалось купить за границей.

В работе по подготовке кораблей Второй эскадры был задействован и Борис Брандт. Вторая Тихоокеанская эскадра покинула последний русский порт на Балтике, Либаву, 2 октября 1904 года.

А через два дня, 4 октября 1904 года, вышел императорский указ о присуждении Высочайших наград:

“Государь Императоръ, 4-го октября 1904 г., Всемилостивѣйше соизволилъ пожаловать нижепоименованнымъ лицамъ морского вѣдомства, за особо-усердные труды по изготовленію судовъ 2-й эскадры флота Тихаго океана къ плаванію, ордена:
корпуса корабельных инженеров:
исправляющему должность механика пароходнаго завода, корпуса инженеръ-механиковъ флота младшему инженеръ-механику Брандту — св. Станислава 3-й степени;”
Страница с приказом о награждении инженер-механика флота младшего инженер-механика Брандта орденом  св. Станислава 3-й степени; Иллюстрированная летопись Русско-Японской войны : (по официальным данным, сведениям печати и показаниям очевидцев) : с картами и планами, портретами, изображениями боевых эпизодов, рисунками из военно-походного быта : Вып. 1-21 / издание редакции "Нового журнала иностранной литературы" (Ф. И. Булгакова). - Санкт-Петербург : типография А. С. Суворина, 1904-1905. Стр.15
Страница с приказом о награждении инженер-механика флота младшего инженер-механика Брандта орденом  св. Станислава 3-й степени; Иллюстрированная летопись Русско-Японской войны : (по официальным данным, сведениям печати и показаниям очевидцев) : с картами и планами, портретами, изображениями боевых эпизодов, рисунками из военно-походного быта : Вып. 1-21 / издание редакции "Нового журнала иностранной литературы" (Ф. И. Булгакова). - Санкт-Петербург : типография А. С. Суворина, 1904-1905. Стр.15

Незадолго до этого в семье Брандтов произошло знаменательное событие: Екатерина Федоровна Брандт 12 августа 1904 года родила сына, которого 3 сентября 1904 крестили в Кронштадтской Морской Богоявленской церкви и нарекли Леонидом. Первый ребенок - дочь Екатерина- родилась в положенный срок после свадьбы, в 1899 году. Всего у четы Брандт родилось трое детей: Леонид, Сергей и Екатерина. Но, к сожалению, мне не удалось обнаружить никаких документов, указывающих дату рождения сына Сергея, поэтому неизвестно, был ли Леонид старшим из сыновей.

Запись в Метрической книге Кронштадтской Морской Богоявленской церкви о крещении Леонида, "сына младшего инженер-механика флота Бориса Германовича Брандта и законной жены его, Екатерины Федоровны". Родился 12 августа 1904г, крещен 3 сентября 1904 г. ЦГИА СПб. Фонд 19. Опись 128. Дело 752. Л.722
Запись в Метрической книге Кронштадтской Морской Богоявленской церкви о крещении Леонида, "сына младшего инженер-механика флота Бориса Германовича Брандта и законной жены его, Екатерины Федоровны". Родился 12 августа 1904г, крещен 3 сентября 1904 г. ЦГИА СПб. Фонд 19. Опись 128. Дело 752. Л.722

В 1904 году было объявлено о переименовании инженеров-механиков флота из званий в военные чины и об изменении положения об инженерах-механиках флота". Затем циркуляром начальника Главного морского штаба был объявлен "Свод главных постановлений об инженерах-механиках флота", который, в частности, гласил: "В корпусе инженеров-механиков флота устанавливаются следующие чины: 1) генеральские: генерал-лейтенант и генерал-майор; 2) штаб-офицерские: полковник и подполковник, и 3) обер-офицерские: капитан, штабс-капитан, поручик и подпоручик".

В результате, уже в 1905 году генерал-майором стал тесть Бориса Брандта Ф.А. Тюлев, а Борис Брандт - штабс-капитаном.

Служба его шла поступательно, и была отмечена наградами: 22 апреля 1907 он получил орден Св.Анны 3-й степени, в 1910-м - Серебряный знак по окончании курса Морского Инженерного училища Императора Николая I , и Светло – бронзовую медаль “В память 300-летия царствования Дома Романовых” в 1913-м.

Со временем роль и значение деятельности инженеров-механиков продолжали неуклонно возрастать.В Морском ведомстве становилось все более ясным, что рамки Корпуса инженеров-механиков очень тесны и необоснованно отделяются от строевых офицеров флота. Было решено упразднить эти рамки. В результате в 1913 году инженеров-механиков Корпуса переименовали в инженеров-механиков флота. Корпус инженеров-механиков как обособленная часть офицерского состава российского флота перестал существовать и перешел в новое качество. Инженеры-механики стали равноправными офицерами флота. Они получили звания морских офицеров с добавлением «инженер-механик», что уравняло их с морскими офицерами и в общих преимуществах, и в льготах военнослужащих.

Поэтому Брант, бывший в чине подполковника с 25 марта 1912 года, после этого переименования стал инженером - механиком капитаном 2-го ранга (28 марта 1913). Он числился за 1-м Балтийским флотским экипажем наблюдателем no механической части за постройкой кораблей.

В 1909 году он стал старшим судовым механиком эскадренного миноносца «Забайкалец», на котором прослужил четыре года (1909 - 1913). Под его руководством корабль вскоре после спуска на воду прошел кардинальную модернизацию силовой установки.

За несколько лет до начала 1-й Мировой войны Военное министерство России несколько крейсеров на верфях Киля и Ганновера (немецкие судостроители строили быстро и надежно). Бориса Германовича откомандировали в 1912 году осуществить их приемку для Черноморского Флота. В том же 1912 году Борис Брандт получил чин подполковника.

С началом 1-й Мировой войны 18 августа 1914 года Брандт был командирован старшим наблюдающим пo механической части по по закупкам морского ведомства в Англию. В Российском Государственном архиве ВМФ сохранилась копия рапорта инженер-механика капитана 2-го ранга Брандта от 3/16 ноября 1914 года начальнику механического отдела Главного Управления кораблестроения за № 739 о разработке проекта организации наблюдения за изготовлением и приемкой механизмов на английских заводах, о заказе приборов управления артиллерийским огнем системы Поллена, буксирных пароходов:

“Представляю при сем на благоусмотрение Вашего Превосходительства проект организации дел наблюдения и приемок по Механической Части на заводах Великобритании, так как осуществление подобного проекта было бы в настоящее время крайне необходимо и полезно для дела.
Подобная организация дала бы возможность вести дела наблюдения и приемок однообразно и с наибольшей опытностью. Правильное распределение всех приемщиков на многочисленных заводах Великобритании дало бы возможность использовать наличный технический персонал наиболее рациональным образом, причем производительность приемщиков от этого повысится, а ценный материал и опыт, приобретенный различными приемщиками на многих заводах будет сконцентрирован в одном месте и может быть надлежащим образом использован.
Осуществление подобной организации не требует никакой затраты денежных средств /необходимо лишь сделать несколько административных распоряжений, а потому было бы весьма желательно теперь же создать ее, о чем и прошу особого ходатайства Вашего Превосходительства.
Инженеръ-Механикъ Капитанъ 2-го ранга Брандтъ.г.Глазговъ”

(Глазго, Шотландия).

Копия рапорта инженер-механика капитана 2-го ранга Брандта от 3/16 ноября 1914 года за № 739. РГАВМФ .Ф. №418, Морской Генеральный штаб г. Петроград (1906-1918). Оп. №1, Оперативный отдел (1906-1917 г.г.). Д.№4549, Переписка с военно-морским агентом в Англии о разработке проекта организации наблюдения за изготовлением и приемкой механизмов на английских заводах
Копия рапорта инженер-механика капитана 2-го ранга Брандта от 3/16 ноября 1914 года за № 739. РГАВМФ .Ф. №418, Морской Генеральный штаб г. Петроград (1906-1918). Оп. №1, Оперативный отдел (1906-1917 г.г.). Д.№4549, Переписка с военно-морским агентом в Англии о разработке проекта организации наблюдения за изготовлением и приемкой механизмов на английских заводах

25 августа 1917 года, в самый разгар кризиса Временного правительства Б.Брандт каким-то образом смог на короткое время приехать в столицу и снял семье квартиру в доме № 8 по 19-й линии Васильевского Острова, принадлежащем крестьянину И. И.Богомолову (напомню, что в Российской империи крестьянин - это не профессия, а сословие). “Договор найма квартиры инженером-механиком капитаном 2-го ранга Б. Г.Брандтом”, находится в фондах Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

Квартира была отличной: “на втором этаже, из четырёх комнат, передней и кухни, с проведенною водой, одним ватерклозетом, 6 окнами и 1 окном во двор, отдельным чердаком и общей прачешною”.

Условие найма квартиры инженером-механиком капитаном 2-го ранга Б. Г.Брандтом в доме № 8 по 19 линии Васильевского Острова, принадлежащем крестьянину И. И.Богомолову. 1917г, Петроград.Номер в Госкаталоге 54424256. Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Условие найма квартиры инженером-механиком капитаном 2-го ранга Б. Г.Брандтом в доме № 8 по 19 линии Васильевского Острова, принадлежащем крестьянину И. И.Богомолову. 1917г, Петроград.Номер в Госкаталоге 54424256. Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Дом этот сохранился и даже номер его не изменился. Этот большой красивый был построен на участке №8 в 1910 году по заказу его владельца графа В.А.Буксгевдена. На месте деревянных строений архитектор Н.И.Алексеев возвел шестиэтажный доходный дом в стиле модерн. Для отделки фасада он использовал керамическую плитку разных цветов, битый камень, цветную штукатурку. Писатель А.Н.Толстой, описывая квартиру героя романа "Хождение по мукам" И.Телегина писал: "На Васильевском острове в только что отстроенном доме по 19 линии, на пятом этаже помещалась Центральная станция по борьбе с бытом" в квартире инженера Ивана Ильича Телегина. Исследователи творчества писателя считают, что автор имел в виду этот дом или дом №14.

Стоила аренда квартиры 678 рублей в год, - в пересчёте с царских рублей на современные это порядка 4 543 222 рублей, в месяц по 68 рублей (455,6 тысяч нынешними). Как видим, инженер-механик постарался устроить семью в просторной, с высочайшими для того времени удобствами, квартире в доме, как сказали бы сейчас, премиум-класса.

Петербург, 19-я линия Васильевского острова, д.8. В этом доме с 25 августа 1917 года по 25 августа 1918г. проживала семья инженера-механика, капитана 1-го ранга Б.Г.Брандта
Петербург, 19-я линия Васильевского острова, д.8. В этом доме с 25 августа 1917 года по 25 августа 1918г. проживала семья инженера-механика, капитана 1-го ранга Б.Г.Брандта

Через три дня, после заключения договора аренды, 28 августа начался корниловский мятеж и завертелось кровавое колесо русской истории…

Брандт возвратился в Англию, а семья прожила в квартире чуть больше года. Буквально за две недели до октябрьских событий, 18 октября 1917 года, очевидно, понимая, что дальнейшая жизнь в мятежном Петрограде, сотрясаемом забастовками, митингами, с нехваткой продовольствия, будет ещё сложнее, жена Бориса Германовича, Екатерина Федоровна Брандт, выдала доверенность на управление квартирой мещанке А М. Давыдовой, уроженке города Тетюши Казанской губернии. А сама с детьми уехала переждать тревожные время в Екатеринодар, к родственникам.

Доверенность на управление квартирой N 36 в доме № 8 по 19 линии Васильевского Острова, выданная нанимателем - женой инженера-механика капитана 2-го ранга Е.Ф. Брандт А М. Давыдовой.г. Петроград.18.10.1917г.Номер в Госкаталоге 54424128. Государственный музей истории Санкт-Петербурга
Доверенность на управление квартирой N 36 в доме № 8 по 19 линии Васильевского Острова, выданная нанимателем - женой инженера-механика капитана 2-го ранга Е.Ф. Брандт А М. Давыдовой.г. Петроград.18.10.1917г.Номер в Госкаталоге 54424128. Государственный музей истории Санкт-Петербурга

Дальше в жизни Брандта - с 1917 по 1921 год - наступает смутный период. Где он находился в эти годы, неясно. В деле по исключении из ВКП(б) его сына Сергея к грехам его отца, бывшего военно-морского инженера отнесено и «участие в оккупации г. Архангельска», то есть в кратковременной десантной операции англичан на побережье Баренцева и Белого морей в 1918 году. Однако в документе обвинения НКВД Сергея Брандта не значится никакой службы его отца в вооруженных силах Великобритании. Судя по всему, Борис Германович высадился с англичанами в надежде вывезти свою семью из революционного Петрограда.

Но найти и вывезти близких за пределы Советской республики ему не удалось.

Личный дворянин, царский офицер, Борис Брандт понимал, что ничего хорошего в стране победившего пролетариата его не ждет, и остался в Англии. По окончании гражданской войны и установления дипломатических связей СССР с Великобританией ему удалось связаться с близкими. До 1926 года он переписывался с сыном, и до 1928 - отправлял жене посылки и денежные переводы в Ленинград. Потом над страной стал опускаться железный занавес, и связи прервались. Уже навсегда…

К лету 1921 года он числится на службе в Англии, в 1924–1930 член Общества бывших воспитанников Морского инженерного училища в Париже. На 2 декабря 1932 года адрес его места жительства: Мортлейк-роуд, 97, Кью-Гарденс, графство Суррей. Мортлейк (Mortlake) — сейчас это лондонский пригородный район Ричмонд-апон-Темс, расположенный на южном берегу реки Темзы между Кью и Барнсом. В30-е годы прошлого века это была пригородная деревня, известная с Х века, рядом с Ричмонд-парком и дворцом Хэмптон-Корт.

Дом на Мортлейк-роуд, 97, Кью-Гарденс, Англия, в котором инженер-механик капитан 1-го ранга Б.Г. Брандт  провел последние годы жизни
Дом на Мортлейк-роуд, 97, Кью-Гарденс, Англия, в котором инженер-механик капитан 1-го ранга Б.Г. Брандт провел последние годы жизни

Умер Борис Германович Брандт 30 октября 1939 в Лондоне на 62-м году жизни. Панихида прошла в Русской православной церкви в Виктории, а погребение - на Новом кладбище Фулхэма (второе название North Sheen Cemetery) в лондонском районе Ричмонд-апон-Темс,расположенном недалеко от улицы, где он жил.

Сообщение о смерти было опубликовано в парижской газете "Последние новости". № 6668. 30.06.1939».

Собщение о смерти Б.Г.Брандта в английской газете
Собщение о смерти Б.Г.Брандта в английской газете

Борису Германовичу Брандту не суждено было больше увидеть на этом свете своих близких. Жена его Екатерина Федоровна пережила супруга всего на три года.

К началу войны она жила на проспекте Красных Командиров( до революции - Измайловский проспект). Умерла в самый тяжёлый период блокады, в январе 1942 года.

Место захоронения неизвестно…

Перипетии жизни его детей я опишу в следующей публикации.

ИСТОЧНИКИ:

  • Волков С.В. Офицеры флота и морского ведомства: Опыт мартиролога. - М. Русский путь, 2004. Стр.63
  • Емелин А. Ю. На крейсере «Новик». СПб.: изд-во «Гангут»
  • Сергей Брандт: социально чуждый политработник. https://berdskasloboda.ru/sergej-brandt-socialno-chuzhdyj-politrabotnik/

А.Аллилуев. Крейсер «Новик».

Крейсер «Новик»
  • Иллюстрированная летопись Русско-Японской войны : (по официальным данным, сведениям печати и показаниям очевидцев) : с картами и планами, портретами, изображениями боевых эпизодов, рисунками из военно-походного быта : Вып. 8/ издание редакции "Нового журнала иностранной литературы" (Ф. И. Булгакова). - Санкт-Петербург : типография А. С. Суворина, 1904-1905. 
  • Копия рапорта инженер-механика капитана 2-го ранга Брандт от 3/16 ноября 1914 года за № 739. РГАВМФ, Фонд №418, Морской Генеральный штаб г. Петроград (1906-1918). Опись: №1, Оперативный отдел (1906-1917 г.г.) Дело № 4549, Переписка с военно-морским агентом в Англии о разработке проекта организации наблюдения за изготовлением и приемкой механизмов на английских заводах, о заказе приборов управления артиллерийским огнем системы Поллена, буксирных пароходов и др.
  • Список старшинства офицерских чинов Флота и Морского ведомства. Часть I. Издание Главного Управленія поделам личного состава Флота.Петроград. ВоеннаяТипография (въ зданіи Главного Штаба).1917.
  • Лубянов. А. 160 лет образования Корпуса инженеров-механиков // Флаг Родины. 13 января 2015 г.
  • Ефремов С. Важная веха в истории флота // Морской сборник. 1991. №11. С.87-91.
  • Шугалей И. Река, из которой мы вышли давно… О званиях личного состава царского флота // Боевая вахта. 19 сентября 1992 г.
  • Волков С. Русский офицерский корпус. М.: Центрполиграф, 2003. С. 138-144.
  • Книга памяти «Блокада, 1941–1944», том 4

© Марина Мозжерова 2025г.