Найти в Дзене
События прошлого

1 сентября - Впервые на телеэкране появилась передача «Спокойной ночи, малыши!»

Телепередача «Спокойной ночи, малыши!» — это гораздо больше, чем просто детская программа. Это культурный феномен, многолетняя традиция, общий детский опыт для нескольких поколений жителей огромной страны. Она стала неотъемлемой частью ритуала отхода ко сну, своеобразной телевизионной колыбельной, которая утешала, воспитывала и учила добру миллионы детей на протяжении почти шести десятилетий. Идея создания вечерней программы для самых маленьких зрителей родилась в главной телередакции СССР — в Госкомитете по радиовещанию и телевидению. Главным инициатором считается редактор по детским программам Валентина Федорова. По легенде, идею ей подсказала поездка в ГДР, где она увидела мультфильм о песочном человечке (Sandmännchen), который приходил к детям перед сном. Первый выпуск программы вышел 1 сентября 1964 года. Первые выпуски были выполнены в виде статичных картинок с закадровым текстом. Вскоре формат стал меняться: появились кукольные спектакли и первые мультфильмы. Но настоящий успех
Оглавление

Телепередача «Спокойной ночи, малыши!» — это гораздо больше, чем просто детская программа. Это культурный феномен, многолетняя традиция, общий детский опыт для нескольких поколений жителей огромной страны. Она стала неотъемлемой частью ритуала отхода ко сну, своеобразной телевизионной колыбельной, которая утешала, воспитывала и учила добру миллионы детей на протяжении почти шести десятилетий.

История создания: Как всё начиналось

Идея создания вечерней программы для самых маленьких зрителей родилась в главной телередакции СССР — в Госкомитете по радиовещанию и телевидению. Главным инициатором считается редактор по детским программам Валентина Федорова. По легенде, идею ей подсказала поездка в ГДР, где она увидела мультфильм о песочном человечке (Sandmännchen), который приходил к детям перед сном.

Первый выпуск программы вышел 1 сентября 1964 года. Первые выпуски были выполнены в виде статичных картинок с закадровым текстом. Вскоре формат стал меняться: появились кукольные спектакли и первые мультфильмы. Но настоящий успех и узнаваемый формат пришли к программе с появлением главных героев — кукольных персонажей, ведущих диалоги с детьми и друг с другом.

Легендарные ведущие и герои

Сердцем передачи стали не люди, а куклы, созданные мастерской Сергея Образцова и пришедшие в программу в конце 1960-х годов.

Главные кукольные персонажи:

  • Хрюша: Непоседливый, немного капризный и упрямый поросенок, который часто хулиганил и не хотел ложиться спать. Он был самым «ребяческим» персонажем, на примере которого разбирались многие ошибки.
  • Степашка: Добрый, воспитанный, любознательный зайчик, который всегда слушался старших и много читал. Часто выступал в роли «правильного» друга Хрюши.
  • Филя: Эрудированный, немного меланхоличный и очень добрый пес. Самый старший и рассудительный из компании.
  • Каркуша: Ворона, которая появилась позже других, в 1980-х годах. Энергичная, немного суетливая, но очень отзывчивая болтушка.
  • Мишутка: Появился как заменяющий персонаж, но позже стал полноправным членом компании.

Человеческие ведущие: Не менее важной частью передачи были добрые и мудрые «взрослые» ведущие, которые общались с куклами как с детьми. Их образы были лишены назидательности, они были скорее старшими друзьями. Имена этих ведущих стали нарицательными:

  • Анна Шилова (дольше всех вела программу)
  • Валентина Леонтьева («Тётя Валя» — символ добра для всей страны)
  • Татьяна Веденеева
  • Татьяна Судец
  • Юрий Григорьев
  • Юрий Николаев
  • Дмитрий Хаустов
  • Ангелина Вовк
  • Виктор Бохон (дядя Витя)

Их спокойные, уютные голоса и манера общения стали эталоном для поколений.

Формат и философия: Больше, чем мультик

Формат программы был простым и гениальным. Каждый выпуск длился ровно 10 минут (позже — 15) и строился по четкой схеме:

  1. Вступление: Знакомые заставки и легендарная песня «Спят усталые игрушки» (композитор Аркадий Островский, поэтесса Зоя Петрова, первым исполнителем был Олег Анофриев, а с 1960-х и по сей день — Анна Гуляренко).
  2. Проблемная ситуация: Куклы-персонажи в своей комнате начинали обсуждать какую-либо бытовую или моральную проблему: нежелание убирать игрушки, жадность, страх темноты, ложь, важность мытья рук перед едой и т.д.
  3. Поучительный мультфильм: В кульминационный момент обсуждения включался мультфильм (чаще всего отечественный, реже — зарубежный), который наглядно и ненавязчиво показывал решение этой проблемы.
  4. Заключение: После мультфильма герои вместе с ведущим делали выводы, мирились, если ссорились, и желали друг другу спокойной ночи.

Философия программы заключалась в мягком, ненавязчивом воспитании через игру и сказку. Она учила детей дружбе, честности, справедливости, уважению к старшим и любви к животным.

Культурное значение и ностальгия

«Спокойной ночи, малыши!» стала настоящим социальным скреплением.

  • Ритуал: Для миллионов семей просмотр передачи стал обязательным вечерним ритуалом, сигналом ко сну. Родители были спокойны: после финальной песенки пора в кровать.
  • Общий культурный код: Фразы героев, песня из заставки, образы ведущих стали частью общего культурного кода для целых поколений, рожденных в СССР и России.
  • Стабильность: Программа пережила распад СССР, смену политических эпох, экономические кризисы и продолжала выходить в эфир, оставаясь островком привычного добра и стабильности в меняющемся мире.
  • Ностальгия: Для взрослых людей звуки заставки программы вызывают сильнейшую ностальгию по беззаботному детству, создавая «эффект Пруста» — мощное погружение в прошлое.

Программа «Спокойной ночи, малыши!» — это уникальный пример телевизионного проекта, который выполнял не только развлекательную, но и глубокую воспитательную и психологическую функцию. Она стала настоящим «телевизионным одеялом» — символом уюта, безопасности и родительской любви для многих поколений. Это один из тех редких медиапродуктов, который искренне любили и дети, и их родители, и который по праву считается национальным достоянием.