Найти в Дзене
Кинопрожарка

«Экипаж».12 фактов о съёмках первого советского фильма-катастрофы с эффектом разорвавшейся эротической бомбы

Этот фильм стал первопроходцем сразу в нескольких ипостасях, известных ранее советскому зрителю лишь по западному кино. Первый отечественный масштабный фильм-катастрофа, первая эротическая сцена в советском кино, в которой была показана обнажённая женская грудь. К тому же «Экипаж» - первый отечественный фильм, снятый не только на деньги Госкино, но и на средства «Аэрофлота», такой своеобразный вариант продюсерского кино по-советски. Как снимали уникальный блокбастер, читайте в этой подборке фактов о нём. В 1970 году в Америке вышла экранизация нашумевшего романа Артура Хейли «Аэропорт». Зрители брали кинотеатры штурмом, за прокат фильм заработал невиданные тогда 100 млн. долл. при затратах на производство 10 млн. долл. «Аэропорт» получил 10 номинаций на премию «Оскар». Тема авиации и авиапроисшествий стала очень популярна в западном кинематографе, но из-за обилия жёстких сцен в СССР эти ленты почти не попадали. И тогда «Мосфильм» получил заказ на сценарий собственного фильма на авиаци
Оглавление

Этот фильм стал первопроходцем сразу в нескольких ипостасях, известных ранее советскому зрителю лишь по западному кино. Первый отечественный масштабный фильм-катастрофа, первая эротическая сцена в советском кино, в которой была показана обнажённая женская грудь. К тому же «Экипаж» - первый отечественный фильм, снятый не только на деньги Госкино, но и на средства «Аэрофлота», такой своеобразный вариант продюсерского кино по-советски. Как снимали уникальный блокбастер, читайте в этой подборке фактов о нём.

Георгий Жжёнов в роли командира корабля Тимченко. ФОто из открытого источника
Георгий Жжёнов в роли командира корабля Тимченко. ФОто из открытого источника

1. Дорогу «Экипажу» открыл «Аэропорт»

В 1970 году в Америке вышла экранизация нашумевшего романа Артура Хейли «Аэропорт». Зрители брали кинотеатры штурмом, за прокат фильм заработал невиданные тогда 100 млн. долл. при затратах на производство 10 млн. долл. «Аэропорт» получил 10 номинаций на премию «Оскар». Тема авиации и авиапроисшествий стала очень популярна в западном кинематографе, но из-за обилия жёстких сцен в СССР эти ленты почти не попадали. И тогда «Мосфильм» получил заказ на сценарий собственного фильма на авиационную тематику, чтобы не отставать от западных коллег.

2. В СССР такое произойти не может

Работу над сценарием поручили двум замечательным авторам – Юлию Дунскому и Валерию Фриду. Но не успели они взяться за работу, как возмутился министр гражданской авиации СССР Борис Бугаев, курировавший съёмки: что же это такое, наши самолёты – самые надёжные в мире, а «Аэрофлот» – самая безопасная авиакомпания. И вдруг в кино собираются показать авиакатастрофу в советском небе? Нет, такой удар по престижу нашей гражданской авиации недопустим!

Фото из откыртого источника
Фото из откыртого источника

Тогда Дунский, Фрид и режиссёр будущего фильма Александр Митта нашли оригинальный выход – самолёт Ту-154 попадает в аварию не по вине советской авиатехники, а из-за стихийного бедствия. Да и сам катаклизм случается не в СССР, а в вымышленном городе Бидри где-то в Африке, где советские специалисты отстроили огромное нефтеперерабатывающее предприятие. Такой вариант прекрасно укладывался в «генеральную линию» и не вызывал никаких нареканий. На нём и остановились.

3. Самолёты на проволоке и комбикорм обманом

Роль того самого нефтеперерабатывающего завода где-то на просторах Африки «сыграл» макет аналогичного предприятия в Омске. Большой, качественно исполненный и подробный, он вполне правдоподобно смотрелся в кадре. Самолёты тоже были макетами, которые подвесили на проволоке. Всё это дополнили миниатюрной копией типового аэропорта и разместили в заброшенном карьере недалеко от Ялты.

Селевый поток изображал комбикорм, смешанный с камнями и водой. По виду эту массу невозможно было отличить от настоящего селя. Чтобы получить 3 тонны дефицитного комбикорма, директору фильма Борису Криштулу пришлось пойти на обман и заявить руководству комбикормового завода, что питание требуется коровам, которые снимаются в фильме про войну. На других условиях комбикорм Криштулу не отдали бы.

4. Экономика должна быть экономной

Бюджет фильма в 1 млн. 250 тыс. полновесных советских рублей впечатляет только на первый взгляд: в Голливуде на производство рядового блокбастера выделялось раз в 10-15 больше. Опытный директор картины Борис Криштул подал заявку на скромные 1,5 млн. руб., но и её урезали, хотя предварительно были согласованы ассигнования в полной сумме.

Самой большой статьёй расходов, как нетрудно догадаться, стали самолёты. Работать с действующими авиалайнерами оказалось слишком дорого, а списанных ТУ-154 найти нигде не удалось, для этого они были слишком «молоды». Помог случай: в Новосибирске в аэропорту «Толмачёво» загорелся «нужный» самолёт. Фюзеляж успел выгореть полностью, но хвостовую часть у пламени удалось отвоевать. Её доставили в Москву по железной дороге, что тоже влетело в копеечку. После ремонта на ней отсняли драматические сцены устранения повреждения обшивки самолёта прямо в воздухе.

Скоро снова повезло: на одном из лайнеров во время рейса Киев-Москва была разлита ртуть, и борт, временно отстранённый от полётов, выпросили в министерстве для съёмок нескольких сцен в пассажирском салоне самолёта.

Для съёмок фильма об авиации труднее всего было раздобыть самолёты. Фото из открытого источника
Для съёмок фильма об авиации труднее всего было раздобыть самолёты. Фото из открытого источника

5. В небесную даль без Даля

Актёрский состав фильма Митта продумал заранее и не планировал задерживаться на этапе проб надолго. Роль командира экипажа он хотел отдать Алексею Петренко, с которым уже работал на картине «Как царь Пётр арапа женил», и сценаристы писали её с расчётом на актёра. Второго пилота должен был играть Николай Караченцов, а в роли любвеобильного бортинженера Скворцова Митта видел только Олега Даля. Очаровательную стюардессу режиссёр подсмотрел у Георгия Данелии в «Мимино» и был уверен, что её сыграет та же самая Елена Проклова.

Каково же было разочарование Александра Митты, когда все актёры отказались от съёмок у него! Петренко не захотел сниматься, по его словам, «в этом железе», Караченцов и Проклова были заняты на других картинах, и перекраивать график съёмок под них не представлялось возможным. Олег Даль сначала дал согласие и даже отработал пару недель на площадке, но потом тоже отказался, сославшись на болезнь.

Леонид Филатов получил роль бортинженера Скворцова благодаря отказу Олега Даля от съёмок. Фото из открытого источника
Леонид Филатов получил роль бортинженера Скворцова благодаря отказу Олега Даля от съёмок. Фото из открытого источника

Любопытная деталь: Леонид Филатов, который в итоге и сыграл Скворцова, очень хотел поработать у Митты и приходил на пробы. Но увидел там Даля, понял, что снимать будут только его, и ушёл. Филатову позвонили после отказа Даля и попросили прийти снова.

6. «В небе» легче, чем «на земле»

Как известно, худа без добра не бывает, и Митта всё-таки пришёл к тому актёрскому ансамблю, который зрители знают и любят уже пятый десяток лет. В роли командира корабля Тимченко снялся Георгий Жжёнов, известный по ролям сильных и мужественных мужчин. Второго пилота сыграл Анатолий Васильев – Митте пришлись по душе образы офицеров, до этого созданные Васильевым. Позже актёр признавался, что ему гораздо легче далась та часть роли, что «в небе», чем та, что «на земле», имея в виду отношения его героя с супругой.

Героиню Ирины Акуловой ненавидели все советские женщины. Фото из открытого источника
Героиню Ирины Акуловой ненавидели все советские женщины. Фото из открытого источника

За роль Алевтины Ненароковой, которая на каждом шагу терроризирует своего мужа, Ирину Акулову возненавидели, без преувеличения, все советские женщины. В письмах, адресованных актрисе, они не отделяли образ Алевтины от неё самой: в сердцах вопрошали, чего ей не хватает, называли стервой и мечтали о таком муже, как у неё. Находились и мужчины, которые узнавали в героине своих жён. Акуловой постоянно приходилось оправдываться, что она не имеет ничего общего с этой склочницей Алей.

7. Цветомузыка

Приступая к съёмкам «той самой» сцены, Митта переживал, справится ли с ней начинающая актриса Саша Яковлева. На удивление, несмотря на молодость и неопытность, актрисой она оказалась вполне профессиональной и на площадке без заминки скинула одежду. А вот с Леонидом Филатовым пришлось непросто – кумир советских женщин ни за что не желал оставаться без брюк даже под одеялом, поскольку был человеком слишком скромным и застенчивым, который, как выяснилось, испытывал неловкость даже раздеваясь на пляже. Так в джинсах и отработал все «особые» сцены.

Все "особые" сцены Филатов отработал в джинсах. Фото из открытого источника
Все "особые" сцены Филатов отработал в джинсах. Фото из открытого источника

Для этих сцен была выстроена декорация под названием «квартира Скворцова». Она разительно отличалась от советского холостяцкого жилья – диковинная цветомузыка, огромная кровать, лёжа на которой можно рассматривать слайды на потолке, нагромождение импортной музыкальной техники, большой аквариум с тропическими рыбками (их взяли напрокат в зоомагазине). Отснятая в таком нездешнем антураже любовная сцена захватывала дух у неискушённых советских зрителей. Да так, что многие по несколько раз ходили в кино, стремясь увидеть её снова.

Побочным эффектом стали атаки советских граждан на светофоры - цветные стёкла из них отправлялись в квартиры, чтобы изображать «цветомузыку» там.

Александра Яковлева в роли стюардессы Тамары. Фото из открытого источника
Александра Яковлева в роли стюардессы Тамары. Фото из открытого источника

8. «Это позор – снимать такое!»

К слову, в окончательный вариант монтажа картины попало не больше пятой части отснятых материалов. Технологическим процессом предусмотрены контроль качества и последующая обработка плёнки. Когда материалы попали в руки к женщинам, выполнявшим эти операции, на студии разразился скандал – сотрудницы заявили, что режиссёр Александр Митта по ночам тайно снимает оргии. «Это позор – снимать такое!» – захлёбывались праведным гневом женщины и требовали смыть плёнки.

Как особый аргумент грехопадения использовался факт «тайных» ночных съёмок. Доказывать, что днём и вечером Леонид Филатов занят на репетициях и спектаклях Театра на Таганке и сниматься может только ночью, было бесполезно. Сказано оргии – значит, оргии и точка.

Руководство «Мосфильма» не вдаваясь в подробности приказало плёнки смыть, сохранить удалось совсем немного. Но даже это произвело на советском экране эффект разорвавшейся эротической бомбы.

9. «Запас прочности» или «Экипаж»?

«Запас прочности» – таково было рабочее название сценария. Митту оно устраивало, и он не возражал, чтобы так назывался и сам фильм. Однако пообщавшись с прокатчиками, режиссёр услышал, что на картину с таким названием народ может и не пойти, – звучит не как название блокбастера, а как безликий инженерный термин. Такому «мужскому» фильму нужно короткое, ёмкое, запоминающееся название.

На размышления ушли две недели, в течение которых ничего достойного придумать так и не удалось, хотя режиссёр даже небольшую денежную премию объявил за хорошее название. Слово «экипаж» возникло само по себе – так на съёмках называли группу актёров, которые, собственно, в экипаж и входили. На нём и остановились. Правда, есть и другая версия, гласящая, что название придумала Александра Яковлева. Есть ли этому подтверждение, неизвестно.

Но как бы там ни было, название оказалось удачным, фильм «взлетел».

На съёмках этой сцены было очень жарко. Фото из открытого источника
На съёмках этой сцены было очень жарко. Фото из открытого источника

10. Чуть не сварился

В самой напряжённой и драматической сцене фильма, где лётчикам приходится производить ремонт повреждённой обшивки самолёта прямо в воздухе, у зрителя создаётся впечатление, что эта работа выполняется в условиях сильнейшего ветра и лютого холода, что в полётных условиях соответствует действительности. Поэтому на лётчиков для достоверности надевают несколько слоёв одежды и плотно обматывают снаружи чем-то похожим на бинты.

Но то в полёте, а в условиях павильона картина менялась на противоположную – воздушный поток создавался при помощи мощной тепловой пушки, а площадка вокруг была уставлена киносъёмочными софитами. В общем, павильон плавился от жары. Актёр Анатолий Васильев, напоминавший космонавта в скафандре, в ходе съёмок из-за рекордного перегрева едва не получил тепловой удар, исполняя дубль за дублем.

Зато чуть позже зрительные залы по всей стране дрожали от холода из солидарности с «обмороженными» героями.

11. Гостеприимный Жжёнов

Сцены в квартире командира экипажа Тимченко снимали дома у Георгия Жжёнова. Дело было так. Побывав в гостях у актёра, режиссёр Александр Митта был поражён видом из окон – весь живописный исторический центр Москвы как на ладони. Красота, простор, зелень бушует! Понимая, какая эффектная получится «картинка», Митта попросил у Жжёнова разрешения снять небольшой эпизод фильма прямо на балконе его квартиры. И тогда Георгий Степанович, зная, что в сценарии есть ещё несколько «домашних» сцен, предложил снять и их в своей квартире. Митту долго уговаривать не пришлось – так на картине поработал не только Жжёнов, но и его жилище.

12. Финал пришлось переснимать

А всё потому, что заканчиваться фильм должен был смертью командира экипажа Тимченко в исполнении Георгия Жжёнова. Сердце мужественного лётчика останавливается от последствий сильнейшего стресса. Но кураторы из Министерства гражданской авиации буквально стеной встали против такого печального финала – они весьма болезненно относились к любым сюжетным «неприятностям», а уж о смерти главного героя и слышать не хотели. К тому же ходил слух, что генсек Брежнев, уже глубоко пожилой и больной человек, нервничал при любом упоминании немощи и смерти. А Брежнев очень любил кино и часто становился первым и самым важным зрителем отечественных картин.

Целый месяц противостояния с чиновниками министерства ничего не дал, и в итоге Митта снял новый финал - Тимченко переносит инфаркт, но остаётся в живых и уходит в отставку, а его командирское кресло занимает Валентин Ненароков, герой Анатолия Васильева.

***

Только за первый год проката «Экипаж» посмотрели рекордные 72 миллиона зрителей. Фильм стал одним из безусловных лидеров отечественного проката. Актёры, снявшиеся в нём, получили феноменальную популярность. Такого успеха не было ни у одной «профессиональной» картины ни до, ни после «Экипажа». Александр Наумович Митта объяснял его тем, что две серии вместили в себя не только фильм-катастрофу, но и мелодраму, зрители смогли увидеть и бесстрашных героев, и обычных живых людей в одном лице.