Найти в Дзене
События прошлого

28 августа - Открытие железнодорожного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом: Стальной путь, соединивший две столицы

Открытие железнодорожного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом в 1851 году стало не просто запуском нового транспорта. Это была грандиозная стройка, изменившая экономическую, политическую и культурную жизнь огромной страны, настоящий прорыв в индустриальную эпоху. Дорога, известная как Николаевская железная дорога (с 1923 года — Октябрьская), на десятилетия вперед определила развитие транспортной системы России. К середине XIX века Российская империя, обладающая огромными территориями, остро нуждалась в современных путях сообщения. Сухопутные тракты были в плохом состоянии, особенно в распутицу, а речной транспорт зависел от сезона и был медленным. Путешествие между двумя столицами на перекладных лошадях занимало от 4 до 5 суток. Идея постройки железной дороги между Петербургом и Москвой вызвала ожесточенные споры в правительственных кругах. Скептики, которых называли «партией противников железных дорог», утверждали, что проект разорителен для казны, что в России нет ни инженеро
Оглавление

Открытие железнодорожного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом в 1851 году стало не просто запуском нового транспорта. Это была грандиозная стройка, изменившая экономическую, политическую и культурную жизнь огромной страны, настоящий прорыв в индустриальную эпоху. Дорога, известная как Николаевская железная дорога (с 1923 года — Октябрьская), на десятилетия вперед определила развитие транспортной системы России.

Предыстория: Споры и необходимость

К середине XIX века Российская империя, обладающая огромными территориями, остро нуждалась в современных путях сообщения. Сухопутные тракты были в плохом состоянии, особенно в распутицу, а речной транспорт зависел от сезона и был медленным. Путешествие между двумя столицами на перекладных лошадях занимало от 4 до 5 суток.

Идея постройки железной дороги между Петербургом и Москвой вызвала ожесточенные споры в правительственных кругах. Скептики, которых называли «партией противников железных дорог», утверждали, что проект разорителен для казны, что в России нет ни инженеров, ни материалов, а главное — что он не будет востребован: пассажиров и грузов не найдется. Однако император Николай I, убежденный в стратегической необходимости дороги, проявил железную волю. Его знаменитая резолюция на докладе о трассировании дороги положила конец всем дискуссиям: «Считать прямой путь».
Существует известная легенда, что император, дабы выбрать кратчайший маршрут, лично провел карандашом по линейке между двумя городами на карте, и инженеры были вынуждены следовать этой прямой, огибая холмы и возводя мосты через реки. В реальности трассу тщательно проектировали, но результат действительно получился почти идеально прямолинейным на больших участках.

Строительство: Грандиозный проект империи

Строительство дороги началось 1 (13) февраля 1842 года с изданием указа императора. Это была крупнейшая стройка своего времени.

  • Протяженность: 604 версты (около 645 км).
  • Сроки: Работы велись 8,5 лет.
  • Стоимость: Около 67 миллионов рублей (огромная по тем временам сумма).
  • Рабочая сила: В основном крепостные крестьяне и солдаты. На пике работ было задействовано до 60 тысяч человек.

Стройка была невероятно сложной. Пришлось возвести:

  • 34 станции (по крупным в обеих столицах и 32 промежуточных).
  • 278 искусственных сооружений: мостов, путепроводов, виадуков.
  • Выемки и насыпи: Например, Веребьинский обход потребовал создания колоссальной насыпи длиной 17 км и высотой до 50 метров.

Главными инженерами проекта были Павел Петрович Мельников (руководил строительством с северной, петербургской стороны) и Николай Осипович Крафт (с южной, московной стороны). Они были блестящими специалистами, стажировавшимися за границей и внесшими множество инноваций. Именно Мельников убедил императора использовать широкую колею (1524 мм, впоследствии 1520 мм), которая стала стандартом для всей Российской империи и позже для СССР, отличаясь от европейской (1435 мм). Это решение было стратегическим — оно затрудняло использование железных дорог потенциальным противником в случае вторжения.

Торжественное открытие и первый поезд

Торжественное открытие движения состоялось 1 (13) ноября 1851 года. В 11 часов 15 минут первый «всенародный поезд» отправился из Санкт-Петербурга с Николаевского (ныне Московского) вокзала и прибыл в Москву на Петербургский (ныне Ленинградский) вокзал на следующий день в 9 часов утра. Путешествие заняло 21 час 45 минут.

Поезд состоял из паровоза и шести вагонов: двух мягких, трех жестких и одного багажного. Билет в вагон первого класса стоил 19 рублей, второго — 13 и третьего — 7 рублей. Для сравнения: месячное жалование квалифицированного рабочего составляло около 20 рублей.

Уже на следующий день, 2 ноября, началось регулярное движение. В путь отправился императорский поезд, но Николай I, следуя своему правилу, отправился в Москву на следующий день на другом составе, не желая создавать неудобства из-за своих особых привилегий.

Значение и последствия

Открытие железнодорожного сообщения между двумя столицами имело колоссальные последствия:

  1. Экономическое: Резко ускорился товарооборот. Сельскохозяйственные продукты из центральных губерний пошли в столицу, а промышленные товары — в регионы. Дорога стала мощным стимулом для развития промышленности по всей трассе.
  2. Социальное и культурное: Две столицы, прежде разделенные неделей пути, suddenly сблизились. Путешествие стало доступным (относительно) не только для аристократии, но и для среднего класса. Ускорился обмен идеями, культурными тенденциями, людьми.
  3. Военно-стратегическое: Дорога позволяла быстро перебрасывать войска и грузы, что значительно усиливало обороноспособность страны.
  4. Технологическое: Строительство магистрали стало кузницей кадров для всей последующей железнодорожной сети России. Был накоплен бесценный опыт, созданы отечественные школы мостостроения, locomotive- и вагоностроения.

Николаевская железная дорога стала первой в России двухпутной железнодорожной магистралью и образцом для всех последующих проектов. Она наглядно доказала жизненную необходимость и огромную пользу железных дорог для такой протяженной страны, как Россия, и открыла эпоху бурного железнодорожного строительства, которое к концу XIX века связало в единую сеть самые отдаленные уголки империи. Это был не просто стальной путь между двумя городами — это был artery, вдохнувшая новую жизнь в экономику и культуру целой страны.