Более двух десятилетий минуло с момента ухода из жизни Юрия Клинских, известного как Юрий Хой, основателя и бессменного лидера группы «Сектор Газа». Однако даже сегодня, прогуливаясь по улицам российских городов, мы можем наткнуться на граффити «Панки, хой!». Творчество этой фигуры советского андеграунда по-прежнему находит отклик у аудитории, становясь объектом научных исследований. Феномен Хоя, очевидно, будет обсуждаться еще не одним поколением.
Гениальность в простоте
Среди критиков нет единого мнения относительно причин столь масштабной популярности Хоя и его произведений. Некоторые полагают, что его появление в культурном пространстве совпало с духом времени, что обеспечило ему резонанс. Вряд ли это было преднамеренным расчетом, поскольку Хой, по всей видимости, всегда руководствовался личными предпочтениями. И если на ранних этапах его музыка была чистым панком, то впоследствии его песни стали символом «потерянного поколения» 90-х.
Другая точка зрения утверждает, что актуальность песен Хоя сохраняется благодаря их простоте и доступности. Это объяснимо, учитывая жизненный путь музыканта: он не имел высшего образования, а после школы с аттестатом, полным «троек», отправился работать на завод, а затем служить в армии. По возвращении из армии он успел порабожить оператором станка с ЧПУ, фрезеровщиком и даже сотрудником ГАИ в родном Воронеже. Этот простой рабочий в свободное время писал стихи, что в нестабильные годы перестройки служило для него отдушиной и способом отвлечься. Без музыкального образования свои стихи он воспринимал исключительно как хобби.
С рифмой Виктор был знаком со школьной скамьи. Свои первые стихотворные опыты музыкант называл «дешевыми стишками», хотя и признавал, что тематика его творчества мало изменилась с тех пор.
Страсть к ужастикам
Творчество Хоя было насыщено элементами хоррора, а ужасы, как в 90-е, так и сегодня, привлекают внимание. Эта тематика интересовала Виктора с детства: его захватывали истории о вампирах, смерти и мистике. Все началось с прочтения культового «Вия» Николая Гоголя. На протяжении всей жизни он собирал обширную библиотеку книг в жанре хоррор. Сам Хой шутил, что скупил все «чернушные» книги в магазинах.
В каждом альбоме «Сектора Газа» присутствует как минимум одна композиция с элементами мистицизма. К таким относятся, например, песни «Сумасшедший труп», «Злая ночь», «Вальпургиева ночь», «Укус вампира».
Последняя песня, к слову, оказалась пророческой. В тексте «Укуса вампира» Виктор описывал свое состояние перед смертью:
«Я не знаю, что случилось,
Но трясёт меня, и жарко в груди.
Я не знаю, что случилось,
Но мне кажется, что смерть впереди.»
Однако мало кто тогда воспринял эту песню настороженно. В ней, в своеобразном стиле Хоя, прослеживается его желание породниться с нечистой силой.
Идеи Апокалипсиса
В своем творчестве Виктор Хой также часто обращался к теме Апокалипсиса. Все началось с песни «Злая ночь», где конец человечества был изображен как «кровавая луна». В последний раз к этой теме он вернулся в альбоме «Восставший из ада», где Апокалипсис предстает в виде освобождающегося Дьявола. Виктор Хой ушел из жизни в 2000 году, в загадочном Миллениуме, в год, когда многие ожидали конца света.
Гоголевский «Вий» оказал значительное влияние на творчество Хоя. В текстах песен он многократно заявлял о своей жажде «дожить до рассвета», ею же был одержим виевский Хома Брут.
В его песнях прослеживается тема скорой смерти и бегства от настоящей жизни. И хотя подобный подход характерен для представителей «совкового» рока, Хой использует его по-своему: он не противопоставляет обывателей и неформалов, а скорее мир живых и мир вампиров.
Частушки и сказки
Хой нередко подвергался критике, как и другие российские музыканты, в частности, из-за обвинений в плагиате. Однако Хой никогда не уходил в отрицание, смело заявляя, что переделывает известные хиты на «российский лад», чтобы отечественному слушателю было понятно.
Например, его панк-опера «Кощей Бессмертный» была полностью построена на каверах. Партии сказочных персонажей были вдохновлены композициями всемирно известных музыкантов: AC/DC, Red Hot Chili Peppers, Queen, Ace of Base и Nirvana.
Хой считал, что «адаптируя» зарубежные песни на русский манер, он придает им неповторимый колорит, делая непонятные иностранные композиции доступными для простого слушателя на руинах бывшего СССР. И это стало возможным, в том числе, благодаря простоте текстов песен.
Песни Хоя в прессе называли «настоящими народными», подобно фольклору. И это неудивительно, ведь многие песни «Сектора Газа» были пародиями на народное творчество или перепетыми частушками.
Народная группа
«Сектор Газа» исполнял музыку в стиле панк-рок, за что его полюбили миллионы. Но сам Виктор Хой очень любил тяжелый рок, увлекался славянским фолком и даже рэпом. К своим песням музыкант призывал не относиться серьезно.
Хоя не крутили по радио, а видеоклипы нельзя было увидеть по телевизору, но в киосках и на рынке можно было легко найти пиратские кассеты «Сектора Газа». Виктор долгое время вообще не давал интервью, таким образом подогревая интерес публики. Фанаты гадали, как же выглядит тот самый Хой. Такая аура секретности, к слову, позволила большому количеству клонов «Сектора Газа» давать гастроли в разных частях страны.
Ранний уход
В то время как творчество Виктора Хоя было понятным каждому и максимально простым, причина его ухода из жизни до сих пор окутана тайной и мраком. Вечером 4 июля Хой должен был дописывать клип, но уже утром ему стало плохо.
Его сожительница Ольга Самарина вспоминала, что он бегал по квартире и без конца говорил, что кровь «обжигает ему вены». Музыкант выпил аспирина, и они вместе поехали к одному из приятелей, где ему внезапно стало плохо. Виктору стали вызывать «Скорую», но она приехала лишь после пятого вызова. Причиной смерти стал сердечный приступ, Хою было всего 35 лет.
Существует версия, что Хоя сгубило пристрастие к алкоголю и зависимость от запрещенных веществ, что в комплекте с гепатитом С привело к его кончине. Хой придерживался очень интересной, но крайне пагубной философии. По его мнению, для творчества в день нужно выпивать бутылку водки, себя же с 23 лет он трезвым уже не помнил. Даже когда пришла болезнь, Хой, как истинный панк, не бросил то, что любил. Никакой диеты, концерты и спиртное.
Поклонники же сразу для себя решили, кто виновен в гибели их кумира – Ольгу Самарину, сожительницу музыканта. Ходили слухи, что это она «подсадила» его на наркотики, которые повлекли за собой гепатит С.
А вот Самарина заявляла, что виновата в смерти Юрия официальная супруга музыканта Галина, с которой он познакомился еще до того, как пошел в армию. Сожительница обвинила Галину в том, что она практикует черную магию и наложила на Юру «заговор на смерть», если он не бросит столичную любовницу.
Виктор Хой ушел из жизни так же быстро, как он жил: ярко, по-своему и незабываемо. И хоть он ушел всего в 35 лет, он навсегда остался рок-легендой.
💖 Мы стараемся делать этот канал уютным уголком для всех, кто любит мир звёзд. Если вам нравится, что мы делаем, поддержите нас — это вдохновляет нас на новые истории!