Найти в Дзене
Последний романтик

На одной чаше весов колбаса и джинсы, а что на другой

В конце 80-х начале 90-х многие очень сильно хотели колбасы и джинсов. Наивно полагая, что колбаса и джинсы придут в дополнение к само-собой разумеющимся социалистическим ништякам и имперскому величию.
Они и пришли. Но - вместо. Сейчас очень многие топят за СССР 2.0. Будучи уверенными, что социальное равенство, бесплатные квартиры и уверенность в будущем придут в дополнение к имеющимся таким удобным капиталистическим плюшкам.
Почему-то я думаю, что это те же самые люди.

Такой комментарий оставил мне Румата Касторский под моей статьёй «220 рублей в 1981-м это 37 тысяч в 2024-м. Так ли это?», где мы пытались сравнить, что можно было купить на среднюю советскую зарплату и что можно купить сейчас на среднюю российскую зарплату.

Румата Эсторский – ученый из коммунистического будущего братьев Стругацких, "бог" на отсталой средневековой планете. Буба Касторский – весёлый, но глубокий персонаж из Неуловимых мстителей, был за наших, за красных. Оба отличные положительные герои.

Румата Эсторский и Буба Касторский
Румата Эсторский и Буба Касторский

А вот их гибрид – Румата Касторский – внезапно получился антисоветским. Тихонечко топит за бытовуху и пытается сравнивать то что есть сейчас и то что было 30-40 лет назад. Пришлось ответить ему.

Последний романтик: зато примерно все поняли, что на одной чаше весов колбаса и джинсы, а на другой – социальное равенство, бесплатные квартиры и уверенность в будущем.

Румата Касторский: Почему-то думаю, что верни сейчас внезапно этих людей в СССР - они моментально затоскуют по трёхслойной туалетной бумаге с отдушкой без очереди. И начнут скандировать "Перемен!!! Мы ждём Перемен!!!" И что-то мне подсказывает, что туалетная бумага исчезнет моментально, а "Буран" так и не взлетит.

Последний романтик: опять же, на одной чаше весов туалетная бумага с отдушкой, на второй – орбитальный корабль-ракетоплан многоразовой транспортной космической системы, который совершил свой первый и единственный космический полёт 15 ноября 1988 года полностью в автоматическом режиме, без экипажа на борту, что было прорывом для того времени. Больше его не запускали, хотя рассчитан он был на 100 полетов.

Румата Касторский: Все так. Вы ломитесь в открытую дверь. Прикол в том, что народ (а другого не имеется) не захочет лопухом подтираться и забьёт на ракетоплан. Как однажды уже сделал. Верно Вам говорю.
Социального равенства не было. Оно было продекларировано, но колхозник от секретаря обкома и генерала был далёк точно так же, как и сейчас от губернатора и генерала. Не по деньгам, а по социальному статусу.

12 апреля 1961 года
12 апреля 1961 года

Последний романтик: Найдите фото, где ваш народ радуется туалетной бумаге.

Румата Касторский: Нужен комплексный подход. Учитывать нужно и социалку, разумеется. И унизительные очереди типа "кто последний, я за вами, что дают???" Нельзя не признать, что в СССР я со своим рублём за товаром бегал, а сейчас продавцы наперебой за моим рублём бегают.
По мне так это очень дорогого стоит - не унижаться перед продавщицами, таксистами, официантами, мясниками, слесарями etc.

Последний романтик: а никто перед продавцами, таксистами, официантами в советское время не унижался. Они были такими же представителями рабочего класса, как и остальные. Поэтому отношения были наравне.
Это сейчас многие привыкли, что продавцы и официанты им в рот заглядывают, – чем помочь? не изволите ли чего-нибудь купить? А к ним – к обслуживающему персоналу, как раз сейчас отношение унизительное. Типа "вези меня, мразь". Видели, наверное, этот ролик в интернете.

Румата Касторский: Про одежду, бытовую технику и автомобили лучше и не вспоминать. Да и по деньгам - давайте вспомним даже государственную цену ВАЗ-2107. Сколько лет инженеру нужно было не есть, не пить, чтобы приобрести этот автомобиль?
Так мало деньги иметь, ещё и в очереди несколько лет простоять надо. А там уж что дадут. О выборе цвета и комплектации речь не шла вообще.

Последний романтик: Почему ВАЗ-2107 тогда за 34 года капитализма не стал Шевроле или Мерседесом?

Румата Касторский: Я не говорю, что капитализм идеален. На Гаити, вон, тоже капитализм.

Последний романтик: В СССР был выбран приоритет доступности общественного транспорта. И даже сейчас, столько лет спустя советская общественная транспортная система во многим местах переплёвывает российскую буржуазную.
Да, вы не говорите, что идеален. Но, не лукавьте, вы топите за капитализм.

Далее Румата хвастнул, что зарабатывает 200 тыс. рублей в месяц и на эту зарплату может себе позволить купить в 10 раз больше куриных яиц, чем рядовой советский гражданин в 80-е годы.

На этот аргумент я даже не знаю, что ответить. Разве, что: ну всё, сдаюсь, капитализм лучше.

Румата решил добить меня фоткой от 4 февраля 1990 года.

Митинг на Манежной площади с высоты птичьего полёта
Митинг на Манежной площади с высоты птичьего полёта

Румата Касторский: Один из многих митингов под лозунгом отмены 6 статьи Конституции СССР и "Ельцин - наше фсё"! и "КПSS под суд!!!"
И ни одного лозунга типа "Даёшь Буран!" и "Пятилетку в три года!"

Последний романтик: не вижу лозунгов и даже цвета флагов, поэтому можете, конечно, рассказывать что угодно. В то неспокойное время, когда сложилось двоевластие Горбачев - Ельцин, а народ имел основания не доверять ни тому, ни другому, было несколько крупнейших митингов.

23 февраля 1991 года прошел митинг за сохранение СССР, есть фотография с того же ракурса, только цветная, видно, что много красных флагов и транспарантов. Что же было написано на них? Приблизим.

Советский народ вышел под лозунгами:
«С пути социализма не свернём!»
«Нет капитализму в СССР!»
«Нет грабительской приватизации! Да рабочему самоуправлению!»
«Нет распродаже народного достояния миллионерам-жуликам!»
«Предателя Ельцина в отставку!»
«Советский Союз — единое социалистическое государство»
«Нет гражданской войне»
«СССР — сохраним!»

Митинг на Манежной площади вблизи
Митинг на Манежной площади вблизи