Добрый день! Мне поступили вопросы: «Каким образом объемный рисунок наносится на предмет?» Давайте сегодня разберемся с техникой «пат-сюр-пат». Что же это за техника и как именно происходит нанесение рисунка? И когда и где она возникла?
В 1849 году на Севрской фарфоровой мануфактуре во Франции была разработана техника декорирования фарфоровой поверхности под названием «pâte-sure-pâte», что буквально переводится как «слой за слоем». Её изобретатель Луи Роберт (Louis Robert). Художник - керамист Марк Луи Солон (Mark Louis Solon, 1835-1913) смог в дальнейшем усовершенствовать технику, он использовал её для имитации в фарфоре античных камей, а затем внедрил ее в Англии на фабрике Minton в Стаффордшире.
Белоснежный нежный рисунок наносится жидким фарфоровым шликером (смесью белой глины с водой) при помощи кисти на цветную поверхность ещё неглазурованного фарфорового изделия в несколько слоев. Именно благодаря многослойности нанесенного жидкого фарфора (до 30 слоев) создаётся уникальные полупрозрачные и прозрачные эффекты и рельефность рисунка.
Чем меньше слоёв, тем прозрачнее и бледнее рисунок, чем больше слоёв – тем насыщеннее, белее и объёмнее получается изображение. Каждый следующий слой может быть нанесён только после того, как предыдущий слегка подсох, иначе результат получится смазанным. Когда декор готов (на это может уйти до месяца!) и высох, его детали можно подрезать и подшлифовать с помощью специальных инструментов. После всё изделие полностью покрывается тонким слоем прозрачной глазури и обжигается.
Я сегодня показываю вам несколько предметов, изготовленных в этой технике на Императорском Фарфоровом Заводе (шесть фотографий ниже)
и чайную пару, изготовленную на фабрике братьев Корниловых (фото ниже).
А на следующем фото (фото с канала «Про антик и не только») мы видим вазу, изготовленную на мануфактуре Минтон. На примере этой вазы очень хорошо видны нюансы цвета, которые достигнуты нанесением различного количества слоев шликера.
Однако, помимо техники «пат-сюр-пат» существует ещё два способа декорирования фарфора, которые дают очень похожий результат.
Легко можно спутать «пат-сюр-пат» с декоративной техникой sprigging, которая использовалась на знаменитой фабрике Джосайи Веджвуд (Josiah Wedgewood). Она применялась на «яшмовой» (jasperware) керамике. Такой белый тонкий рельеф изготавливается из фарфора в формах отдельно от основного изделия и перед обжигом прикрепляется к его поверхности.
В 19-ом веке многие мастера стали использовать технику sprigging. Для получения ещё большего эффекта появилась идея соединить её с «пат/сюр-пат». Такой стиль декорирования получил названия «фанолит» (Phanolith). Его появлением мы обязаны Жану Баптисту Стаалю (Jean-Baptiste Stahl), который являлся модельером фабрики Villeroy&Boch.
Очень часто «пат-сюр-пат» путают с ещё одной техникой, которая была позаимствована у французской мануфактуры Лимож. Она получила соответствующее название «Лиможская техника». Результат такой росписи очень похож на результат «pâte-sure-pâte», однако в данном случае рисунок слой за слоем наносится не жидким фарфором, а белой специальной краской уже на глазурованный фарфор.
Различная степень прозрачности достигается за счёт изменения толщины нанесённых слоёв краски. Изделия с такими декоративными элементами словно наполнены светом, который способствует приобретению рисунками захватывающего ощущения глубины изображения.
Рисунок, выполненный Лиможской техникой, не такой выступающий и рельефный, как узор «пат-сюр-пат», однако выглядит более чётким и детально проработанным.
Я думаю, что всем вам встречались предметы, декорированные в этих различных техниках. Какой вариант вам нравится больше?