Найти в Дзене
ВЕДОМОСТИ

Что нам рассказывают сны: все зависит от культурного кода

Оглавление

От древних оракулов до трудов Фрейда и Юнга — человечество всегда пыталось понять, что скрывается в сновидениях. Сны формируют мир символов, но их трактовка зависит от эпохи и культуры, рассказывает National Geographic.

Фото: сгенерировано AI
Фото: сгенерировано AI

Мир, где возможно все

Взрослый человек проводит во сне около трети своей жизни. Это опыт, где пересекаются личные переживания, архетипы и культурные традиции. Но имеют ли сны объективный смысл?

«Антропологи говорят: если понять, как конкретная группа людей воспринимает сны, можно понять и всю ее культуру», — утверждает доцент антропологии Робин Шерифф из Университета Нью-Гэмпшира.

В зависимости от контекста сны могут быть мистическим посланием, психологическим симптомом или простым отражением событий дня.

Фото: сгенерировано AI
Фото: сгенерировано AI

Древние практики толкования

Задолго до появления онейрологии — науки о снах — люди верили, что сновидения открывают связь с иным миром. Скорее всего, толкование снов восходит к доисторическим культурам, которые не имели письменности, отмечает Шерифф.

В Древнем Египте и Риме сны считали божественными посланиями, а их толкованием занимались специальные оракулы при храмах. В Китае времен династии Чжоу (1046–256 гг. до н.э.) широко практиковали онейромантию — гадание по сновидениям. С ее помощью принимали решения о браках, болезнях и даже государственных делах.

«Сны играли значимую роль в традиционной китайской культуре… особенно в контексте сверхъестественного мировоззрения, где считалось, что призраки, духи и души предков активно вмешиваются в дела людей», — отмечает доцент биологии Университета Макао Цзэ Хун.

В Папуа — Новой Гвинее, как показывают исследования антрополога Роджера Ломанна, сны воспринимают как реальные путешествия души. «У меня был кошмар о том, как сгорели мои записи, — вспоминает ученый. — Я истолковал этот сон как выражение тревоги из-за проблем с моим компьютером. Но местный житель посоветовал мне быть осторожным с камином: по его мнению, этот сон предсказывал вероятное будущее».

Западный поворот: от Фрейда к Юнгу

В Европе и США представление о снах во многом связано с психоанализом. Зигмунд Фрейд в «Толковании сновидений» (1900 г.) писал, что сны выражают скрытые желания, прежде всего сексуальные, и позволяют бессознательному реализовать то, что невозможно в бодрствующем состоянии.

Карл Юнг предложил другую перспективу: он видел в снах диалог сознания и подсознания. По его мнению, сновидения помогают человеку осмыслять жизненные проблемы и находить решения. Юнг предложил идею коллективного бессознательного — глубинного слоя психики, где содержатся архетипы: Герой, Мать, Трикстер. Эти универсальные образы проявляются в сновидениях всех культур, но исследования показывают: на практике символика зависит от культурного контекста.

Фото: сгенерировано AI
Фото: сгенерировано AI

Одна змея — сотни интерпретаций

В западной психологии, опирающейся на идеи Фрейда, змея может олицетворять сексуальный импульс.

Юнг видел в ней символ силы или опасности, упоминая «трехглавую змею» как состояние инстинктивного ада.

В индуистской традиции сон о змее предсказывает богатство и плодородие — особенно если вам снится, что вы ее едите.

У индейцев хопи и пуэбло змея связана с урожайностью.

У пятидесятнических христиан в Замбии она трактуется как знак присутствия дьявола.

В Китае змее придавали меньшее значение: важнее были драконы и солнце как знаки божественного благоволения. Но в некоторых исторических источниках упоминалось, что сон о змее у беременной женщины когда-то предсказывал пол будущего ребенка — сына или дочери в зависимости от интерпретации.

Сны как зеркало культуры

К концу имперской эпохи в Китае распространилось мнение: сны могут быть как сверхъестественными, так и психическими явлениями.

«Сны, вызванные чрезмерными размышлениями днем, часто считались бессмысленными и недостойными толкования», — отмечает Цзэ Хун.

В западной культуре значимость сна определяется самим человеком и его интерпретатором.

«Сны, как искусство, дают нам способы размышлять о человеческом опыте, — добавляет Шерифф. — Можно говорить о более или менее удачных интерпретациях, но у нас нет объективного способа проверить их точность».

PS: Ставьте лайк и подписывайтесь на «Ведомости» в Telegram и MAX

Дмитрий Ливанов: «Не всегда частный вуз плохой, а государственный – хороший»
Число погибших от голода в секторе Газа превысило 300 человек
В США выявили случай заражения человека личинкой опасной мухи-паразита
Эксперты оценили влияние санкций на выручку российских компаний
В «Москва-сити» может освободиться 10% торговых площадей