Найти в Дзене
Антоновский

«...остаюсь убеждённым монархистом...»

23 июля 1926 года в Москве, в возрасте 78 лет умер великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов — живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. После революции изо всех сил пытался спасти от разрушения русские храмы и памятники. «Новая Русь, — писал Васнецов в революционном 1906 году, — мне не по сердцу, это духовное декадентство. Ни один народ в мире не относился так самоубийственно к своей родине!» Своё политическое кредо Виктор Михайлович в 1907 году выражал так: «Я, как был, так и доселе остаюсь убеждённым монархистом на исконных русских началах, т.е. стою за православную веру, за самодержавного неограниченного царя и за великий русский народ и его господство в Русском государстве и к сему подлинному моему «credo» не нахожу нужным прибавлять никакого «constitutio que». «Красота составляет основу всех форм мироздания» — так Васнецов определял формулу своей живописи. Принимал участие в патриотическом движении. Был членом редакционной комиссии «Книги русск

23 июля 1926 года в Москве, в возрасте 78 лет умер великий русский художник Виктор Михайлович Васнецов — живописец и архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи. После революции изо всех сил пытался спасти от разрушения русские храмы и памятники.

«Новая Русь, — писал Васнецов в революционном 1906 году, — мне не по сердцу, это духовное декадентство. Ни один народ в мире не относился так самоубийственно к своей родине!»

Своё политическое кредо Виктор Михайлович в 1907 году выражал так: «Я, как был, так и доселе остаюсь убеждённым монархистом на исконных русских началах, т.е. стою за православную веру, за самодержавного неограниченного царя и за великий русский народ и его господство в Русском государстве и к сему подлинному моему «credo» не нахожу нужным прибавлять никакого «constitutio que».

«Красота составляет основу всех форм мироздания» — так Васнецов определял формулу своей живописи.

Принимал участие в патриотическом движении. Был членом редакционной комиссии «Книги русской скорби». Третий Всероссийский Съезд Русских Людей в Киеве 1-7 октября 1906 года постановил считать день Покрова Пресвятой Богородицы праздником всех монархических организаций и соорудить для Съездов Объединенного Русского Народа специальную икону Покрова. Икона была выполнена Васнецовым и иконописцем В.П. Гурьяновым и освящена митрополитом Владимиром (Богоявленским) в Успенском соборе Московского Кремля 26 апреля 1907 года, в день открытия IV Всероссийского Съезда Объединенного Русского Народа в Москве (26 апреля — 1 мая 1907). Васнецов был автором памятника на могиле одного из вождей монархического движения Владимира Андреевича Грингмута.

Немногие знают, что Виктор Михайлович Васнецов расписывал храмы. Самое главное его творение — роспись Владимирского кафедрального собора в Киеве. Перед началом работ Васнецов изучил не только древнерусское искусство, но и картины мастеров эпохи Возрождения и византийские мозаики для чего специально ездил в Италию. На создание 15 композиций, 30 отдельных фигур и роспись более 2000 квадратных метров стен ушло более 10 лет. Однажды Виктор Михайлович даже упал с лесов с большой высоты, но «Господь сохранил», как говорил сам художник.

Сюжеты его картин отличаются особым русским национальным духом: «Я всегда был убежден, что в жанровых и исторических картинах… в сказке, песне, былине, драме сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может быть и будущим… Плох тот народ, который не помнит, не ценит и не любит своей истории».

В центре шумной Москвы среди серой советской архитектуры, в тени вековых дубов спрятался сказочный домик — маленький мир исторической России.

В доме время как будто остановилось и ты попадаешь в прошлое — не было падения Империи, революция вихрем не проносилась и не сметала все на своём пути. А хозяева вышли из дома, но скоро вернутся.

Дом был построен в 1894 году по рисункам художника. На первом этаже располагались столовая, гостиная, а также комнаты жены, дочери и четырех сыновей. На втором этаже разместилась большая и светлая мастерская с высокими шестиметровыми потолками, где художник работал над своими известными произведениями. Убранство комнат было продумано самим Васнецовым в соответствии с его глубоким интересом к древнерусскому и народному искусству.

Неоштукатуренные бревенчатые стены, мебель, изготовленная по древнерусским образцам, печи — все создаёт впечатление русского дома в допетровскую эпоху! Зрелище невероятное!

Друзья, если вы здесь не были, обязательно посетите сказочный дом художника, где он прожил со своей семьей 32 года и где сохранена мемориальная обстановка!