Найти в Дзене

Первая женщина-капитан. А нужны ли вообще нам ледоколы?

Одного известного блогера почему-то возмутило назначение первой женщины капитаном атомного ледокола в России. И он поставил вопрос ребром. «Но на деле надо ставить вопрос — а на хрена они вообще там нужны, эти 60-летней дряхлости посудины с ядерным реактором на борту, крушащие трехметровый лед? Чего они добились за эти 60 лет? Арктика стала ближе, понятнее, освоеннее? Как без них обходится Норвегия? Канада? Героические полярники, мифические научные исследования? Изменения климата фиксируются и без их наблюдений, достаточно спутников. По сути мы слышим об этих ледоколах, только когда они привозят на Северный полюс очередную группу випов с Чилингаровым или телевизионщиков России-1, и они втыкают в лед российский триколор и устраивают там футбол. Ну и ледокольные проводки, раз в год ведут караван судов с генгрузом для далеких полярных поселков, которых по идее не должно быть вообще. И мы приходим к понимаю того факта, что вся эта арктическая одиссея -- одна огромная показуха, фиксация рос

Одного известного блогера почему-то возмутило назначение первой женщины капитаном атомного ледокола в России. И он поставил вопрос ребром. «Но на деле надо ставить вопрос — а на хрена они вообще там нужны, эти 60-летней дряхлости посудины с ядерным реактором на борту, крушащие трехметровый лед? Чего они добились за эти 60 лет? Арктика стала ближе, понятнее, освоеннее? Как без них обходится Норвегия? Канада? Героические полярники, мифические научные исследования? Изменения климата фиксируются и без их наблюдений, достаточно спутников. По сути мы слышим об этих ледоколах, только когда они привозят на Северный полюс очередную группу випов с Чилингаровым или телевизионщиков России-1, и они втыкают в лед российский триколор и устраивают там футбол. Ну и ледокольные проводки, раз в год ведут караван судов с генгрузом для далеких полярных поселков, которых по идее не должно быть вообще. И мы приходим к понимаю того факта, что вся эта арктическая одиссея -- одна огромная показуха, фиксация российского присутствия, геополитическая заявка с красивым пиаром, ядерным двигателем и теперь еще и с женщиной-капитаном». (Ссылка в первом комменте)

Блогер авторитетный, с большим количеством подписчиков. Но в данном случае, он, на мой взгляд, сильно погорячился. Я не исследователь Арктики, но работы арктических исследователей и арктическую экономику я мониторю довольно внимательно уже много лет.

Попробую несколько уточнить картину, нарисованную блогером. Зачем России нужен атомный ледокольный флот? Давайте посмотрим на карту. У России самое протяженное побережье Северного-Ледовитого океана. Нужно это России или не нужно, так вопрос не стоит. Это просто есть. Сейчас идет очень активное освоение Севморпути. Это связано не с тем, что ледоколы «раз в год ведут караван судов с генгрузом для далеких полярных поселков» или кого-то возят на Северный полюс. Такая точка зрения, мягко говоря, несколько устарела. Грузы для поселков нужны, но дело не в этом. Главный груз — другой.

На Ямале работают мощные заводы по производству сжиженного газа. Чтобы эти заводы работали, их надо обеспечивать, а сжиженный газ надо вывозить. Если на запад от Ямала дизельные ледоколы пройти могут, то на восток — практически нет. Путь через море Лаптевых, Восточно-Сибирское море, Берингово море — очень трудный. Толстый лед и практически полное отсутствие заправок на тысячи километров. За прошлый год по Севморпути перевезли 37 млн тонн грузов. Объемы будут расти (к 2030 году — план 100 млн), в основном — это сжиженный газ. (Но есть еще и Норникель, и нефтяные проекты). Нужна постоянная проводка судов на восток. Здесь замены атомным ледоколам, которые могут работать без дозаправок, пока нет.

Блогер говорит, что ледокольный флот РФ — это «60-летней дряхлости посудины с ядерным реактором на борту». Видимо, он имеет ввиду атомоход «Ленин» 1960 года. Но «Ленин» уже не работает. Сегодня основу атомного ледокольного флота составляют суда, спущенные на воду за последние 10 лет. Вообще, корабли живут долго и для них во многих случаях 60 лет не такая и старость. Но к ледоколам это относится в меньшей степени. У них стирается корпус — буквально стирается об лед. Ледокольный флот во всем мире обновляется в среднем чаще, чем неледокольный. В России ситуация такая же.

Почему все остальные страны мира обходятся без атомных ледоколов? Скорее всего, причин две. Первая — это тот самый Севморпуть, который есть только у России. Все остальные страны строят дизельные или гибридные ледоколы — они для ближнего плавания нормально подходят. Наверно, атомные ледоколы пригодились бы Канаде, но там довольно настороженно относятся к атомным реакторам (хотя последнее время ситуация и здесь меняется в связи с установкой модульных реакторов, и я не исключаю, что мы еще увидим канадские атомные ледоколы). Для береговой охраны Канаде пока хватает мощных дизелей. Вторая причина — Россия просто умеет строить атомные реакторы для кораблей. Это сложная технология, но умеет это не только Россия — атомные подлодки есть много у кого. Но ни Америке, ни Индии, ни Китаю, ни Франции, ни Великобритании — не нужны ледоколы. (Хотя Китай, уже всерьез в эту сторону думает). А вот России —атомные ледоколы нужны. Поэтому, вероятно, она их и строит.

И последнее, что я хотел бы отметить. Пишет: «Героические полярники, мифические научные исследования? Изменения климата фиксируются и без их наблюдений, достаточно спутников». То, что «все видно со спутников», — это так же «верно», как и то, что «все есть в интернете», и стало быть не нужны университеты. Полярные исследователи есть не только в России, и мне за них очень обидно. Это мужественные и компетентные люди, которые делают огромную работу, чтобы понять как же все-таки работает эта «кухня мировой погоды», то есть Арктика. И они не заслужили такого пренебрежительного отношения.

Как сегодня построена работа. Например, со спутника можно оценить толщину льда (например, CryoSat-2), хотя и с довольно высокой погрешностью, но во многих случаях этого хватает. Но спутники не работают с материалом прямо, они видят его световое излучение, а это не совсем тоже самое. Это — интерпретация. А ее надо валидировать, то есть сверять с тем, что есть на самом деле. А значит кому-то надо идти по льду, бурить, брать пробы. Это тяжелая работа. Правда, это уже не имеет отношения к атомному ледокольному флоту.

И да, «Арктика стала ближе, понятнее, освоеннее», хотя блогер в этом сильно сомневается. И освоеннее она стала, в том числе благодаря атомным ледоколам.

Владимир ГУБАЙЛОВСКИЙ