Формула 1 стоит на пороге революционных изменений, которые вступят в силу в 2026 году, и Mercedes уже сейчас рассматривается многими экспертами как главный фаворит предстоящей технической перестройки. Новые правила кардинально изменят подход к силовым установкам, увеличив долю электрической мощности почти в три раза и введя полностью устойчивое топливо. По мнению аналитиков и инсайдеров паддока, Mercedes-AMG High Performance Powertrains находится в наиболее выгодном положении для доминирования в этой новой эре, основываясь на их техническом опыте, партнерстве с Petronas и успешной адаптации к предыдущим изменениям правил.
Революционные технические изменения 2026 года
Новая архитектура силовых установок
Правила 2026 года принесут самые радикальные изменения в силовых установках Formula 1 со времен введения гибридной эры в 2014 году. Ключевым нововведением станет кардинальное перераспределение мощности между двигателем внутреннего сгорания и электрическими компонентами. В отличие от текущих правил, где электрическая составляющая обеспечивает лишь 18-20% от общей мощности, новые силовые установки будут работать по принципу 50/50 между тепловой и электрической энергией.
MGU-K (кинетический мотор-генератор) увеличится в мощности с текущих 120 кВт (160 л.с.) до 350 кВт (470 л.с.) — почти в три раза. Это означает, что электрическая система будет генерировать почти столько же энергии, сколько двигатель внутреннего сгорания. Одновременно будет полностью исключена MGU-H (тепловой мотор-генератор), что существенно упростит конструкцию силовых установок, но создаст новые вызовы в области управления турбонагнетателем.
Переход на устойчивое топливо
Одним из наиболее значимых изменений станет полный переход на 100% устойчивое топливо, которое может производиться из биологических источников, синтетических материалов или даже извлекаться из атмосферы. Это кардинально изменит подход к разработке двигателей, поскольку новые виды топлива обладают иными характеристиками горения и энергетической плотности по сравнению с традиционными углеводородами.
Расход топлива также будет ограничен не массой (как сейчас — 100 кг/ч), а энергетическим содержанием — 3000 МДж/ч, что примерно на 25% меньше текущих лимитов. Это потребует от производителей двигателей достижения еще более высокого уровня термической эффективности при работе на альтернативных видах топлива.
Почему Mercedes считается фаворитом
Исторический успех и технический опыт
Mercedes имеет убедительную историю успеха в адаптации к новым техническим правилам Formula 1. Когда в 2014 году была введена текущая гибридная эра, Mercedes не просто адаптировался к изменениям — команда полностью доминировала, выиграв восемь подряд титулов конструкторов с 2014 по 2021 год. Этот успех был основан на превосходной интеграции всех компонентов силовой установки и глубоком понимании гибридных технологий.
Хайвел Томас, управляющий директор Mercedes-AMG High Performance Powertrains, описывает разработку моторов 2026 года как "полную перестройку", подчеркивая, что несмотря на кажущуюся схожесть с текущими двигателями, новые силовые установки представляют собой совершенно иную техническую задачу. Команда Mercedes начала подготовку к этим изменениям заблаговременно, используя накопленный за годы доминирования опыт в области гибридных технологий.
Стратегическое партнерство с Petronas
Ключевым преимуществом Mercedes является долгосрочное партнерство с Petronas, которое было продлено до 2030 года специально для работы с новыми правилами 2026 года. Petronas не просто поставляет топливо — компания ведет интенсивные исследования и разработки устойчивых видов топлива, которые станут обязательными с 2026 года.
Тото Вольф подчеркивает важность этого сотрудничества: "С 2026 года передовое устойчивое топливо будет в центре производительности F1 — и это дает нам фантастическую возможность продемонстрировать нашу экспертизу в этой области". Mercedes и Petronas уже проводят испытания биотопливных смесей, изучая характеристики горения, энергетическую плотность и термическую стабильность в условиях Formula 1.
Лидерство в области электрификации
Mercedes располагает значительным опытом в области электрификации благодаря участию в других гоночных сериях и разработке дорожных автомобилей. Джордж Расселл отмечает, что опыт команды в Formula E, работа над гиперкаром Mercedes-AMG ONE и наличие специалистов с глубокими знаниями в области будущих технологий дает Mercedes существенное преимущество.
Особенно важным является тот факт, что Mercedes уже сейчас использует 100% возобновляемую электроэнергию на своих заводах и активно инвестирует в устойчивые технологии для всей логистической цепочки. Это не просто корпоративная ответственность, но и практическая подготовка к требованиям новых правил.
Mercedes-AMG Petronas Formula 1 team car during a night pit stop showcasing professional team operation and Mercedes branding
Проблемы конкурентов
Red Bull-Ford: амбициозный, но рискованный проект
Red Bull впервые в истории Formula 1 решила стать производителем собственных двигателей, создав Red Bull Powertrains в партнерстве с Ford. Однако этот амбициозный проект сталкивается с серьезными трудностями. По данным нескольких источников, Red Bull-Ford значительно отстает в разработке, при этом их двигатель может быть существенно слабее конкурентов.
Кристиан Хорнер признает масштаб вызова: "Масштаб инвестиций — это самая большая единовременная инвестиция, которую Red Bull когда-либо делала в автоспорте. Вместе с Ford мы должны добиться успеха. Мы не можем позволить себе, чтобы этот проект не удался". Honda категорически отказалась от возможности аварийных поставок двигателей Red Bull в 2026 году, что подтверждает серьезность ситуации.
Ferrari: неопределенность и попытки изменить правила
Ferrari, традиционно сильная в области разработки двигателей, демонстрирует признаки беспокойства относительно новых правил. Скудерия активно лоббирует изменения в соотношении мощности, предлагая снизить долю электрической составляющей с 350 кВт до 200 кВт в гоночном режиме. Это предложение рассматривается экспертами как признак того, что Ferrari отстает в разработке гибридных компонентов.
Франко Нугнес сообщает, что в Маранелло говорят о "крайне экстремальном дизайне" нового двигателя с "чрезвычайно интересными решениями", что может указывать на попытку компенсировать технические недостатки через нестандартные подходы. Однако такой путь всегда связан с повышенными рисками в области надежности.
Honda: борьба с техническими вызовами
Президент Honda Racing Corporation Кодзи Ватанабе открыто признал, что японский производитель "борется" с разработкой силовой установки 2026 года. Несмотря на успешную работу с Red Bull в текущую эру, Honda сталкивается с серьезными трудностями в освоении новых технических требований.
Ватанабе подчеркнул важность электрификации для будущего Formula 1: "Позиция Honda заключается в том, что мы считаем электрификацию очень важным элементом движения к устойчивому будущему". Однако признание проблем в разработке указывает на то, что даже опытные производители сталкиваются с серьезными вызовами новых правил.
Технические преимущества Mercedes
Интеграция силовой установки и шасси
Mercedes обладает уникальным преимуществом полной интеграции между разработкой силовой установки в Бриксуорте и шасси в Брэкли. Это позволяет команде оптимизировать взаимодействие между всеми системами автомобиля с самого начала проектирования. В отличие от команд-клиентов, которые должны адаптировать свои шасси к готовым двигателям, заводская команда Mercedes может создавать целостные решения.
Симоне Реста, заместитель технического директора Mercedes, выражает уверенность в том, что команды не столкнутся с сюрпризами в 2026 году благодаря тесному сотрудничеству с FIA в процессе разработки правил. Это говорит о глубокой вовлеченности Mercedes в процесс создания технических регламентов и понимании их тонкостей.
Опыт работы с комплексными гибридными системами
Mercedes-AMG ONE стал первым и единственным дорожным автомобилем, использующим настоящую силовую установку Formula 1 с полной гибридной системой. Этот проект дал Mercedes бесценный опыт в области интеграции высокомощных электрических компонентов с двигателями внутреннего сгорания в условиях, близких к дорожной эксплуатации.
Опыт Formula E также играет важную роль, поскольку Mercedes была одной из самых успешных команд в этом чисто электрическом чемпионате. Знания, полученные в области управления батареями, рекуперации энергии и электрических силовых установок, напрямую применимы к требованиям Formula 1 2026 года.
Проактивный подход к устойчивым технологиям
Mercedes не ждала введения новых правил для начала работы с устойчивыми технологиями. Команда уже использует биотопливо HVO100 для логистики европейского сезона, инвестирует в сертификаты устойчивого авиационного топлива и применяет 100% возобновляемую электроэнергию на производстве.
Этот проактивный подход дает Mercedes не только PR-преимущества, но и практический опыт работы с технологиями, которые станут обязательными в 2026 году. Команда уже понимает особенности поведения альтернативных видов топлива и может оптимизировать свои двигатели под эти условия.
Мнения экспертов и прогнозы
Скептические голоса
Не все эксперты разделяют уверенность в доминировании Mercedes в 2026 году. Жак Вильнёв, чемпион мира 1997 года, выражает скептицизм относительно способности Mercedes повторить успех 2014 года: "В 2014 году Mercedes имела пятилетнее преимущество над соперниками... Все теперь начинают с солидного понимания того, как работают эти силовые установки, так почему Mercedes должна суметь сделать еще один большой рывок вперед?"
Хельмут Марко из Red Bull также оспаривает слухи о превосходстве Mercedes: "Mercedes объявила себя фаворитом, но ничто не доказывает этого. Разработка только двигателя внутреннего сгорания невероятна. Двигатель меньше, чем в моей газонокосилке!". Эти комментарии подчеркивают, что успех Mercedes в 2026 году не является предрешенным.
Поддерживающие мнения
С другой стороны, множество инсайдеров паддока и журналистов сходятся во мнении, что Mercedes находится в наилучшем положении. Карлос Сайнс, переходящий в Williams, публично заявил, что одной из причин его решения стала перспектива использования двигателя Mercedes в 2026 году. Это заявление особенно значимо, учитывая, что Сайнс имел инсайдерскую информацию о прогрессе Ferrari.
Журналисты Auto Motor und Sport и Sky Sports регулярно сообщают о том, что только один из производителей двигателей находится в "хорошей форме" для 2026 года, при этом большинство источников указывает на Mercedes. Эти утечки, хотя и не подтвержденные официально, создают консенсус в паддоке относительно технического лидерства Mercedes.
Потенциальные риски и вызовы
Проблема истощения батареи
Одной из главных технических проблем новых правил является риск истощения электрической энергии на длинных прямых участках трасс вроде Монцы или Баку. FIA продолжает работать над регулированием для предотвращения ситуаций, когда пилоты будут вынуждены "поднимать и скользить" на прямых или досрочно тормозить для рекуперации энергии.
Никлас Томбазис, технический директор FIA по одноместным автомобилям, заверяет: "Мы абсолютно категорически убедимся, что им не придется поднимать газ в определенной зоне для того, чтобы что-то сделать с энергией". Однако эта проблема может повлиять на всех производителей, включая Mercedes.
Неопределенность в области надежности
Увеличение мощности электрических компонентов почти в три раза создает новые вызовы в области надежности. MGU-K мощностью 350 кВт будет работать в экстремальных условиях, и любые проблемы с надежностью могут свести на нет преимущества в производительности. Mercedes должна будет найти баланс между максимальной производительностью и долговечностью компонентов.
Адаптация к новой аэродинамике
Правила 2026 года включают не только изменения в силовых установках, но и радикальную перестройку аэродинамики с введением активных элементов.
Машины будут на 30 кг легче и значительно более зависимы от электрической мощности для поддержания производительности. Это потребует от Mercedes не только создания лучшего двигателя, но и оптимальной интеграции всех систем автомобиля.
Влияние на расстановку сил в чемпионате
Перспективы команд-клиентов Mercedes
Если прогнозы относительно превосходства двигателей Mercedes оправдаются, это серьезно изменит конкурентную картину чемпионата. McLaren, уже показывающая отличные результаты с текущими двигателями Mercedes, может стать главным претендентом на титулы. Williams и Alpine (которая перейдет на двигатели Mercedes с 2026 года) также получат значительные преимущества.
Особенно интересной будет ситуация с Alpine, которая отказалась от собственной программы двигателей именно из-за уверенности в превосходстве Mercedes. Это решение может оказаться стратегически верным, если Mercedes действительно создаст доминирующий двигатель.
Давление на другие команды
Ferrari с двумя клиентами (Haas и будущая команда Cadillac), Honda с Aston Martin, и Red Bull-Ford с Racing Bulls столкнутся с серьезным давлением, если Mercedes получит существенное преимущество. История Formula 1 показывает, что преимущества в силовых установках могут сохраняться годами, как это было в эру доминирования Mercedes с 2014 по 2020 год.
Макс Ферстаппен уже выражал обеспокоенность относительно управляемости автомобилей 2026 года на симуляторах, что может указывать на проблемы с интеграцией двигателя Red Bull-Ford. Если эти проблемы подтвердятся, Mercedes может получить не только техническое, но и психологическое преимущество.
Заключение
Mercedes действительно имеет множество объективных причин рассматриваться как фаворит новой эры Formula 1, начинающейся в 2026 году. Комбинация исторического опыта успешной адаптации к новым правилам, стратегического партнерства с Petronas в области устойчивых топлив, глубокой экспертизы в гибридных технологиях и проблем конкурентов создает благоприятную ситуацию для немецкой команды.
Однако важно помнить, что Formula 1 остается непредсказуемым спортом, где успех прошлого не гарантирует доминирования в будущем. Правила 2026 года представляют настолько радикальные изменения, что даже самые обоснованные прогнозы могут оказаться неточными. Тем не менее, Mercedes располагает наилучшими предпосылками для успеха в новой эре Formula 1, и их статус фаворитов представляется обоснованным на основе имеющейся информации.
Окончательный вердикт будет вынесен только тогда, когда новые силовые установки впервые выйдут на трассу в январе 2026 года. До этого момента останется лишь следить за развитием событий и анализировать косвенные признаки технического прогресса различных производителей. Но уже сейчас очевидно, что 2026 год станет поворотным моментом в истории Formula 1, определяющим расстановку сил на годы вперед.