Найти в Дзене

«Бахчисарайский фонтан» Брюллова. Самые интересные детали

Почему одна из женщин так грустит на картине Брюллова "Бахчисарайский фонтан"? А другая так грозно на неё смотрит? Давайте разбираться. Итак, вокруг источника воды сидят восточные женщины в ярких нарядах. Они праздно проводят время: кушают ягоды, играют с рыбками. Это наложницы гарема крымского хана Гирея. Многие из них согласны со своей участью и даже довольны. Более того, одна из них любит хана всем сердцем. Это грузинка Зарема. Но новая заложница, польская княжна Мария, стала её истинной соперницей. Ведь хан влюблен в неё. Но не взаимно. Мария грустит по дому. И единственное её утешение — распятие Христа на стене, которое она привезла из дома. Карл Брюллов написал эту картину по мотивам поэмы Александра Пушкина. Тот, будучи в кавказской ссылке, посетил ханский дворец XVI века. И был очарован восточной архитектурой. А заодно написал поэму о наложницах гарема хана, которые когда-то обитали в этих стенах. Скорее выдумка, но такая невероятная. Зарему Брюллов тоже изобразил. Вот она гро
Оглавление

Карл Брюллов. Бахчисарайский фонтан. 1849. Пушкинский музей в Москве.
Карл Брюллов. Бахчисарайский фонтан. 1849. Пушкинский музей в Москве.

Почему одна из женщин так грустит на картине Брюллова "Бахчисарайский фонтан"? А другая так грозно на неё смотрит?

Давайте разбираться.

Итак, вокруг источника воды сидят восточные женщины в ярких нарядах. Они праздно проводят время: кушают ягоды, играют с рыбками.

Это наложницы гарема крымского хана Гирея. Многие из них согласны со своей участью и даже довольны.

Более того, одна из них любит хана всем сердцем. Это грузинка Зарема.

Но новая заложница, польская княжна Мария, стала её истинной соперницей.

Ведь хан влюблен в неё. Но не взаимно.

Мария грустит по дому. И единственное её утешение — распятие Христа на стене, которое она привезла из дома.

Карл Брюллов написал эту картину по мотивам поэмы Александра Пушкина.

Тот, будучи в кавказской ссылке, посетил ханский дворец XVI века. И был очарован восточной архитектурой. А заодно написал поэму о наложницах гарема хана, которые когда-то обитали в этих стенах.

Ханский дворец в Бахчисарае. Время основания - XVI век.
Ханский дворец в Бахчисарае. Время основания - XVI век.

Скорее выдумка, но такая невероятная.

Зарему Брюллов тоже изобразил. Вот она грозно смотрит в сторону Марии, держа руку на своем кинжале.

Мы знаем, что будет дальше. Она погубит Марию. А затем погибнет сама от рук стражников гарема. Хан не простит ей смерти той, которую любил.

Искусствоведение

У женщин мы видим типичные для Брюллова черты лица. Темноволосые, светлолицые, с крупными глазами и пухлыми губками.

Художник видел в итальянках воплощение своей мечты об идеальной красоте. Их черты лица стали для него эталоном, с которого он писал и лица наложниц для этой картины.

Создать карусель
Создать карусель

Причём выбран один типаж. Они как будто сестры. Их же сестры живут и в «Последнем дне Помпеи». Согласны?

Фрагмент «Последнего дня Помпеи» (1832).
Фрагмент «Последнего дня Помпеи» (1832).

Брюллов сильно набил руку на таком типаже.

Если ему нужно было написать лицо другого типа, то он немного терялся. В этом случае образ получался довольно картонным.

Посмотрите на стоящую грузину Зариму или сидящую на подоконнике окна Марию.

-5

Они по типажу не итальянки. И Брюллов написал их довольно странно: слишком шаблонно, плоско, как будто это эскизы.

Что ж, художники часто изображали один типаж. И другие просто не получались.

В результате, ради типажа Брюллов готов был менять образ своих моделей.

Покажу пример.

Вот портрет графини Стефании Витгенштейн. По свидетельствам современников, это была женщина со светлыми волосами.

Карл Брюллов. Портрет графини Стефании Витгенштейна. 1829. Частная коллекция.
Карл Брюллов. Портрет графини Стефании Витгенштейна. 1829. Частная коллекция.

Но идеалом Брюллова были жгучие брюнетки, итальянки. И вот графиня становится темноволосой.

Так что, если приходилось изобразить женщин другого типажа, он либо менял облик, либо образ получался картонным, недоработанным.

Это не значит, что Брюллов был плохим художником. Он добился большой славы и признания. И просто у него не было необходимости работать над своими «слепыми» зонами.

***

Подписывайтесь на мой канал в Дзен вот здесь.

Если Вы хотите по-настоящему разбираться в живописи, я могу также отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. 15 уроков, а также онлайн-тест: