Начало 2000-х. Это было время, когда ретроавтомобили могли легко пробежать тысячу километров, фестивальное движение любителей автомотостарины набирало обороты, задора и энергии хватало не спать несколько дней, а московский район Тушино был не жилым массивом, а еще пустырем…
Поэтому когда «Виллис» с белорусскими номерами в 12 часов ночи уперся решеткой радиатора в ворота Тушинского аэродрома в Москве, где накануне начался Пятый Московский Международный автомобильный фестиваль «Автоэкзотика-2001», охранники от неожиданности зажмурили глаза. Позади в колонне, организованной незарегистрированным белорусским Общественным объединением «Волга» ГАЗ-21/22», стояли еще четыре ГАЗ-21 и две «Победы». Такой представительной делегации из Беларуси организаторы не ожидали, а потому вместо рядовой проверки документов сразу же широко распахнули ворота и даже дали машину сопровождения со словами «Добро пожаловать! Завтра утром увидите наш колхоз «Светлый путь»…
Наскоро в темноте разбив палатки и глотнув праздничного лимонада (за то, что доехали!), мы упали в душистую июльскую траву и заснули крепким сном. Утром посмотрим на ваш московский колхоз!..
…Мне довелось участвовать не в одной «Автоэкзотике», но эта была одной из самых представительных. Для участия в этом, юбилейном, фестивале зарегистрировалось более 500 автомобилей. Хотя по сравнению с тем же 2000 годом эта цифра и оказалась поменьше, значительно выросло количество клубных экспозиций из разных стран. Гости съехались с окраин России, Украины, Казахстана, Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии и Беларуси, что сделало фестиваль по-настоящему международным. А если учесть, что большинство его участников дневали и ночевали под открытым небом в туристических палатках, то можно сказать, что фестиваль автомобильных антикваров получился масштабным и очень веселым...
В связи с его новой, коммерческой, направленностью (впервые было разрешено продавать автомобили прямо на фестивале) немного изменился и состав его участников. Изначально «Автоэкзотика» создавалась как мероприятие ретроавтолюбителей. В частности, большую роль играл в нем небезызвестный Дмитрий Ломаков, создатель, президент и владелец в одном лице «Ломаковского музея старинных автомобилей». В 2001-м же преобладали не архаичные автораритеты, а вполне современные на тот момент и актуальные изделия мировой автопромышленности, изменившие свои внутренности или внешность в многочисленных тюнинговых мастерских. Впрочем, жалеть о том, что «Экзотика» осовременилась, мне не пришлось. На то он был и фестиваль, чтобы не повторять самого себя.
Частники не скромничали и стояли в самых разных местах, кто-то при различных автоклубах, которых на фестивале зарегистрировалось аж 40. Среди постояльцев экзотического двора были «Автоамерика», «Фольксваген Жук», «Порше», «Сааб», «Альфа-Лянча», «Мерседес-бенц»…
Впервые представили свои сокровища автобаза Управления делами президента России и клуб «МАКИ», «Суперлимузин» и журнал «Игрушки для больших», прикативший на фестиваль аж два «Виллиса» (в 2000 году не было ни одного).
Как обычно, огромную часть жизненного пространства выставочной площадки аэродрома заняли 21-е «Волги», «Победы» и «Москвичи». С ними у организаторов всегда были проблемы: не пускать их в Тушино было нельзя -- как-никак, образчик достижений советской автоиндустрии, а пустить всех -- заполонят аэродром. Поэтому на поле смогли проехать лишь гости фестиваля и члены клубов. Дело в том, что именно год назад на «Автоэкзотике-2000» несколько местных сообществ и победовладельцев-одиночек объединились в единый автоклуб М-20 «Победа». 6 июля 2001 года он отмечал год с момента своего образования, поэтому оставить за забором выставки свое детище организаторы не посмели. Этим же путем пошли и «москвичи», которые накануне «Автоэкзотики-2001» заявили об объединении клубов владельцев автомобилей «Москвич». И мужики понаехали!
«Автоэкзотика-2001» впервые стала прибежищем для сотни тюнинговых автомобилей. Поразили «Волги-310221», поставленные на шасси от ГАЗ-66. Как казалось, колеса-бигфуты делают уродливую и непропорциональную внешность газовского универсала интересной и актуальной для русских дорог. Получилось очень даже симпатично, но для сельской местности, потому что в городе водителю то и дело пришлось бы стучаться капотом о светильники светофоров...
На тушинской взлетке стояло чрезвычайно много «заряженных» автомобилей -- веселых тюнингованных машин в розовеньких и желтеньких цветах. Нашпигованый фарами и антеннами, «Моня» был вне конкуренции. Рядом «отдыхал» «Симот» -- один из пока немногих самодельных автомобилей, представленных на фестивале. Собирался он из огромного количества деталей машин разных марок в течении пяти лет. Примечателен тот факт, что задние сидения и часы позаимствованы у ТУ-154. Название машины было сложено из имен членов семьи Сироткиных, глава которой и занимался сборкой этого интересного экспоната. Кстати, существует также Симот-2 (прицеп), Симот-3 (трактор). А в планах -- Симот-4 (крохотный электромобиль).
Все три дня среди машин доминировали самые модные цвета сезона -- серый и розово-красный. В первый, очень популярный в 1950-1960-е года, окрашивали советские автомобили, рядом с ними вдоль высокого забора Тушинского аэродрома неспешно прогуливались тогда еще милиционеры в сером. Пикантно смотрелись и другие яркие экспонаты -- розовые машины и обнаженная девушка, тоже розоватая. Она лежала рядом с «линкольном», выполненном в стиле «Ночь в Нью-Йорке», над телом ее работал оригинал-художник.
Впервые на фестивале были представлены два симпатичных пляжных джипа. Единственные на тот момент в Европе, они оба оказались в России, на фестивале. Помимо того, что их выпуск был единичным (по заказу Стивена Сигала к фильму «Осада-2»), эксплуатировались они лишь в Австралии и Америке. Главная особенность этих машин: покупателю предлагался контейнер с деталями и сервисной книжкой «Собери сам».
Впрочем, несмотря на жестокую конкуренцию со стороны тюнинговиков и изобретателей-самоучек, старинные автомобили на «Автоэкзотике» пользовались повышенным интересом. Лидировал командирский вариант 6-цилиндрового ГАЗ-1173 приблизительно 1940-1946 года выпуска. Завод хотел бы выкупить некогда произведенную им самим машину для того, чтобы сделать подарок вице-премьеру России Виктору Черномырдину. Но эксперты оценили состояние автомобиля словами «реставрации не подлежит». После этого выкупили машину умельцы, раскопали в архивах и музеях чертежи да восстановили машину до идеальнейшего состояния: 98 процентов -- оригинальные части. Больше таких автомобилей нет!
На трейлере, как на постаменте, в углу тихо ютилась серо-голубая сильно потрепанная «птица». Эта ржавая помойка на самом деле -- мировая реликвия, найденная в глубинке России. В книгах такой Alfa Romeo нет, так как делалась она по индивидуальному заказу в немецком ателье «Грезерс». Тем не менее, рама и многие другие детали -- серийные. Интересно, отреставрировали ли ее? Какая судьба у машины?
Из иностранных производителей запомнился Mercedes 1949 года выпуска, у которого сохранились все (!) оригинальные детали. Пусть с доработкой, со шлифовкой и ремонтом -- но все. Светло-красный автомобиль стоял на солнцепеке в окружении большой толпы, а хозяин его -- дородный мужчина лет сорока -- явно польщенный таким вниманием, отвечал на многочисленные вопросы.
Очень широким было представительство американских автомобилей, выполненных -- ох уж эта мода! -- преимущественно в розовых тонах. Среди них выделялись Paccard 1939 года, Oldsmobile Holiday Hardtop 1956 года и Cadillac1959-го. По соседству с американцами расположились два спортивных Berton-Fiat (год выпуска не установлен). Выглядели они очень даже стильно!
«Автоэкзотика-2001» не осталась без изюминки. Впервые фестиваль проходил при непосредственном участии аэроклуба имени В.Чкалова, а фигуры высшего пилотажа, продемонстрированные летчиками на спортивных самолетах, не просто захватывали дух...
Так что тогда в Тушино собрались не только владельцы экзотических машин и мотоциклов, но и владельцы самолетов. На фестиваль должен был прилететь и биплан «Сопвич Таблоид» 1914 года, но, к сожалению, увидеть его мне так и не пришлось: то ли не долетел, то ли я не дошел до взлетки...
Все три дня «Автоэкзотики-2001» на центральной сцене и ее окрестностях проходили различные массовые мероприятия -- презентации клубов, машин частных владельцев, соревнования «Формула звука» среди профессионалов, викторина на призы журнала «За рулем». Поддержать стильными рок-н-роллами дружественную тусовку автолюбителей, для которых автомобиль -- больше, чем просто средство передвижения, приехали группы «Эроплан» и Crossroads. Зарегистрировался как участник и Гарик Сукачев. Кидая руки по сторонам, без эстрадного прикида, он с гордостью тыкал пальцем в сторону: «А вон там -- мой мотоцикл!»
Конечно, «Автоэкзотика» многие годы еще была веселой тусовкой, потом стало даже модно в разных городах организовывать подобные фестивали. В том числе и в Беларуси. В нашей стране тогда ретродвижение было в самом разгаре, а в гаражах еще стояло множество пыльных машин, которые ждали своего звездного часа. Многие потом демонстрировались на одной из первых выставок ретроавтомобилей, которая прошла на стадионе в Парке Челюскинцев в Минске. Но это совсем другая история, о которой я расскажу позже…
Игорь Кандраль, фото автора
Материал опубликован на портале Onliner.by в рубрике "Авто". Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при размещении гиперссылки