Основатель и экс-собственник авиаперевозчика «Волга-Днепр» Алексей Исайкин во время празднования 35-летнего юбилея компании в Ульяновске объявил сотрудникам о вероятной передаче бизнеса государству, пишет «Ъ». По словам Исайкина, группа «представляет интерес для тех, кто нуждается в услугах ее профиля», но «интерес этот проявляется с учетом специфики текущего момента».
Востребованность возможностей «Волги-Днепра» для государства подтверждена партнерством с правительством Москвы (на перевозку медикаментов — прим. редакции). Если Родина говорит, что компания должна пойти на службу Родине, то ну все: национализация, конфискация, справедливая сделка, любая форма, — сказал он.
Группа «Волга-Днепр» объединяет авиакомпании AirBridgeCargo, «Волга-Днепр» и «Атран», а также сервис техобслуживания «ВД Инжиниринг» и техцентр «Волга-Днепр Техникс Ульяновск». До 2022 г. компания была одним из крупнейших мировых авиаперевозчиков и доставляла около половины всех грузов из РФ. Сейчас занимается перевозками внутри России, а также летает в Китай, ОАЭ и Индию и другие страны.
По итогам 2021 г. выручка «Волга-Днепр» составила 185 млрд руб. (чистая прибыль 52,6 млрд руб.). В 2022 г. чистая прибыль снизилась до 35 млрд руб., за 2023 г. рухнула до 140 млн руб. Чистый убыток за 2023 г. составил 14,7 млрд руб., в 2024 г. убыток компании вырос еще на 5,2 млрд руб.
В ноябре 2024 г. Росавиация приостановила действие сертификата эксплуатанта AirBridgeCargo. Авиакомпания «Волга-Днепр» сохранила летные сертификаты трех самолетов Ан-124–100 («Русланы») и пяти Ил-76, авиакомпания «Антран» — сертификата эксплуатанта двух Ан-12. Также группа обладает большим запасом запчастей, блоков и агрегатов, что, по мнению экспертов, при своевременном техобслуживании и модернизации поможет самолетам оставаться «на крыле» до 2050 г. Помимо этого, у AirBridgeCargo на конец 2024 г., по данным отчетности, на ответхранении находятся 14 Boeing. Парк воздушных судов группы может быть интересен Минобороны и коммерческим авиаперевозчикам.
После ввода санкций США, Канады, Великобритании и ЕС в отношении основателя «Волги-Днепра» Алексея Исайкина и его бизнес-партнера Сергея Шкляника, компания перешла топ-менеджменту. По данным СПАРК, в настоящее время управляющая компания, в которую входит головная компания и техцентры, на 50% принадлежит Игорю Аксенову, долями по 25% владеют Валерий Габриэль и Вильдан Зиннуров.
Вероятность обращения имущества «Волга-Днепр» в доход государства обсуждается с зимы 2025 г., после того как в головном офисе авиакомпании прошли обыски, а экс-совладельца компании Сергея Шкляника вызывали «на беседы» в СКР. По внешней оценке активы «Волга-Днепр» могут составлять от 30 до 47 млрд руб.
Ранее DK.RU приводил мнение гендиректора авиакомпании «Уральские авиалинии» Кирилла Скуратова, который отмечал, что ожидает стагнацию авиаперевозок в 2025 г., т.к. на данный момент техника используется на пределе летных возможностей, а поставок новых самолетов не ожидается.
Напомним, что по сведениям министра промышленности и торговли РФ Антона Алиханова, по состоянию на весну 2025 г. закупленные и оплаченные Россией авиационные запчасти на сумму $500 млн «зависли» за океаном. Министр отмечал, что Москва «заинтересована в разблокировке поставок» и указывал на резон признания в процессе российско-американских переговоров проведенных российскими авиакомпаниями ремонтных работ в период 2022-2025 гг.
Читайте также на DK.RU:
>>> Российским авиаперевозчикам расширили право на «мокрый» лизинг самолетов
>>> Российским авиакомпаниям разрешили «каннибализировать» самолеты