Найти в Дзене

Культурное наследие: музей в Куюргазинском районе раскрыл тайны костюмов народов

Сотрудники уникального хранилища рассказали, как орнаменты и детали одежды служили оберегом и отражали мировоззрение предков.

Куюргазинский район представляет собой уникальный этнокультурный ландшафт. Здесь исторически сложившееся соседство башкир, русских, татар и чувашей сформировало сложную систему взаимопроникновения культур. Одним из самых ярких маркеров этой культурной мозаики является национальный костюм. Анализ традиционной одежды народов, населяющих район, показывает, что каждая деталь имела строгое функциональное и символическое значение. В основе башкирского костюма, продиктованного полукочевым укладом, лежит идея защиты. Женский нагрудник (селтэр), богато украшенный кораллами и серебряными монетами, был не просто украшением, а мощным оберегом, закрывавшим жизненно важные центры, а его звон, по поверьям, отпугивал злых духов.

Ключевые орнаменты, такие как «кускар» (бараньи рога) или солярные знаки, символизировали плодородие и жизненную силу. Как отмечает директор МБУК «Музейное объединение» МР Куюргазинский район РБ Анна Глущенко, интересным элементом женского костюма стали и так называемые французские платки. - Существует мнение, что «француз яулык» появились в Башкирии после Отечественной войны 1812 года, - говорит Анна ГЛУЩЕНКО. - Доблестные башкирские конники, дошедшие до Франции и прозванные „северными амурами“, возвращаясь домой с победой, везли в качестве трофея любимым женам и дочерям платки кумачового цвета с крупными белыми цветами. Схожая защитная функция прослеживается и в русском костюме, где вышивкой-оберегом украшались самые уязвимые части одежды: ворот, манжеты, подол.

Основой женского наряда были рубаха и понева - распашная юбка, служившая маркером замужней женщины и символом плодородия, что подчеркивалось и главным орнаментальным мотивом - ромбом с точками, знаком засеянного поля. В то время как башкирский и русский костюмы несли в себе ярко выраженную обережную функцию и символику земли, татарский костюм привносил в палитру региона восточную гармонию и изысканность.

Его трапециевидный силуэт, использование дорогих тканей вроде бархата и парчи, а также уникальное искусство кожаной мозаики на праздничной обуви (ичигах) говорили о высоком статусе владельца. - Стоит отметить, что традиционная мягкая обувь была характерна и для башкирского костюма, - добавляет Анна Михайловна. - Женские ситек (или итек) в отличие от мужских черных чаще были цветными - зелеными, желтыми, красными, и они украшались узорной строчкой и аппликацией из кожи. Наиболее архаичным и символически насыщенным является чувашский костюм, который можно назвать настоящей картой вселенной на белом холсте. Строгий геометрический орнамент был зашифрованным посланием о мироустройстве, а головной убор замужней женщины хушпу, усыпанный бисером и монетами, служил и защитой, и своеобразным «паспортом».

Здесь можно отметить отдельный вклад жительницы райцентра Нины Григорьевны Гавриловой, сотрудницы поликлинического отделения №2 села Ермолаево, которая уже дважды подарила музею старинные наряды чувашей. Это одежда „синих“ чувашей села Сихонкино Кармаскалинского района. - Среди наших экспонатов особенно выделяется тяжёлое монисто. Оно было подарено купцом Манзуровым своей дочери Елизавете. На самотканом холсте нашиты серебряные монеты, самая старая — периода правления Елизаветы Петровны, 1745 года, самая поздняя - 1914 года, Николая II, - делится историей музея Анна Глущенко. Сегодня к национальному костюму есть современный подход. Многие бренды работают над ним, стилизуя и выводя национальный узор на улицы. Так что можно сказать, что наследие наше не законсервировано в витрине, а живет своей жизнью.