Найти в Дзене
олег половцев

Деятельность спецгрупп НКВД в Украине

Спецгруппа майора Соколова Спецгруппа НКВД Соколова. На переднем плане – Алексей Соколов. Задокументированным примером создания и деятельности спецгруппы НКВД как под видом отряда УПА, так и под видом боевки СБ ОУН служит рапорт майора Соколова, процитированный в книге Сергийчука и на странице 272 книги американского историка Джеффри Бурдса «Советская агентура». Создание В начале апреля 1944, еще до освобождения Тернополя от немцев, начальником отдела по борьбе с бандитизмом Тернопольского областного управления НКВД был назначен Алексей Соколов, тогда еще в звании капитана госбезопасности. А через несколько дней после освобождения города Соколов вместе с подчиненными ему сотней советских партизан из соединения Сабурова начал в области операции против украинских борцов за независимость. В январе 1945 года в нескольких районах Тернопольской области проходила военно-чекистская операция против украинских повстанцев , в которой, в частности, участвовали 221-й и 222-й батальоны НКВД с в

Спецгруппа майора Соколова

Спецгруппа НКВД Соколова. На переднем плане – Алексей Соколов.
Спецгруппа НКВД Соколова. На переднем плане – Алексей Соколов.

Спецгруппа НКВД Соколова. На переднем плане – Алексей Соколов.

Задокументированным примером создания и деятельности спецгруппы НКВД как под видом отряда УПА, так и под видом боевки СБ ОУН служит рапорт майора Соколова, процитированный в книге Сергийчука и на странице 272 книги американского историка Джеффри Бурдса «Советская агентура».

Алексей Иванович Соколов
Алексей Иванович Соколов

Создание

В начале апреля 1944, еще до освобождения Тернополя от немцев, начальником отдела по борьбе с бандитизмом Тернопольского областного управления НКВД был назначен Алексей Соколов, тогда еще в звании капитана госбезопасности. А через несколько дней после освобождения города Соколов вместе с подчиненными ему сотней советских партизан из соединения Сабурова начал в области операции против украинских борцов за независимость.

В январе 1945 года в нескольких районах Тернопольской области проходила военно-чекистская операция против украинских повстанцев , в которой, в частности, участвовали 221-й и 222-й батальоны НКВД с временным оперативным подчинением майору Соколову. Вышеназванные батальоны действовали сначала в районе сел Конюхи , Выстроев и Ценов Козовского района и в близлежащих хуторах, впоследствии — в районе сел Глинна , Плавучая Великая и Плавучая Малая , также включая окрестные хутора. С лицами, арестованными в ходе этой операции, и началась работа по вербовке в создаваемую спецгруппу НКВД. Номинальным командиром стал бывший комендант боевки окружного провода ВБ, который уже давно работал агентом НКВД и был неоднократно проверен в деле, даже несколько раз был ранен во время чекистских операций. В первую пятерку завербованных вошли боец ​​боевки СБ ОУН и комендант жандармерии одного из шалашей, перед тем выкуренные дымом из тайника, боец ​​повстанческой сотни и двое «добровольцев» — куренный врач и россиянин, ранее взятый в местную боевку, а затем взятый из местной боевки. В доказательство своей лояльности, завербованные рассказали об известных им тайниках, составе, лазарете, связных и, освобожденные, пошли вместе с военными продолжать операцию, облегчая им работу. С новыми арестованными и взятыми в плен снова начиналась работа по выбиванию информации и вербовке. Один из завербованных посоветовал Соколову принять также в состав группы пару «мельниковцев» и сыграть на взаимной неприязни «мельниковцев» и «бандеровцев» . Из рапорта майора Соколова:

И действительно, эти двое «мельниковцев» сыграли большую роль, чтобы удержать группу от распада, они оба агитировали людей не разбегаться и честно служить Советской власти, а мне сообщали все, что говорят между собой бывшие бандиты.

По окончании военно-чекистской операции спецгруппа насчитывала уже завербованных 19 человек.

Чтобы еще больше привязать завербованных, почти все из которых, по данным агентуры Соколова, собирались дезертировать из спецгруппы, он предложил им написать ко всем своим знакомым повстанцам письма с предложением сдаться, которые впоследствии были им переданы через родных. Опасаясь за судьбу своих близких, ряды повстанцев покинули еще 74 человека, которых также допросили .

  1. Центральный государственный архив общественных объединений Украины (далее в тексте — ЦДАГОУ ), ф. 1, оп. 16, дело. 68, л. 9-17
  2. НРУ, 2010 , с. 1-127.
  3. ЦДАГОУ, ф. 1, оп. 16, дело. 757, л. 13-14
  4. ЦДАГОУ, ф. 1, оп. 16, дело. 757, л. 23
  5. ЦДАГОУ, ф. 1, оп. 16, дело. 77, л. 2
  6. ДАРФ, ф. 9478, оп. 1, дело. 487, л. 206
  7. Билас И. Г. Репрессивно-карательная система в Украине. 1917-1953. Общественно-политический и историко-правовой анализ Книга 2, с. 459-460. Киев, 1994