Часть 2
Израильские историографы разделят Вторую Ливанскую войну на четыре этапа.
- Первый этап: налеты авиации и артиллерийские обстрелы; 13 – 19 июля
Артиллерия пыталась нащупать позиции ракет малой дальности. Самолеты развернули охоту на ракеты средней и большой (по ближневосточным меркам) дальности. В первые двое суток войны авиация разрушила 69 мостов на автомобильных дорогах, фактически перерезав сухопутные коммуникации между Ливаном и Сирией. Корабли ВМС Израиля 13 июля приступили к блокаде побережья Ливана. Нарушение автодорожной сети, вывод из строя аэропорта Бейрута и морская блокада исключили, как считалось, возможность доставки ракет из Ирана воздухом и морем.
- Второй этап: продолжение налетов авиации и артиллерийских обстрелов, ограниченные боевые действия частей Армии обороны на территории Ливана; 20 – 29 июля
Артиллерия и авиация в целом действовали также, как на первом этапе. В ночь с 23 на 24 июля батальон бригады «Голани» при поддержке танков 7-й бронетанковой бригады атаковал город Бинт-Джубайль, расположенный в 4 км от границы. В этом городке находилось крупное формирование «Хезболлы». Бои за Бинт-Джубайль шли до последнего дня войны. Халуц оправдывался перед представителями СМИ:
- Нет необходимости уничтожать все и каждую ракетные пусковые установки «Хезболлы». Мы должны разрушить военную логистику движения, это займет несколько дней.
- Третий этап: расширение сухопутных операций; 30 июля - 6 августа
Ввод в Ливан дополнительных частей сухопутных войск. Прекращение на двое суток налетов авиации на объекты, расположенные севернее реки Литани из-за инцидента 30 июля, когда при бомбардировке Бейрута погибло 28 гражданских лиц, включая женщин и детей. Инцидент получил широкий международный резонанс.
- Четвертый этап: масштабное наступление сухопутный войск в направлении реки Литани, завершение боевых действий; 7 – 14 августа
Премьер-министр и министр обороны Израиля 7 августа одобрили расширение наземной операции с целью оккупации территории Ливана вплоть до реки Литани, на оккупацию отводилось четверо суток. 14 августа 2006 г. с 8.00 утра вступило в силу Соглашение о прекращении огня, заключенное под давлением СБ ООН. Израильская авиация за 15 минут до вступления в силу соглашения нанесла последний за войну удар – бомбардировке подверглась восточная окраина Тира.
Наступление, начатое вечером 11 августа, силами четырех дивизий при поддержке бронетехники, артиллерии и авиации, с высадкой вертолетного десанта, развивалось тяжело, с большими потерями в танках:
- В 1982 г. дорога до Бейрута заняла сутки, теперь мы за семь дней продвинулись на семь миль.
Армия обороны с 1982 г. вела противопартизанскую войну, а формирования движения «Хезболла» проявили себя не партизанами, но кадровыми военными. От такой войны израильские воины отвыкли и к ней не готовились:
- Командование Армии обороны отмечало вопиющие отсутствие дисциплины даже в наиболее подготовленных частях. Резервисты показали себя совсем плохо, командование зачастую не решалось вводить их в бой.
В ходе боев за Бинт-Джубайль командир израильской бригады за отказ выполнять приказ отправил под арест взвод резервистов целиком.
К реке Литани устремилась пешим шагом группировка численностью более 30 000 человек при 400 - 500 танках «Меркава», включая новейшие Mk4. Группировке противостояло от 3000 до 5000 бойцов «Хезболлы», без танков, но с ПТУРами «Корнет».
Попадания ПТУР получило 50 «Меркав», еще два танка подорвалось на мине; 21 танк из 50 получивших попадания пришлось вывести из боя, пять «Меркав» восстановлению не подлежали. В боях погибло 30 израильских танкистов, что составило больше четверти людских потерь Армии обороны во Второй Ливанской войне.
Самые тяжелые потери в людях и технике Армия обороны понесла 12 августа.
В ночь с 11 на 12 августа ракетой ПЗРК был сбит вертолет СН-53 «Ясур» из 114-й эскадрильи. Погибли все пять членов экипажа. Потери могли быть существенно большими: вертолет доставил десант спецназа, СН-53 сбили при взлете с площадки высадки.
Днем 12 августа колонна из 24 «Меркав» 401-й бронетанковой бригады втянулась в узкое дефиле Вади-эль-Худжейр. Танки остановились перед завалом, устроенным на дороге, после чего превратились в мишени для расчетов ПТУР «Корнет». Прямые попадания получило 11 «Меркав». С той поры в арабской прессе дефиле Вади-эль-Худжейр именуют не иначе, как «кладбище Меркав».
Сбитый вертолет укладывается в поговорку «войны без потерь не бывает». Танкисты же, мнение израильских экспертов, проявили себя в бою 12 августа не лучшим образом, а высокие потери в танках отчасти связаны с отсутствием адекватной авиационной поддержки.
Непосредственная авиационная поддержка возлагалась на боевые вертолеты. Вертолеты относились к ВВС и за право управлять их действиями в тиши кабинетов Генштаба велись затяжные сражения. Сошлись на компромиссном варианте: ВВС передает Армии право командовать воздушной кавалерией в строго оговоренных случаях на срок не более 48 ч применительно к отдельно взятому вертолету. Своеобразный подход.
Институт передовых авианаводчиков в Армии обороны существовал. Именно как институт. Авианаводчики имелись, однако должного опыта взаимодействия с авиацией они не получили ни на учениях, ни в ходе реальных боевых действиях – зачем авианаводчики в полицейских операциях против палестинцев? Один такой авианаводчик без опыта в бою 24 июля навел вертолеты «Апач» на собственные войска.
Уроки первых боев в Ливане выявили желательность привлечения к непосредственной авиационной поддержке самолетов F-16. В Израиле старательно избегают рассуждений на тему нанесения самолетами F-16 ударов в интересах пехотных и танковых частей, ограничиваясь примерами в виде двух – трех эпизодов, без привязки к датам, географии, частям и подразделениям. Как-то:
- Летчики F-16, благодаря совершенной СУВ самолета, умудрялись поражать обычными бомбами противника, находившегося в нескольких десятках метров от наших войск.
Может быть, попадали бомбой белке в глаз. Истина же в том, что танковые части от самолетов ожидаемой помощи не получили, а систематическую борьбу с расчетами ПТУР летчики F-16 не вели, но и таких задач летчикам F-16 до Второй Ливанской войны не ставили.
Номер 1 в списке задач экипажей F-16 занимала нейтрализация ракетной угрозы.
За всю войну авиация, F-16 и F-15I, уничтожили 93 мобильные и 53 стационарных пусковые установки ракет «Fajr». Выдающееся достижение, особенно на фоне американцев, не сумевших отловить ни одного иракского Scud’a ни в 1991, ни в 2003 гг.
Проводить аналогии охоты на «Fajr» с охотой на Scud удумали в Израиле. Аналогия не совсем корректна. Американцы гонялись за мобильными пусковыми установками на пространствах западной части Ирака, гигантских в сравнении с Ливаном. Плотность технических средств разведки в Ираке была намного меньше, чем в Ливане.
Командование ВВС Израиля понимало невозможность уничтожения всех ракетных комплексов в первом внезапном ударе, а потому заранее подготовило план Б, сверстанный по образу американского плана … непосредственной авиационной поддержки войск/изоляции района боевых действий, использованного в 2003 г. в Ираке.
Всю территорию Ливана разбили на «квадраты смерти». Квадраты патрулировали охотники за ракетами – двухместные F-16, обычно F-16I. Экипажи охотников искали пусковые установки самостоятельно с помощью прицельных контейнеров системы LANTIRN или получали внешнее целеуказание преимущественно в виде привязанных к координатам «квадратов смерти» видеороликов, транслируемых в реальном масштабе времени от разведывательных БПЛА.
В первые дни войны экипажи охотников следовали процедуре принятия решения на использование оружия, схожей с американской: решение на применение оружия принималось на земле. Процедуру пересмотрели, после того как экипаж F-16 17 июля не успел нанести удар до пуска по самостоятельно обнаруженной ракетной установке, замаскированной под мирный автомобиль. Ракета упала в Израиле, прогиб мирный житель. С этого момента решение на применение оружия принимали экипажи «охотников».
Большинство пусковых установок (80%) было уничтожено после запуска ракет, что не удивительно, так как основным способом обнаружения ракетных комплексов на протяжении всей войны оставалась фиксация теплового излучения работающего ракетного двигателя ИК аппаратурой, размещенной на БПЛА.
Пусковые установки поражались через несколько минут после пуска. Это – в начале войны, к середине августа время от обнаружения работающего двигателя ракеты до нанесения удара удалось сократить до 45 – 60 секунд. Определенную роль в столь малом времени реакции на угрозу сыграла география: Ливан – не Ирак, подлетное время исчисляется десятками секунд. География – важна, но выдающееся, без малейшей иронии, достижение было достигнуто благодаря оптимизации процесса передачи информации от БПЛА или других внешних источников экипажам «охотников». В патруль неслучайно выделялись двухместные самолеты, где имелся освобожденный от пилотирования второй член экипажа. Перед глазами специально обученного штурмана располагался широкоформатный индикатор, на который видеоизображение от БПЛА транслировалась в реальном масштабе времени. Штурман принимал решение очень быстро и без вмешательства компетентных штабных специалистов, на свою ответственность.
Заявление представителей ВВС Израиля «к концу войны выживаемость мобильных пусковых установок [средних и тяжелых ракет] приблизилась к нулю, практически каждая пусковая установка, выполнившая пуск ракеты, немедленно уничтожалась» не является пустыми словами. Арабские источники приводят временной норматив на изготовление к пуску и пуск ракеты – 28 секунд; не 30, а 28 – секунды решали останется расчет в живых или погибнет.
«Хезболла» запускала средние ракеты по Израилю до самого последнего дня войны. За время Второй Ливанской войны на Израиль, по израильским данным, упало порядка 4000 ракет: 3700 – 3800 легких, 250 – 260 средних. Арабские источники сходятся с израильскими в количестве пусков – 4000 плюс-минус, но пропорцию между запущенными легкими и средними ракетами указывают иную: 3300 против 700.
В первые две недели на Израиль падало в среднем по 75 ракет в сутки, в третью неделю войны в сутки выполнялось в среднем по 150 пусков, в последние дни – по 30 – 40 пусков. Пик же пришелся на 12 августа, последний день войны: 253 пуска. «Хезболлы» контролировала интенсивность ракетных атак на протяжении всей войны вопреки успехам израильских ВВС, артиллерии или сухопутных войск (охоту за ракетными установками вел спецназ).
Потери от ракетных ударов оказались сравнительно невелики – 43 человека убито, 250 ранено, повреждено порядка 2000 строений. НО! От 100 000 до 250 000 израильтян временно покинули места постоянного проживания. Кирьят-Шмона (население около 20 000 человек), Маалот-Таршиха (20 000), Нагария (70 000 человек) и Цфат (30 000), чаще других подвергавшиеся ракетным ударам, превратились на время войны в города-призраки. На Кирьят-Шмона упало 1012 ракет, на Нагарию - 808, на Маалот-Таршиха - 642 ракеты и на Цфат - 471 ракета; в сумме 74% от всех запущенных по Израилю ракет. Опустела Хайфа. Ущерб причиняли даже ракеты, упавшие в чисто поле: лето + сухая трава + ракета = пожару.
Неуправляемые ракеты не отличаются высокой точностью стрельбы. Ракетные удары «Хезболлы» по Израилю справедливо называют террористическими, поскольку целями служили населенные пункты – площадные объекты. Военные объекты, естественно, считались лакомыми целями для ракетчиков «Хамас». Попытки поразить военную инфраструктуру Израиля предпринимались, но успеха не имели. В Цфате, посреди жилой застройки, находился штаб Северного командования Израиле. Принципиально ракетные удары по Цфату ничем не отличаются от бомбардировки Дахии, разница лишь в отсутствие у ракет «Хезболлы» коррекции по GPS, из-за чего низкую точность попадания пришлось компенсировать количеством пусков. Несколько ракет упало в окрестностях горы Мерон недалеко от Цфата. На вершине горе находится КП ВВС Израиля, отвечающий за северную зону; именно отсюда велось управления действиями израильской авиации над Ливаном. Городок Мигдаль-ха-Эмек подвергся ракетным ударом трижды (22 июля, 4 и 6 августа). Городок примечателен авиабазой Рамат Давид. Летчики 109-й, 110-й и 117-й эскадрилий, дислоцированных в Рамат-Давиде, за время Второй Ливанской войны выполнили 3000 боевых вылетов – четверть от всех боевых вылетов самолетов ВВС Израиля. Закупорить авиабазу, как это проделали израильтяне с аэропортом Бейрута, у ракетчиков «Хезболлы» не получилось.
Жертвами налета израильской авиации на Дахию стало от 20 до 30 мирных ливанцев, в то время как по предварительным расчетам число жертв среди гражданского населения могла составить о 300 до 400 человек. Цифирь приведена по израильским источникам. Такая вот борьба с терроризмом высокоточными боеприпасами с ограниченным радиусом поражения. Ракеты «Хезбололы», оружие террора, за всю войну убили 43 израильтянина. В Ливане погибло от 1000 до 1200 мирных жителей. Потери «Хезболлы», по израильской оценке, составили от 500 до 800 бойцов, хотя само движение свои потери показало в 81 человека, что меньше официальных потерь в людях Армии обороны (118 солдат и офицеров).
Реально самолеты ВВС Израиля уничтожили не 93 мобильные и 53 стационарные пусковые установки, а меньше. Официальные результаты подсчитаны на основе анализа записей бортовой обзорно-прицельной аппаратуры самолетов, а она 100% достоверности уничтожения цели не гарантирует. После войны в Израиле развернулись вполне профессиональные дискуссии на тему достоверности оценки причиненного противнику ущерба, при этом под сомнения не ставились одновременно официальная результативность действий авиации и сомнительность оценки причиненного ущерба, основанная исключительно на роликах обзорно-прицельной аппаратуры. «Хезболла», к тому же, практиковала имитационные пуски ракет, когда за работающий двигатель установленной на ПУ ракеты выдавали шину, подожженную в кузове грузовика с поднятым кузовом – пусковая установка - самосвала. Метод работал, поскольку штурман F-16 располагал всего 10 – 20 секундами на принятие решения о нанесении удара: некогда было разбираться в типе машине и особенностях факела пламени – похоже, значит бьем.
Тем не менее, даже если официальные результаты завышены вдвое (это вряд ли) эффективность действий охотников на ракетные комплексы остается высочайшей.
Схожая ситуация произошла с нарушением ракетной логистики. Авиация практически парализовала сообщения по магистральным автотрассам между Ливаном и Сирией, югом и севером Ливана. Транспортировка ракет, однако, велась окольными путями, коих существовало немерено. Перевозить ракеты стало намного сложнее, но перекрыть каналы поступления «расходных материалов» не получилось.
Однозначный успех охотников за ракетами подтверждает тезис о преувеличении возможностей авиации, бытовавший среди израильского командования.
Основной головной болью израильтян на протяжении всей войны оставались «Катюши» - мелкие ракеты калибра 107 и 122 м. Эту головную боль авиация вылечить не могла и лечить ее ей не поручали, поскольку «обнаружить пусковые установки ракет малой дальности с высоты полета реактивных самолетов невозможно».
Высота полета была значительной.
«Хезболла» располагала большим количеством ПЗРК и зенитных артсистем малого калибра. Командующий ВВС Израиля генерал-майор Элиэзер Шкеди запретил летчикам реактивных самолетов действовать ниже 3000 м; на вертолеты приказ главкома не распространялся. Уничтожение даже одного F-16 или F-15 «Хезболла» использовала бы для пропагандистской компании. На практике F-16 действовали с высот 4500 – 5000 м, однозначно вне зоны досягаемости ПЗРК и МЗА.
ЗРК за все время войны обозначали себя единственный раз. Сирийские ракетчики 29 июля сбили БПЛА «Херон», выискивавший автотранспорт с ракетами. БПЛА залетел в Сирию, за что и поплатился.
F-15I и F-16I по сложности и номенклатуре средств пассивной обороны до сих пор не имеют равных среди самолетов тактической авиации мира. Даже такие совершенные системы не гарантировали 100% защиты от ракет ПЗРК, а в случае угрозы со стороны МЗА были бесполезны. Ограничение по минимальной рабочей высоте в 3000 – 5000 м обычно для всех околопартизанских конфликтов. Обнаружить позицию «Катюши», как показала практика израильского спецназа, порой удавалось, лишь наступив башмаком на крышку бункера с пусковой установкой. Искать такую позицию оком обзорно-прицельной системы с высоты 3000 м – такое себе занятие.
В 2006 г. Израилю впервые, едва ли не с 1973 г., пришлось считаться с возможностью появления в воздушном пространстве страны самолетов противника, беспилотных. До 2005 г. Израиль оставался монополистом боевого применения БПЛА на Ближнем Востоке. Монополию разрушила «Хезболла», а точнее – Иран.
В апреле 2005 г. БПЛА «Абабил», сделанный в Иране, но формально состоявший на вооружении «Хезболлы», беспрепятственно вошел в воздушное пространство Израиля и так же беспрепятственно из него вышел. «Хезболла» опубликовала 9-минутный ролик полета «Абабила» над Галилеей. В Ливане полет обставили как триумф, в Израиле разгорелся скандал.
Неизвестно, когда истребители ВВС Израиля приступили к несению боевого дежурства в воздухе, но на момент начала Второй Ливанской войны такое патрулирование велось. Истребители боевого авиационного патруля виражали в зоне ожидания над Средиземным морем все светлое время суток. Дежурство не было напрасным, F-16 сбили два БПЛА «Абабил».
Первый БПЛА израильские РЛС засекли над морем в районе г. Акка. Дрон шел на высоте около 300 м со скоростью порядка 370 км/ч курсом на Хайфу. КП, тот, что на горе Мерон, вывел на БПЛА дежурный F-16. Летчик сблизился с «Абабилом» на параллельном курсе, пуск УР «Питон-4» был выполнен под ракурсом 100 градусов – почти в заднюю полусферу. Цель была уничтожена. Обломки БПЛА упали в море, часть из них вернули на землю израильские водолазы. Перехвата от момента обнаружения БПЛА до его уничтожения занял менее десяти минут.
До 7 августа 2006 г. командование ВВС Израиля не было уверено в способности ИК ГСН ракеты «Питон-4» захватить цель с низкой тепловой сигнатурой, подобную БПЛА «Абабил». Теперь сомнения исчезли. Еще один немаловажный факт: впервые в боевой обстановке летчик использовал нашлемный прицел, за счет чего и сумел поразить воздушную цель под «нетрадиционным» ракурсом. В бочке меда присутствовал ложка дегтя: израильский летчик сбил БПЛА не первым в мире, а вторым. Право первой ночи осталось за летчиком перехватчика МиГ-25 ВВС Ирака, сбившем в 2003 г. БПЛА RQ-1 ВВС США.
Второй «Абабил» был сбит 13 августа.
В труде корпорации «RAND» авторство побед над БПЛА приписано одноместным F-16C блок 30 одной из эскадрилий, дислоцированных на авиабазе Рамат-Давид. В прессе, однако, засветился двухместный F-16D блок 30 б/н 074 из 109-й эскадрильи с отметкой в носовой части фюзеляжа о БПЛА, сбитом в 2006 г. – красно-белая кокарда с ливанским кедром в белом поле.
Оба дрона вместо телекамер несли заряд ВВ. В Израиле БПЛА «Абабил» окрестили крылатыми ракетами для бедных. Легкость, с которой были сбиты оба БПЛА, оказала ВВС Израиля медвежью услугу. Через несколько лет «крылатые ракеты для бедных» превратились в угрозу, ничуть не меньшую, чем ракеты «Fajr».
Итоги Второй ливанской войны подвел полковник ВВС Израиля Рон Тира, принимавший непосредственное участие в планировании действий авиации. Ниже приведена цитата из труда Тира, претендующая на обобщенную оценку результатов войны, данную многими осведомленными людьми в Израиле и за его пределами:
- Израиль потерпел неудачу на стратегическом, оперативном и тактическом уровнях. Израилю не удалось обезглавить «Хезболлу», парализовать деятельность движения или добиться любого другого эффекта, который бы существенно ослабил волю к борьбе и серьезно нарушил функционирование командно-штабного эшелона организации. Израилю также не удалось нейтрализовать мелкие боевые группы [«Хезболлы»] и легкие ракеты класса «земля – земля». Израиль, в конечном счёте, не сумел зародить в бойцах «Хезболлы» ощущения беспомощности и отчаяния, а также не подтолкнул организацию к стратегическому коллапсу и стремлению немедленно прекратить войну на условиях Израиля.
Действия вооруженных сил Израиля во Второй Ливанской войне анализировала специально созданная парламентская комиссия. Армию комиссия закидала, хм, камнями. Армейские командиры, в отличие от командного состава ВВС, плохо знали собственную материальную часть, не были готовы применять в боях технические и тактические новинки. Армия, наконец, просто не была готова к войне с сильным противником, пусть и уступающим в техническом оснащении. В адрес флота у авторов итогового отчета тоже нашлись «добрые» слова.
К ВВС же претензий не имелось, вообще. Совсем.
Проблема ВВС в переоценке возможностей авиации и слепом следовании американской концепции ЕВО - Effects-Based Operations.
В вооруженных силах Израиля ВВС/ВКС занимают особое место. Лучше всего об «особости» военной авиации говорит ее финансирование: доля ВВС/ВКС в военном бюджете страны в разные годы составляла от 30 до 50%; таким финансированием не могут похвастаться ВВС ни одной страны мира, кроме Израиля. Назначение летчика генерал-лейтенанта Дана Халуца на пост начальника Генерального штаба Армии обороны следует рассматривать как политический жест в сторону ВВС. Халуц стал вторым, после Хаима Ласкова, и пока последним авиатором, порулившим всеми вооруженными силами Израиля. Ласков занимал пост НГШ в 1958 – 1961 гг., настолько давно, что даже в Израиле многие считают Халуца первым НГШ-авиатором. Халуц покинул Генеральный штаб в январе 2007 г., отнюдь не собственному желанию. В дальнейшем пост НГШ занимали выходцы из спецвойск – парашютисты, диверсанты, военные разведчики и один танкист.
Халуц извлек урок из собственного печального опыта. Архитектор Второй Ливанской войны в 2023 г., сразу после вторжения израильских войск в Газу, заявил:
- Мы уже проиграли эту войну, потому что у нас нет представления о том, какой должна быть победа.
В 2006 г. представления об облике победы не имели ни Халуц, ни Ольмерт, ни Перец. Не считать же за победу прекращение «Хезболлой» ракетных обстрелов Израиля? Сегодня прекратились, завтра – возобновились.
Концепция ЕВО ставит во главу угла ослабление способности противника к сопротивлению за счет разрушения логистической сети, складов вооружения и расходуемых материалов, нейтрализации системы управления и связи, физического устранения генералитета. Ну да, известная стратегия непрямых действий.
Операции вооруженных сил США в Ираке в 1991 и 2003 гг. полностью укладываются в русло концепции ЕВО. В Израиле, тот же Халуц, вдохновились молниеносным разгромом армии Саддама в 2003 г. Разгрома даже не случилось – иракскую армия «размягчили», после чего армия с первыми выстрелами пушек «Абрамсов» разбежалась; преувеличение, конечно, но в целом – верно. Представители Армии обороны отметили быстрый разгром регулярной армии классического государства, упустив из виду дальнейшую бесконечную войну не то с партизанами, не то с террористами, а может быть и с квазирегулярной армией при отсутствии в стране дееспособных государственных силовых структур. Именно с такой войной Израиль столкнулся в Ливане. Представления о способах победы в ней оказалось ошибочным, а сама победа как понятие - неопределенным.
Израиль не одержал победу во Второй Ливанской войны. Израиль не потерпел и поражения во Второй Ливанской войне, хотя… Халуц своими заявлениями насчет политики Нетаньяху и событий в секторе Газа, сделанными в 2023 – 2024 гг., настроил против себя изрядную часть если не общества, то СМИ. Журналисты приклеили к отставнику ярлык генерала, проигравшего Ливанскую войну.
Реактивные самолеты ВВС Израиля за всю Вторую Ливанскую войну выполнили 11 600 боевых вылетов при средней интенсивности полетов 340 самолетовылетов в сутки. Ударам подверглось 7732 объекта, примерно половина целей была атакована в темное время суток.
Ударные самолеты и боевые вертолеты израсходовали 24 000 авиационных средства поражения (ракеты, корректируемые и обычные бомбы). Для сравнения: вся авиация международной коалиции за 21 сутки операции «Iraqi Freedom» израсходовала 29 500 боеприпасов. Авиация Израиля в сутки в среднем сбрасывала/запускала 705 бомб/ракет, авиация коалиции – 1340. По количеству ударных самолетов и вертолетов авиация коалиции превосходила ВВС Израиля не в два, а в несколько раз.
Ракеты – «Хеллфайр» - применялись только вертолетами, бомбы – только самолетами. На долю самолетов пришлось 87% израсходованных боеприпасов.
Доля высокоточного оружия, корректируемые и управляемых авиабомб, достигла 36% - больше, чем в любом предшествующим вооруженном конфликте с участием Израиля. Больше всего израсходовано обычных 907-кг свободнопадающих бомб Mk 84. «Хезболла» пыталась компенсировать низкую точность стрельбы неуправляемыми ракетами количеством пусков. Израиль за счет применения кассетных бомб CBU-58 и CBU-71 попробовал нивелировать неспособность разведки вскрыть позиции «Катюш». Расход кассетных бомб оказался неожиданно высоким, иначе их бы не включили в список вооружений, в срочном порядке затребованных у США.
Боевые вылеты самолеты F-16 чаще всего выполняли с боевой нагрузкой из двух бомб калибра 907 кг или четырех бомб калибра 227 кг и трех ПТБ. На узел 5R под воздухозаборником обычно подвешивался прицельный контейнер системы LANTIRN. УР воздух-воздух вообще-то являлись излишними, так как угроза со стороны истребителей противника отсутствовала в принципе. Две ракеты AIM-9, тем не менее, подвешивались или на торцевые крыльевые узлы или на внешние подкрыльевые. Опубликована фотография F-16I, сделанная летом 2006 г. перед боевым вылетом: ракеты воздух-воздух отсутствуют.
Истребители боевого авиационного патруля несли по четыре УР «Питон-4», бомбы не подвешивались.
Дозаправку в воздухе, насколько известно, F-16 и F-15 за Вторую Ливанскую войну не выполняли ни разу, поскольку авиация работала на «коротком плече». Продолжительность одного боевого вылета составляла от 45 минут до полутора часов. Для таких полетов F-16 хватало запаса керосина во внутренних баках и двух подкрыльевых ПТБ.
За время войны ВВС Израиля потеряли четыре вертолета и один самолет.
Вертолет СН-53 был сбит ракетой ПЗРК. Два АН-64А столкнулись при выполнении полета в темное время суток. Один АН-64D разбился из-за отказа техники, другая версия – магистраль гидросистемы перебили осколки разорвавшегося поблизости «дружественного» снаряда.
У F-16I блок 52 б/н 489 (с/н 00-1045) 19 июля при выполнении взлета с авиабазы Рамон лопнул пневматик колеса носовой опоры шасси. Летчик и штурман катапультировались, самолет списали. Возможной причиной разрыва пневматика посчитали неустойчивость самолета по крену из-за значительной боевой нагрузки, подвешенной под крылом.
Генерал Шкеди не зря опасался потерять хотя бы один самолет от огня противника. «Хезболла» не могла претендовать на уничтожение F-16I блок 52 б/н 489, но двумя днями раньше, 17 июля, сразу несколько телекомпаний распространили мутный ролик с падением над Бейрутом некоего объекта, за котором тянулся дымный след. «Хезболла» объявила неопознанный падающий объект самолетом F-16, сбитый бойцами движения. Представитель Армии обороны Израиля потерю самолета любого типа в день 17 июля опроверг. Редкий случай, когда факт поглощения совой глобуса был настолько очевидным, что от претензии на уничтожение F-16 отказались даже представители «Хамас». Разбившиеся «Апачи», кстати, движение в свой актив занесло.
Часть 1: https://dzen.ru/a/aKtrT5EMcEXfF-lm