Собираясь в путешествие по Мурманску и окрестностям, я ещё не представляла, что познакомлюсь с древним городом Кола. Я в принципе не знала о его существовании)) Путешествия расширяют кругозор, факт.
Так вот, ныне этот городок на 10 тысяч жителей, застроенный панельками и хрущёвками, является сателлитом Мурманска, практически вплотную прилегая к нему. А когда-то это был центр Кольского уезда, когда-то здесь возвышался грозный острог, отразивший множество нападений. И, конечно, здесь находится самое старое на Кольском полуострове кладбище (хотя время было беспощадно к нему, как и к самому городу, о чём далее).
Маленький краеведческий музей Колы состоит всего из двух комнат, а рядом на улице тянется стена, на которой развешаны основные вехи из истории города. Вдоль стены доходишь до Благовещенской церкви, старейшего сохранившегося каменного здания не только города, но и всего Кольского полуострова — 1804 года постройки. В церкви хранится Поклонный (Путный) крест 1635 года, который установил кольской воевода Гурий Волынцев в честь Варлаама Керетского как благодарность за исцеление. Церковь была открыта, так что на крест я полюбовалась, но фотографировать не стала, чтобы не мешать верующим. Извините, снимок самой церкви вышел какой-то несуразный:
Кроме этой церкви, в Коле сохранилось еще одно каменное здание (уездного казначейства), выстроенное в 1807 году, но его множество раз уже перестраивали, так что даже не стала искать.
Хочу рассказать основные вехи истории Колы.
Официальной датой основания этого населённого пункта считается 1565 год, — к этому времени в Коле было как минимум три стационарных дома. Но с XII века на полуострове велась меновая торговля, и вскоре удобное место на стрелке слияния двух рек стало перевалочным пунктом для рыбаков. Долгое время официальной датой появления Колы указывали 1264 год.
А с середины XVI века, когда торговля перешла на международный уровень и сюда стали наведываться шведы, норвежцы, немцы, англичане, голландцы и французы, и начал расти тот самый будущий город.
В 1583 году Иван Грозный повелел выстроить острог со рвом, оградами, башнями. К этому времени в Коле была уже сотня домов. Любопытный факт: первым воеводой стал Аверкий Иванович Палицын. Он выстроил гостиный двор, упорядочил взымание пошлин. А после Палицын принял постриг на Соловках под именем Авраамий, с которым и вошёл в историю: он принимал участие в Земском соборе, избравшем на царствование Михаила Романова (1613 год), руководил обороной Троице-Сергиевой лавры во время осады поляками (1618 год), написал известнейшее летописное произведение "История в память впредъидущим родом".
Не раз пришлось новому городу отражать нападения иностранных неприятелей. В 1589 и 1591 гг. жители отбились от шведов, в 1599 г. — от датчан, в 1611 г. — опять от шведов. Кстати, царь Фёдор Иоаннович в 1589 году так высоко оценил героизм жителей, что на 3 года освободил их от налогов.
В 1681-1684 гг. в Коле выстроили прекрасный Воскресенский собор. Считается, что тот же зодчий позднее возвёл и Преображенский собор на острове Кижи.
При Петре I обветшавший острог отреставрировали и усилили, а заодно увеличили гарнизон до 500 человек. А Екатерина II вложилась в строительство и развитие города.
Что же случилось, почему столь процветающий город захирел и превратился в сателлит Мурманска? А случились англичане.
9 августа 1854 года английский военный пароход "Миранда" вошёл в Кольский залив. Этим событиям предшествовало начало Крымской войны годом ранее, в ходе которой в числе противников нашей страны была и Великобритания. Немного об этом военном конфликте писала здесь.
На севере врагов конечно ждали и укреплялись как могли, поэтому на предложение капитуляции от капитана "Миранды" ответили отказом. Но... Войны уже не велись так, как прежде. И 11 августа "Миранда" начала бомбардировку деревянной Колы. За 20 часов бомбардировки город выгорел дотла: исчез острог, исчез Воскресенский собор, исчезли 92 жилых дома. Оставшиеся без домов жители покинули это место, и в 1858 году Кольский уезд был ликвидирован. Конечно, город не был покинут окончательно, здесь продолжилась жизнь, но былое величие уже было безвозвратно утеряно.
Что ж, давайте теперь наконец поговорим о Кольском кладбище.
В начале XVI века в Коле был основан Кольско-Печенгский монастырь. К концу века его переместили за стены острога, на Каменный остров. А в 1764 году Екатерина II приказала монастырь упразднить. Осталась от него только одна деревянная Троицкая церковь, ставшая впоследствии кладбищенской: именно на территории бывшего монастыря возникло Кольское кладбище. Официальной датой открытия некрополя считается 1802 год, но захоронения здесь могли появиться ещё во время существования монастыря.
В 1930х Троицкую церковь снесли. На её месте, в глубине кладбища, ныне установлен памятный поклонный крест. А в 2001 году у входа возвели небольшую симпатичную церковь во имя Варлаама Керетского.
Кладбище же закрыли было в 1971 году, но через пару десятков лет вновь открыли. Сейчас здесь возможны только подзахоронения.
На территории кладбища сохранилось 23 дореволюционных захоронения, конца XIX - начала ХХ века. В 2007 году Кольский некрополь стал объектом культурного наследия регионального значения. Благодаря гранту, выделенному РПЦ, старинные захоронения привели в порядок и снабдили табличками. Подобную заботу о захоронениях не часто встретишь.
На одном из участков сосредоточена почти половина старинных захоронений, рядом размещена информационная табличка с общими сведениями. Остальные сохранившиеся могилки "разбросаны" по территории некрополя. Нашла не все, но большую часть.
Но, конечно, многое было утеряно: к 1917 году кладбище было заполнено практически полностью, здесь были сотни могил как местных жителей, так и прибывших из других губерний на работу, по воле случая или в ссылку. Да, ещё со времён Екатерины II в Колу начали ссылать на вечное поселение, и первой группой стали сподвижники Пугачёва.
Так, Абаляев Степан Максимович (1739 - не ранее 1801), которого Есенин в своей поэме "Пугачёв" вывел под фамилией Оболяев, был отставным солдатом и содержал постоялый двор в Таловом Умёте. Именно там Пугачёв объявил себя Петром III. Абаляев помог Пугачёву наладить связи с яицкими казаками, за что ещё до начала восстания был схвачен, наказан розгами и выдранными ноздрями, да и отправлен в Колу. Там Степан Максимович женился на такой же сосланной, крестьянке Анне Степановой, попавшей на север за удушение помещицы. У них родилось двое сыновей, и был как минимум один внук. Семейное захоронение Абаляевых на Кольском кладбище утеряно.
За поклонным крестом сохранилось надгробие Георгия Кирилловича Терентиева (1823-1904) и фрагменты надгробия его супруги Агриппины Флегонтовны. Православный священник Георгий Терентиев сменил несколько уездов, после чего на долгие лета (с 1871 года) священствовал в Коле. Он исследовал быт и культуру саамов, писал этнографические труды, собирал соответствующие коллекции и даже построил школу для лопарей.
А вот тоже интересное захоронение.
Василий Иванович Смирнов (1832-1897) начинал работать в Архангельском регионе, а в 1885 году перебрался в Колу, служить уездным исправником, по сути высшим административным лицом (представителем архангельского губернатора, к чьей вотчине отнесли тогда Колу). Пользовался большим уважением, о нём писал Е.Л. Львов: "исправник... украшенный орденами… подвижной и энергичный старик… замечательно изучивший весь Мурман, володеет своим поморьем на началах чисто патриархальных".
Михаил Васильевич Хипагин (1833-1900) сколотил себе состояние на торговле и во второй половине XIX века был одним из самых богатых жителей Колы. Даже 8 лет занимал пост городского головы. Пытался устроить в городе мореходную школу, но предложение не было одобрено. А вот его инициатива по защите рыбаков от норвежских китобоев привела к появлению в водах вооружённой крейсирующей шхуны "Полярная звезда". Много жертвовал на благотворительность.
В книге "Мурманский некрополь" П.В. Фёдорова и А.Н. Синицкого приведены пофамильные списки жителей Колы, похороненных на этом кладбище до революции. 23 надгробия и немногочисленные обломки — всё, что осталось на поверхности некрополя в наши дни. В основном здесь лежат крестьяне и мещане, и совсем единицы представителей духовенства или чиновников, что очень показательно для маленького города в Заполярье.
Напоследок покажу ещё немного снимков некрополя.
Советские надгробия тут типичны, поэтому практически не фотографировала.
На этом моя история заканчивается.
Спасибо за внимание и заходите в ТГ-канал.