Найти в Дзене

Про тысячесильные

На своём телеграмм-канале я рассказываю об российских авиационных двигателях и летательных аппаратах, на них завязанных. Начинал с маломощных, а теперь дошёл до движков в 1000-1200 л.с. Тут у нас разрыв, если не считать одного примечательного исключения. Но о нём позже. А пока - зачем нам нужны двигатели такой мощности? В стране на хранении несколько сот Ан-2, у которых выработан ресурс по двигателям. И СибНИИ активно продвигал тему ремоторизации их на турбовинтовые двигатели. Для начала они поставили на кукурузник Honeywell TPE331-12UAN (вариант ТВС-2МС). Потом ТВС-2ДТ — ТВС-2МС, с цельнокомпозитным крылом. Вначале взлетел как моноплан. Затем - биплан со стойкой в конце нижнего композитного крыла без расчалок. ТВС-2ДТС - цельнокомпозитный вариант, с композитными крылом, оперением и фюзеляжем, включая новое остекление кабины пилотов с использованием гнутых стёкол (одна из причин высокого сопротивления Ан-2 - фонарь кабины). Наконец, вариант Партизан - ТВС-2МС с особо коротким взлётом.

На своём телеграмм-канале я рассказываю об российских авиационных двигателях и летательных аппаратах, на них завязанных. Начинал с маломощных, а теперь дошёл до движков в 1000-1200 л.с. Тут у нас разрыв, если не считать одного примечательного исключения. Но о нём позже. А пока - зачем нам нужны двигатели такой мощности? В стране на хранении несколько сот Ан-2, у которых выработан ресурс по двигателям. И СибНИИ активно продвигал тему ремоторизации их на турбовинтовые двигатели. Для начала они поставили на кукурузник Honeywell TPE331-12UAN (вариант ТВС-2МС).

ТВС-2МС
ТВС-2МС

Потом ТВС-2ДТ — ТВС-2МС, с цельнокомпозитным крылом.

Вначале взлетел как моноплан.

ТВС-2ДТ с одним крылом
ТВС-2ДТ с одним крылом

Затем - биплан со стойкой в конце нижнего композитного крыла без расчалок.

ТВС-2ДТ с двумя крыльями
ТВС-2ДТ с двумя крыльями

ТВС-2ДТС - цельнокомпозитный вариант, с композитными крылом, оперением и фюзеляжем, включая новое остекление кабины пилотов с использованием гнутых стёкол (одна из причин высокого сопротивления Ан-2 - фонарь кабины).

ТВС-2ДТС
ТВС-2ДТС

Наконец, вариант Партизан - ТВС-2МС с особо коротким взлётом. На нижнем крыле установлено 8 электродвигателей со складывающимися лопастями. Электродвигатели обдувают нижнее крыло, и взлётная дистанция снижается до неприлично малого размера.

Партизан
Партизан

Выпущено несколько десятков ТВС-2МС (т.е. вариантов с использованием бэушных Ан-2). Но проблемой остаётся американский двигатель. Делать свой новый двигатель только под ремоторизацию Ан-2 государство не предполагает. Из своих был только омский древний (1965 года) ТВС-10, который ставили на "Суперпчёлку" Ан-28.

Ан-28
Ан-28

Но в Омске тема давно заброшена, и все усилия сосредоточены на производстве ракеты Ангара. Да и восстановление производства устаревшего двигателя вряд ли кто будет. Поэтому ТВС-2МС будут выпускать из старых Ан-2 либо в количестве 4-5 штук в год (как в прошлом году), получая двигатели по серому импорту, либо несколько десятков в год при отмене американских санкций. Это единственная размерность, где ситуация зависит от отмены санкций.

Впрочем, в России есть и свой двигатель примерно на 1000 лошадей. Вчера Путин ездил в Саров, и там около часа находился вне зрения журналистов. Ходят слухи, что ему докладывали об успешном завершении испытаний крылатой ракеты с ядерным двигателем Буревестник, и обсуждалось принятие её на вооружение. Так вот, по оценкам мощность её двигателя как раз 1000 л.с.

Буревестник
Буревестник

Но вряд ли его поставят на Ан-2. Но посмотреть на такое было бы интересно...