Давно что - то не писал ни рассказов, ни статей, и даже никто не намекнул, что соскучились по чтению, но главное в другом: сам соскучился по этому прекрасному занятию для души и ума. То ли было ранее!
"Рука тянется к перу, перо к бумаге и нет никаких сил оторваться от этого чародейства". Вечный вопрос: о чём писать и получится ли удивить себя и читателей? Но и это не главное!
- А что же тогда главное? - удивитесь сами от такого вопроса и захотите его побыстрее получить. Не буду вас томить ожиданием: главное для меня, как писателя (а как ещё назвать пишущего человека для других?), получать удовольствие от самого процесса письма и испытать радость; выразить то, что внутри не даёт покоя. Не просто выговориться, а осмыслить, уложить всё по полочкам и потом увидеть со стороны.
- Такого не бывает! - слышу громкие крики и сам удивляюсь, что вы этого не знаете или не испытывали. Ведь принято считать, что писательский труд очень трудный и серьёзный и поэтому не все становятся Толстыми и Достоевскими. И не надо! И в творчестве нужно быть и оставаться самим собой, только так ты станешь интересным для читателей. А для этого надо постоянно трудиться - читать и писать самому и любить это дело. Вот и всё. Так что каждый из вас, дорогие мои читатели, может стать писателем, если обладаете такими качествами.
- Но читатели бывают разные! - опять вопрошаете вы - и нужно писать только своим потенциальным читателям, которые будут вас читать и понимать!
А вот и нет. Читатели делятся на две категории для писателя: знакомы ли они с ним, как с человеком или нет. И если даже вы знакомы со мной лично, то вы всё равно не знаете меня - "что у меня в душе и мыслях!". Вот этой категории людей будет труднее всего объяснить и понять моё творчество. А близким и родным людям ещё тяжелее придётся. Но ничего не поделаешь с этими обстоятельствами: писать буду, а читать будете вы или нет, это ваше право и выбор.
Конечно, желание имеется у каждого автора быть понятым и лучше при жизни. Но мне проще всего, потому что вы есть у меня, читатели мои дорогие, и уже сейчас читаете эти строчки - они написаны только для вас. Придёт время, их будут читать и другие - так устроен мир. Пусть не прямо сейчас, не завтра, но когда - нибудь и эта уверенность меня обнадёживает и радует. И если читатель будущий остаётся невидимым, рассказ обращён и к нему. Это не просто монолог, это всегда диалог с будущим собеседником. Каждая написанная строка - как будто жест в сторону другого, попытка сказать: услышь меня. Пусть не обязательно согласиться - достаточно просто быть понятым. И в этом кроется сладостное утешение: пережитое мною в одиночестве когда - нибудь получит отклик.
Труднее всего ответить на вопрос: "О чём писать? Ведь всё уже написано давно, кто бы ЭТО читал ещё?". И здесь всё давно для меня решено, когда стал заниматься творчеством. Однажды написал стихотворение, обращённое к самому себе, подарок сделал к собственному дню рождения: "Как надо жить?". Там есть такая строчка: "Всё написано давно, осталось лишь моё". Надеюсь, что теперь всем ясно и понятно, почему пишу своё, ни на что не похожее.
А перед этим долго осмысливал пришедшие случайно, ка будто с неба, строчки, которые глубоко запали в душу:
"Всё сказано на свете -
Несказанного нет.
Но вечно людям светит
Несказанного Свет".
Чтобы понять их смысл, т.е. осознать и научиться использовать "это свечение" в жизни своей, пришлось создать даже целый Музыкально - поэтический видеосборник о Прекрасном из 15 видеофильмов, который так и назвал : "Несказанного Свет!". Но и этого действа оказалось недостаточно, чтобы осмыслить глубину сказанного только существующими законами внешнего, материального мира.
Уже улавливаете жанр моего письма и даже догадываетесь, о чём напишу сегодня? Ну вы даёте! Ну просто молодцы! Даже сам ещё не вполне решил, как довести до вас мои мысли и догадки о сегодняшнем времени - что именно меня волнует и тревожит.
Как советовали мне старшие и мудрые по жизни друзья, в любом деле "быка надо сразу брать за рога!".
А бык сегодня и есть СИМВОЛИЗМ - такое течение в искусстве со второй половине 19 века: и в литературе, и в живописи, и в музыке, а потом ещё и в театральной деятельности. Ну что, берём СИМВОЛИЗМ "сразу за рога?". Не страшно? Вот то - то! Сразу будет непонятно, а "страшно интересно"станет потом, когда углубимся и поймём, что это за "Явление такое, пришедшее в Мир Людей!".
Итак, СИМВОЛИЗМ - направление в европейском и русском искусстве, возникшее на рубеже 20 - го столетия, которое было сосредоточено на художественном выражении идей, которые находятся за пределами чувственного восприятия посредством символов. Понятно, что ничего не понятно, и это пока сближает нас.
Как мы познаём мир? Правильно! Через наши органы чувств! Вспоминаем их: глаза(зрение), уши (слух), кожа (осязание), язык (обоняние), нос (запах). Есть и знаменитое "шестое чувство" - подсознание, интуиция, внутренний голос и т.п. Этими пятью органами чувств люди обычные и познают мир до сих пор - ничего не изменилось у них и мир внешний понимают таким, каким видят и чувствуют (древнегреческие философы этот видимый мир называли Чувственным).
А вот первые символисты различных мастей и стран "стремились прорваться сквозь видимую реальность к реальностям скрытым, пытались постичь идеальную сущность мира, его подлинную и вечную красоту - они выражали тоску по духовной свободе!".
Думаю, пока написано ясно, чётко и понятно. Но мы не сдвинемся с места, пока не определимся со свои Мировоззрением, Мировосприятием, Миропониманием - это первое, чему должны научить ребёнка ещё с самого раннего возраста. А кто ему поможет в этом наиважнейшем вопросе в жизни, особенно в её начале? Родители? Вряд ли. Школа? Точно также не поможет, не готовят таких преподавателей. Может, бабушки, дедушки, крёстные, родные, друзья? А вы спросите вначале у себя, а потом и у них: "Определились ли со своим Мировоззрением? И какое оно? И давно ли определились?". Ответы вас поразят! Ну, если не в самое сердце, то в "темечко" точно. Не обрадуетесь, правда.
Можно пойти ещё по другому пути, более простому: спросите у них, какое ваше кредо? Да, да, именно так и спросите, ибо кредо - это основа Мировоззрения!
Вот вы сейчас утверждаете и говорите мне своими тихими голосами, которые я слышу, что символизм - это сложно! Не разобравшись со своим Мировоззрением, к символизму подходить не стоит даже "на пушечный выстрел!". Опасно! И может даже убить (морально и психически)! Я не "шутю", а предупреждаю. Предупреждён, значит, вооружён!
За помощью обратимся к учению древнегреческого философа Платона о существовании двух миров. Вспомнили? Здешний, земной мир, видимый мир, который познаётся органами чувств и потусторонний, невидимый, высший, совершенный, вечный мир. Так вот, "символисты усвоили учение Платона о "двоемирии" и стали "поэтами - магами", которые обладают способностями приобщаться к потустороннему миру; им дана сила прозрения, и все полученные тайные знания они и выразили в своих произведениях". Сложно? Витеевато?
Надеюсь, логика и здравый смысл у вас присутствуют и до сих пор всё идёт логично, и у вас уже просыпается мышление и вы начинаете задумываться, к чему это вас склоняю и веду...
Многие читатели уже догадались, что веду вас к символизму в России, который имеет два основных направления:
1. Символизм как миропонимание, мировоззрение, своеобразная философия жизни.
2. Символизм как художественное направление.
На сегодня достаточно, напомню только старших символистов: В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, Ф. Сологуб, З. Гиппиус. Младосимволисты: А. Блок, А. Белый, В. Иванов и др. Предшественниками символистов были русские поэты, которых вы хорошо знаете - А. Фет, Ф. Тютчев и К. Фофанов.
- Ну и что? - спросите вы невольно, - и зачем нам это надо знать и, главное, для чего? Жили до сих пор не тужили, даже "припеваючи", прекрасно обходились без них и дальше будем жить ещё лучше, т.е. просто и понятно, "крепко стоять на земле и надеяться только на лучшее".
- Вот в этом сейчас и заключается моя статья - рассказ и вообще, всё моё творчество: как вас заинтересовать в дальнейшем своём развитии к стремлению познать себя и весь окружающий мир, видимый и невидимый! Как вам такая идея? Слышу одобрительный шум аплодисментов, но, правда, не все согласны. Что делать? Каждый имеет право выбора в этой жизни - быть Творцом и творить свою жизнь и судьбу, или идти по жизни, полностью завися от обстоятельств.
На этот случай, чтобы вас заинтересовать в своём таком стремлении и расширить, так сказать, свой кругозор, предлагаю вам поспорить с самим Пушкиным, который утверждал, что "Человек по природе своей не любопытен и ленив". Слышали такое? А давайте - ка возразим Александру Сергеевичу и докажем обратное: "Мы любопытны и любознательны и совсем не ленивы, когда хотим что - то понять и познать! Для своей же пользы!". Уверен, что поэту такое возражение понравится! Не верите? Сомневаетесь? А зря! Спорю с поэтом почти всю свою сознательную жизнь и многого уже добился, и этому Александр Сергеевич только рад (доказательство представлю позднее, когда перейдём к разделу об искусстве, в других статьях).
Любая теория всегда суха, скучен и непонятен пока символизм, но теорию нужно вкратце знать, чтобы потом познакомиться с величайшими произведениям символистов и восхититься их творениями и открытиями!
Слав Богу, мне повезло в молодости: ещё будучи студентом, познакомился с Фёдором Кузьмичём Сологубом, который "зацепил" меня и даже взбесил в некотором роде. Вот это стихотворение, заставившее меня взглянуть на себя и мир по - иному:
"Я - Бог таинственного мира!
Весь мир в одних моих мечтах!
Не сотворю себе кумира
Ни на земле, ни в небесах!
Моей божественной природы,
Я не открою никому!
Тружусь, как раб, а для свободы
Зову я ночь, покой и тьму!".
Сразу не понял, каким Богом он представляется и что создал? В итоге долгих размышлений оказалось, что он, как поэт и Творец , создал целый мир в Душе своей! Это осмысление и понимание пришло не сразу, были мучительные споры с самим собой и внешними миром, но зато теперь могу сказать с уверенностью, обращаясь к поэту: "И я создал свой мир, занимаясь этим делом последние 25 лет неустанного труда: он невидимый, но реальный, и я готов его показать всем читателям и зрителям!". Пафосно? Нескромно? А вы сами попробуйте удержаться от такой радости, когда действительно что - то сделали самое важное в своей жизни и нашли смысл всей своей жизни? Нашли Свою Стезю! Ещё не так будете "Трубить во все фанфары на каждом углу!". Правда, не так красноречиво и задорно, как когда - то Александр Сергеевич похвалил себя за достигнутое (после написания исторической трагедии "Борис Годунов"): "Ай да Пушкин, ай да сукин сын!".
- "Но как передать невыразимое? Как показать невидимое?". Самая сложная задача, которая стояла перед первыми символистами, такая же задача стоит сейчас и передо мной. Но мне проще, ибо имею опыт достигнутого всеми символистами разных времён и народов, и появились современные средства передачи мыслей и наработанного материала (стихи, фотографии, видеофильмы и пр.), которые можно донести и до читателей и, самое главное и отличное от предшественников - и до зрителей: у них таких возможностей не было.
- Символами - слышу радостные подсказки читателей, - словами, музыкой стиха, звуком, ритмом, цветом, светом, картинами природы, музыкальными произведениями, видеокадрами!
Одним словом, Мироощущением своим, которые вызывают эмоции, мысли и чувства! Всё правильно вы подсказываете!
На этом пока и остановимся: передать невидимое можно и нужно видимыми средствами, чем и займёмся сейчас.
Но для начала вспомним Природу - Мать нашу, без Неё нам ну никак не разобраться!
Конечно же, для убедительности мы пригласим самого компетентного человека в этой сфере для нас, россиян - поэта и философа Фёдора Ивановича Тютчева (помните, "Умом Россию не понять"), уроженца села Овстуг Брянской области. Вот его знаменитое стихотворение, потрясшего весь род людской:
"Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик...
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...
Вы зрите лист и цвет на древе:
Иль их садовник приклеИл?
Иль зреет плод в родимом чреве
Игрою внешних, чуждых сил?
Они не видят и не слышат,
Живут в сем мире, как впотьмах!
Для них и солнцы, знать, не дышат
И жизни нет в морских волнах!
Лучи к ним в душу не сходили,
Весна в груди их не цвела,
При них леса не говорили
И ночь в звездах нема была!
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Не их вина: пойми, коль может,
Органа жизнь глухонемой!
Увы, души в нём не встревожит
И голос матери самой! 1836г.
Передохните минуточку и ещё раз прочтите: о чём это автор так красноречиво и беспощадно пишет - не о нас ли, глухих и слепых? Но полно обижаться, он писал о своих современниках, мы то поумнели с интернетом вместе в последнее время и думаем о Природе также, как и Фёдор Иванович в начале 19 века! Или я заблуждаюсь? Хотелось бы, но практика говорит совсем о другом: не буду дальше констатировать свои выводы, но вы то, мои самые лучшие читатели и зрители, понимаете всё и без дальнейших слов моих и выводов...
У меня вопрос сейчас возник: "Неужели Тютчев Фёдор Иванович, мой земляк, это постиг сам, в 19 веке, в лапотной то России, как читали мы в школе по истории о своей стране?". Ну, как вы думаете? Есть свои умозаключения спустя почти 200 лет развития человека и человечества после этого признания, что Природа является Живой? Как мы с вами! Смею вас разочаровать в какой - то степени - помог ему осознать эту истину Шеллинг Фридрих Вильгельм Иосиф, немецкий философ, на лекциях которого присутствовал не только поэт, но и другие известные нам личности по истории - Энгельс, Гумбольт, Бакунин, Кёркьегор, Соловьев и др. Запомним пока фамилию Шеллинг и этого будет достаточно для начала, но если хотите узнать о таком явлении и в Российской империи, прочтите А.С. Пушкина "Евгений Онегин", там будет показано увлечение прогрессивных людей России этим учением - ШЕЛЛИНГИАНСТВО оно называется.
Чем же так "зацепил" философ Шеллинг всех прогрессивных людей того времени? Одна цитата: "В центре его философии лежит идея природы как активного и творческого начала, где физическое и духовное неразрывно связаны. Человек является не покорителем природы, а частью её великого процесса становления, соединяя материю и сознание в поисках Абсолюта - вечной и неизменной первоосновы мира, первоначало всего Сущего, которое мыслится единым, всеобщим, безначальным и бесконечным и противостоит всякому относительному и обусловленному бытию".
Ещё раз прочтите эти строчки и забудьте на время, пока "рассеется туман и дым" над реальным видением внешнего мира, который нам более понятен и ясен.
Передохнули? Дым неясного рассеялся? Перехожу к аргументации написанного и непонятного даже для меня отчасти, хотя занимаюсь этой темой очень давно, с прошлого века, и вы сейчас убедитесь, как "туман непонятного разумом" быстро сойдёт на нет.
Получаю недавно отзыв читательницы и зрительницы о моих символистских произведениях (последнее было "Кусочек Брянщины моей", если помните, стихотворение и фильм), пишу дословно, чтобы быть, а не казаться честным: "Здравствуйте. Позволю себе замечание, как учитель русского языка: не все слова в русском языке пишутся с заглавной буквы... Успехов!".
Тут же отвечаю и выставляю в статус на Вацап, чтобы все читатели смогли прочесть: " Согласен. Чтобы понять Мир Символизма, который выходит за рамки правил не только русского языка, но и общепринятых форматов и шаблонов материального мира, нужно приложить ещё много усилий в понимании и осознании невидимого (ирреального, потустороннего) мира; одних знаний здесь явно недостаточно. Спасибо за отзыв".
Подумав, тут же отзыв и ответ отправляю профессионалу, доктору филологических наук, литературному критику: "Доброе утро, уважаемая Ирина Владимировна! Это только начало... Что Вы думаете по данному вопросу. Хорошего летнего дня!" и получаю вот такой ответ: "Доброе утро, Пётр Иванович! Думаю, что Небо на Вашей стороне". Сразу же поблагодарил: "Убедительно! Спасибо большое за поддержку!".
Объяснять подробно не стану, "слышащие поймут, видящие увидят". Приведу лишь правило русского языка о написании ПРОПИСНЫХ БУКВ (на будущее, всем читателям и критикам): "Используются для обозначения имени собственного, начала предложения или важного слова. Отличаются от строчных букв большим размером и уникальным начертанием". Точка.
В своих символистских произведения и пользуюсь этими правилами: обозначаю важные для меня слова(образы) прописными (большими, заглавными) буквами или уникальным начертанием их.
Но это только "маленькая толика", как использую буквы, слова, строчки для выражения невыразимого, показа невидимого...
Всё это написал на "одном дыхании" и сейчас вспомнил только: "А как же называется рассказ, который пишу сейчас, не напомните ли мне, читатели мои дорогие, или тоже забыли? Как лихо отвлёк от темы я вас и привёл к чему - то потаённому? Привыкайте к тому, что ведёт вас по жизни не только разум, но и Душа. А Душе этого и надо, чтобы думали и заботились о ней, и только о ней, ибо она одна такая на всём свете (на самом деле о ней редко вспоминают, к сожалению...).
Спасибо вам за подсказку, внимательные мои, тема рассказа так и называется: " Зачем мне эти Чудеса?". Для начала прочтём вот это моё стихотворение, написанное совсем недавно:
Я хотел бы видеть небо
И розовые облака.
"Не единым жив я хлебом" -
Но мысль не та и высока.
Я люблю безумно землю:
Цветы, деревья и поля.
Всё земное я приемлю,
Душа другое поняла.
Поняла, что ей приятно
Дарить мне небо, небеса!
Не всегда уму понятно,
Зачем мне эти чудеса?
Не противлюсь я решенью,
Живу с душой всегда в ладу.
Не хочу по - разуменью,
Беру своё - я не краду.
Не краду чужое мненье,
А розовые облака
Мне приносят вдохновенье
И жизни смысл из высока!
02.11.2024г. Розовый закат на даче. Тихий вечер дома. Ничто не тревожит. Строчки явились в 21.00 часов.
Всё понятно, стихотворение прочли, а где же небеса? Вот сейчас всё и начнётся, вы увидите и прочувствуете это стихотворение в полной мере!
Вчера, в воскресенье, 24 августа 2025 года, почувствовал в небе над городом Минеральные Воды необычное движение живой Природы: Небо придвинулось ко мне и стало настолько ближе, что сумел рассмотреть и оказаться в белых облаках, которые превратились в тучи; затем в Душу проникли блики солнечных лучей и Она оказалась в небесах голубых; потом спустился дождь с небес и стал дружески вести беседу со мной в течение двух часов, причем он трижды спускался ко мне и всё шептал и говорил, и доказывал, то усиливая свой голос, то затихая... Наконец - то мы поговорили и договорились о существовании счастья неземного, вечного и бесконечного, и он ушёл восвояси, незаметно растворился и всё стихло... А потом Природа сама мне выкатила в подарок Розовые Облака, о которых я так мечтал в этот вечер и вообще в жизни своей мечтаю; и только они, Вечные Спутники мои, "мне приносят вдохновенье и жизни смысл из высока".
А теперь, наконец - то, для самых терпеливых и любопытных зрителей, показываю фильм "Зачем мне эти Чудеса?", "Разговор с Дождём" из видеосборника "Мир Живой Природы".
Помимо органов чувств, которые видят и слышат внешний мир, включаем очи и уши Души своей (естественно, кто "взрастил" их неустанным трудом своим) - "шестое чувство", подсознание, интуицию, внутренний голос и начинаем видеть, слышать, ощущать, сознавать невидимое, но реально существующее!..
Чудных вам Открытий в себя самих и Божьем Мире!
Можно было бы и закончить этот рассказ - статью о Чудесах, но необходимо ещё осветить тему о Случайном - самом важном в жизни любого человека: всего этого могло бы и не быть, если был бы я в отъезде, например, на экскурсии; или бы не получил отзывы от читательницы и литературного критика; или бы не занимался символизмом и не думал, а значит, и не жил таким явлением в Мире Людей; или бы просто совсем не родился на этом свете...
Это всё случайности, но какие! Кем они управляются? Уверен, Высшими Силами!
"Случайность и намеренность,
Их разум разделил.
Не верю я в уверенность
И в силу наших сил.
Творим мы волю Божию,
Намеренье судьбы.
Идём по бездорожию
В оковах, как рабы.
Но жажда совершенного
Величия залог.
Мы выше мира тленного
И в наших Душах Бог!".
В.Я. Брюсов, теоретик символизма.
Но это уже другая тема. Спасибо всем, кто дочитал, рассмотрел фотографии, досмотрел фильм и решил пойти со мной далее в "светлые дали", в "прекрасное далёко"...
"Всё только начинается!". "Каждый день с чистого листа!".
"Нам надо лететь! А ну от винта! Все от винта!".